Файл: Тема. Техники и приемы функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Краудсорсинг. Наиболее известные краудсорсинговые проекты: Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров; InnoCentive — компания, приглашающая учёных за конкурсное вознаграждение решать задачи различных компаний; eBird — проект для наблюдения за птицами; NASA Clickworkers — анализ массива снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей; Добровольные вычисления — системы распределённых вычислений для расчёта различных научно-исследовательских моделей и анализа данных.

Образовательный фонд «Талант и успех». Учрежден 24 декабре 2014 года выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Призван усовершенствовать национальную систему выявления одаренных и талантливых детей в субъектах РФ и их дальнейшую профессиональную поддержку в целях наращивания научного, спортивного и культурного потенциала РФ. Цель – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших одаренность в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Осуществляет свою деятельность при поддержке Министерства науки и образования РФ, Министерства спорта РФ и Министерства культуры РФ. С этой целью в июне 2015 года в городе Сочи на базе олимпийских объектов Фондом открыт Образовательный центр «Сириус», куда ежемесячно приезжают 600 детей в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов России. Их сопровождают более 100 педагогов и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие преподаватели спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Программы Центра бесплатны для детей. Отбор на обучение проводится Экспертным советом Фонда.

Учебно-методическое обеспечение. Программа «Технология» авт. Е.А. Лутцева («Начальная школа ХХI века»)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции.2 Основы культуры труда, самообслуживание.

3.Технология ручной обработки материалов. 4.Элементы графической грамоты

5.Конструирование и моделирование

6.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощу­щений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.


Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД. Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД. Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД. Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать на уровне представлений: о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значи­мых производствах; об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); о правилах безопасного пользования бытовыми приборами

Уметь: организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения тех­нологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности; бережно относиться и защищать природу и материальный мир; безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электро­чайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).



2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать: названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей); последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с по­мощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; петельную строчку, её варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся)

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Иметь представление: о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты; о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме; традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий; стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.; художественных техниках (в рамках изученного)

Уметь самостоятельно: читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инстру­ментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологиче­ские приёмы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её ва­риантами; находить и использовать дополнительную информацию из различ­ных источников (в том числе из сети Интернет)

3. Конструирование и моделирование

Знать: простейшие способы достижения прочности конструкций

Уметь: конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать: об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека

Иметь представление: об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека

Уметь: названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя: создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, PowerPoint.


Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Примеры заданий

Задание базового уровня

Соедини стрелками название изделия с названием материала, из которого его можно изготовить.

Задание повышенного уровня

1. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, непрозрачный, гладкий. Отметь ответ 

 Писчая бумага.  Стекло.

 Пластилин.  Поролон.

2. Запиши, где применяется этот материал.

Ответ: ________________________________________________

3. Из чего изготавливают этот материал? Отметь ответ .

 Из древесины.  Из песка.

 Из хлопка.  Из нефти.

Содержание деятельности учащихся

По содержанию деятельность учащихся на уроке труда может быть:

1) рационально-логической или интеллектуальной;

2) эмоционально-художественной (создание художественного образа),

3) формирующей навыки практической работы (трудоемкие)

Рационально-логические и интеллектуальные задания предполагают конкретный и однозначный анализ конструкции изделия и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально. Главное в подобной работе – анализ конструкции и установление способов работы. Творчество, которое проявляют здесь учащиеся, носит преимущественно интеллектуальный характер. В результате работы у учащихся, как правило, получаются одинаковые изделия, соответствующие образцам.

Эмоционально-художественные задания рассчитаны на поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или художественную идею (превращение мотива!). Но создание художественного образа может происходить полноценно, если у ребенка имеется определенный запас чувственных представлений. У младших школьников он небольшой и необходимо проводить специальную работу по его обогащению. Наилучшим материалом для его обогащения являются образы природы – первоисточник знаний и эмоций. Именно их следует внимательно рассматривать, изучать, чтобы на этой основе создавались образы фантазии. Обязательное обращение к природным прототипам, рассматривать и изучать рисунки и фотографии. Художники и конструкторы учатся у природы. Учащиеся не копируют образцы, а на основе изучения природы и своей фантазии продумывают и создают свой образ.

Советы по организации работы


1. Школьники должны быть приучены к тому, чтобы до, во время и после работы постоянно поддерживать порядок на рабочем месте. С этой целью у детей формируются навыки организации рабочего места по принципу «Каждой вещи свое место!»

2. У каждого ученика должны быть ножницы с тупыми концами, хорошо отточенный простой карандаш, линейка, плоскости для клея, фальцовка (для проработки сгибов и складок).

3. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выполняли все операции (хотя это затрудняет творческую деятельность учащихся), не ходили по классу.

4. Очень важно приучить школьника правильно пользоваться клеем: клей наносить только кисточкой, равномерно распределять по поверхности + обязательная просушка изделия (ПВА), работать на подкладных листах (новый для каждой детали).

5. Нужно уделить внимание вопросам экономии материалов и времени (отработка умений ориентирования во времени), экономное расположение деталей на материале. Учащиеся должны сознательно усваивать необходимые правила, а не выполнять их как попало.

6. Обучить детей соблюдать требования безопасности. Учителю необходимо познакомить учащихся с этими требованиями, а во время урока добиваться строго соблюдения их (рассказать + выполнить соответствующие упражнения вместе с учащимися).

Вариант структуры урока (основные блоки)

1. Организация урока, установление порядка и дисциплины (проверка готовности материалов и инструментов). Проверка безопасности.

2. Подготовка учащихся к практической работе (актуализация – загадки) – обобщение полученных ранее знаний и умений, необходимых для предстоящей практической работы (вступительная беседа, рассказ учителя).

3. Практическая работа по изготовлению изделия.

4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.

Примеры тем, целей и задач уроков технологии. Проблемы уроков

1 класс

Тема урока: Общее представление о конструкции изделий

Цель урока: дать общее представление о конструкции различных изделий (на примере окружающих предметов).

Задачи урока:

Ввести понятие «конструкция изделия», «деталь»

Развивать наблюдательность, внимательность, речь


Проблема урока: Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия?

2 класс

Тема урока: Разметка деталей с помощью угольника