Файл: Тема. Техники и приемы функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель урока: познакомить с приемом разметки прямоугольной детали с помощью угольника.

Задачи урока:

Показать прием построения прямоугольника от прямого угла листа с помощью угольника

Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения (разметка прямоугольника от прямого угла листа с помощью линейки)

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, переносить известные знания в новую ситуацию, внимательность, умение работать с опорой на рисунки в учебнике.

Проблема урока: Какая особенность использования угольника при разметке прямоугольника? В чем разница разметки прямоугольника с помощью линейки и угольника? Почему люди придумали разные способы разметки деталей?

3 класс

Тема урока: Развертка. Построение развертки детали.

Цель урока: научить строить развертки призматических форм.

Задачи урока:

Ввести понятие «развертка» на примере простой коробки

Учить читать чертеж развертки и выполнять её разметку

Закреплять и расширять знания о простейшем чертеже, умение читать чертеж и выполнять её разметку с опорой на него.

Развивать пространственное воображение, внимательность

Проблема урока: Что такое развертка детали? Какими способами можно изготовить объемную фигуру, игрушка? особенности чертежей объемных форм.

Методический анализ урока

1. К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию (художественный, рационально-логический или урок формирования практического навыка)?


2. Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?


3. Соответствует ли запланированная система действий учителя виду урока и поставленным задачам?

4. Насколько реальные действия учителя на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано? Насколько удачны предпринятые отступления от замысла?

5. Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?


6. Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся?


7. Какова общая оценка речи учителя (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?

8. Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?


9. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?

10. Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу? В чем это выражалось?


11. Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы?

Советы по изменению отношения к учебному заданию

1. Выполнение задания (изготовление изделия) не есть цель урока, а лишь средство решения учебной задачи.

2. Любое задание должно быть доступно для его выполнения (обязательно содержать новые знания и умения). Нельзя предлагать детям изделия при изготовлении которого, ребенок должен овладеть более чем двумя новыми практическими умениями.

3. Задания следует чередовать. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весть урок. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью: 1 класс – 5 мин., 2 – 3 класс – 5 – 7 мин., 4 класс – 10 мин.

4. Выбор изделия предлагаемого детям не может носить случайный характер и должен быть построен в четко продуманной последовательности.

5. Задания должны давать учащимся знания о мире, развивать мышление, эмоционально воздействовать на учащихся.

6. Должны сочетаться репродуктивные и продуктивные методы.

Продуктивный метод: эвристическая беседа (создание проблемной ситуации) и коллективное их разрешение, выполнение творческих заданий, высказывания детей о своих наблюдениях, предложения детей по изменению конструкции изделия.

Репродуктивный метод: используется при освоении трудовых приемов и операций: показ правильного приема владения инструментами ((удержание ножа, иголки, кисти); приемов разметки по шаблонам; показ различных способов соединение деталей. Такой подход обеспечивает высокий уровень самостоятельности при выполнении задания.



Правила рабочего человека

1. Прежде чем начать работу – приготовить рабочее место.

2. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

3. Береги инструменты, экономь материала.

4. Всегда думай, как сделать работу лучше.

5. Работать дружно – главное правило рабочего человека.

6. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Как избежать перегрузок при обучении ребенка

При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы.

Три уровня оценивания

1 уровень – воспроизведения (минимальный объем). Ребенок: воспроизводит предложенную схему; определяет количество деталей и способы выполнения; вырезает детали; наклеивает детали в правильной последовательности; выдерживает свое изделие близко к образцу (расположение деталей).

2 уровень – воспроизведение с элементами творческой деятельности: воспроизводятся очевидные недостающие детали (узоры, черты лица, оформление поверхности).

3 уровень – творческий. Ученик добавляет в композицию новые детали, владеет разными техниками и приемами (обрывание, мозаика, симметричное вырезание), показывает нестандартность мышления.

Результативность обучения

В соответствии с задачами, обозначенными в программе по курсу «Технология», необходимо изучить успешность обучения по трем линиям:

1) развитие ручной умелости,

2) развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу,

3) развитие умения планировать.

Критерии анализа и оценки

Минимальным объемом, необходимым к выполнению, являются результаты 1-го уровня, то есть когда ребенок выполняет предложенный образец, демонстрируя предусмотренные программой умения и навыки.

Выполнение работ 2-го и 3-го уровней может быть результатом целенаправленной деятельности в течение года, а также связано с индивидуальными способностями ребенка.

Оценивать работу следует индивидуально, учитывая как достигнутый результат, так и полученные навыки за период обучения.

Проводить анализ можно по следующим параметрам.

По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие в основе поделки. Насколько уда­лось это воплотить.

По материалу. Как подобран материал? Насколько он со­ответствует замыслу, технологии. Как использовались его свойства, цвет, форма?


По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и тех­нологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись? Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.

По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение? В технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Какие он сделал открытия в сфере применения технологии и в области специфических средств выразительности?

Оценивание работ

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Учебный проект строится по определенной схеме

1. Проблема проекта «Почему?». – Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация.

2. Целеполагание (мы делаем проект). – Цель проекта «Зачем?».

3. Постановка задач (для этого мы делаем). – Задачи проекта «Что?».

4. Выбор способов и (мы это можем делать) методов, планирование. – Методы и способы «Как?».

5. Ожидаемый результат (как решение проблемы). – Результат «Что получилось?»

Основные принципы проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; нужно создать необходимые условия для успешного выполнения проекта (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку); вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагога – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта); обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.