Файл: Законодательство рф в области образования включает в себя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации [1] и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка [2], в основе которых заложены следующие основные принципы:

. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);


9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

7

Функции дошкольной педагогики – это описательно прикладная (которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса), прогностическая (заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ), творчески преобразовательная (предполагающая    учет    научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии).

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод - это путь, способ достижения целей и задач. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации). Этапы научного педагогического исследования:

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент);

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Источники развития дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика имеет ряд источников, развивающих и обогащающих ее содержание. Одним из источников можно назвать народную педагогику, представляющую собой отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, сказках, обрядах, обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержаться поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

Важным источником развития дошкольной педагогики являются идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное. Так, учение Я.А.Коменского о материнской школе представляло собой первую попытку создания теории и методики дошкольного воспитания, определения его цели, содержания, основных средств и методов, предложения продуманной системы работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.Ж.Ж.Руссо особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Педагогическая деятельность Пестолоцци, его теории гармонического, природособразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали большое влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания. К.Д.Ушинский обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние на современное поколение педагогов.



Источниками развития дошкольной педагогики как науки являются инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания.Важными документами оказывающими влияние на развитие ребенка являются Закон об образовании, Образовательный стандарт ДО, положение УДО.

Огромное значение на развитие дошкольной педагогики как науки оказывают данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей.

Одним из источников развития дошкольной педагогики является передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран.

Религиозная педагогика – опыт воспитания человеческого общества во многом складывается под влиянием религии. В религиозных книгах сформированы представления человека о морали и нравственности.

Эмпирические исследования – современная педагогика становится экспериментальной наукой. Многие научные знания добывают благодаря исследованиям.

8

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах :качество условий, качество процесса образования,качество результатов.Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условийПрежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т. е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования, но этого далеко недостаточно. Некоторые управленцы предлагают использовать проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования; определение гибких нормативов финансирования ДОУ, что возможно будет реализовано в 2007 году, оперативность учреждения в выявлении социальных запросов населения, потребностей детей и родителей в дополнительных образовательных услугах, что поможет активизировать «бизнес-процесс» в ДОУ. Немаловажную роль в этом играет формирование собственного отношения к складывающейся 
образовательной и экономической ситуации у сотрудников ДОУ, необходима активность и осознанность их личностной позиции.

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов в вузе через разработку комплекса программ, построенных по блочно – модульному принципу, имеющих инвариативную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов. С другой стороны, актуальным становится необходимость развития у будущих специалистов системы дошкольного образования диспозиционно-установочных структур личности, позволяющих эффективно решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих их должностным обязанностям, в условиях проблемной и социально нестабильной ситуации.

В свою очередь, уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Не секрет, что во многих ДОУ комплексирование программ осуществляется по «лоскутному принципу» часто случайно без учета их концептуальных основ, условий ДОУ, специфики коллектива.

Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам.

9

ичность заведующего, его роль в успешной работе ДОУ.

  Каким должен быть заведующий детским садом?

Настоящего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с людьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали единым, сплоченным коллективом, чтобы между членами коллектива сложились доброжелательные взаимоотношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе детского учреждения имеют важное значение? Эти и многие другие вопросы совершенно правомерно встают перед специалистом при принятии решения стать во главе ДОУ.

Решение многих задач  требует от руководителя умения в  совершенстве владеть современными методами управления, обладать чувством нового, видеть перспективу развития и находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем.


Успех работы всего коллектива дошкольного учреждения в большей степени определяется знанием заведующего правильно, рационально расставить кадры, четко определить их обязанности, наладить взаимосвязь и взаимодействие между всеми звеньями учреждения, стимулировать деятельность каждого сотрудника. Влияние личности заведующего компетентного, с высокой  общей культурой, чуткого, отзывчивого и доброжелательного оказывается порой настолько велико, что, как правило, с его приходом отстающий коллектив за короткое время выходит в число лучших.

Детский сад, являясь  воспитательным учреждениям, представляет собой сложный организм. Процент управления им предполагает учет педагогических моментов, тесно связанных между собой.
Руководитель дошкольным учреждения обеспечивает не только ход  воспитательно - образовательной работы на основе нормативных документов и требований, но  и выполняя определенную социальную роль. Успешному решению данной задачи способствует единство педагогического коллектива,  согласованность и слаженность в работе всех его членов.
2.2.Классификация личностных качеств заведующего ДОУ.

В психологической науке  пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое  личность. Вместе с тем имеется  достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них.

Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

  • биографические характеристики;

  • способности (в том числе управленческие);

  • черты личности (личностные качества). 

Известный специалист в  области психологии управления Р. Л. Кричевский

дополнил эту классификацию еще одной группой – менеджерскими качествами.

Рассмотрим более  подробно каждую из перечисленных групп.

Первая группа  включает:

  • возраст;

  • пол;

  • социальный статус;

  • образование.


3. Стили руководства и их значение в работе ДОУ.

Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т.е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач.