Файл: Тема. Техники и приемы функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краудсорсинг. Наиболее известные краудсорсинговые проекты: Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров; InnoCentive — компания, приглашающая учёных за конкурсное вознаграждение решать задачи различных компаний; eBird — проект для наблюдения за птицами; NASA Clickworkers — анализ массива снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей; Добровольные вычисления — системы распределённых вычислений для расчёта различных научно-исследовательских моделей и анализа данных.
Образовательный фонд «Талант и успех». Учрежден 24 декабре 2014 года выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Призван усовершенствовать национальную систему выявления одаренных и талантливых детей в субъектах РФ и их дальнейшую профессиональную поддержку в целях наращивания научного, спортивного и культурного потенциала РФ. Цель – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших одаренность в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Осуществляет свою деятельность при поддержке Министерства науки и образования РФ, Министерства спорта РФ и Министерства культуры РФ. С этой целью в июне 2015 года в городе Сочи на базе олимпийских объектов Фондом открыт Образовательный центр «Сириус», куда ежемесячно приезжают 600 детей в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов России. Их сопровождают более 100 педагогов и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие преподаватели спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Программы Центра бесплатны для детей. Отбор на обучение проводится Экспертным советом Фонда.
Учебно-методическое обеспечение. Программа «Технология» авт. Е.А. Лутцева («Начальная школа ХХI века»)
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции.2 Основы культуры труда, самообслуживание.
3.Технология ручной обработки материалов. 4.Элементы графической грамоты
5.Конструирование и моделирование
6.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД. Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД. Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений: о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах; об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); о правилах безопасного пользования бытовыми приборами
Уметь: организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности; бережно относиться и защищать природу и материальный мир; безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать: названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей); последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; петельную строчку, её варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся)
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Иметь представление: о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты; о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме; традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий; стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.; художественных техниках (в рамках изученного)
Уметь самостоятельно: читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет)
3. Конструирование и моделирование
Знать: простейшие способы достижения прочности конструкций
Уметь: конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать: об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека
Иметь представление: об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека
Уметь: названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя: создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, PowerPoint.
Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Примеры заданий
Задание базового уровня
Соедини стрелками название изделия с названием материала, из которого его можно изготовить.
Задание повышенного уровня
1. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, непрозрачный, гладкий. Отметь ответ
Писчая бумага. Стекло.
Пластилин. Поролон.
2. Запиши, где применяется этот материал.
Ответ: ________________________________________________
3. Из чего изготавливают этот материал? Отметь ответ .
Из древесины. Из песка.
Из хлопка. Из нефти.
Содержание деятельности учащихся
По содержанию деятельность учащихся на уроке труда может быть:
1) рационально-логической или интеллектуальной;
2) эмоционально-художественной (создание художественного образа),
3) формирующей навыки практической работы (трудоемкие)
Рационально-логические и интеллектуальные задания предполагают конкретный и однозначный анализ конструкции изделия и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально. Главное в подобной работе – анализ конструкции и установление способов работы. Творчество, которое проявляют здесь учащиеся, носит преимущественно интеллектуальный характер. В результате работы у учащихся, как правило, получаются одинаковые изделия, соответствующие образцам.
Эмоционально-художественные задания рассчитаны на поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или художественную идею (превращение мотива!). Но создание художественного образа может происходить полноценно, если у ребенка имеется определенный запас чувственных представлений. У младших школьников он небольшой и необходимо проводить специальную работу по его обогащению. Наилучшим материалом для его обогащения являются образы природы – первоисточник знаний и эмоций. Именно их следует внимательно рассматривать, изучать, чтобы на этой основе создавались образы фантазии. Обязательное обращение к природным прототипам, рассматривать и изучать рисунки и фотографии. Художники и конструкторы учатся у природы. Учащиеся не копируют образцы, а на основе изучения природы и своей фантазии продумывают и создают свой образ.
Советы по организации работы
1. Школьники должны быть приучены к тому, чтобы до, во время и после работы постоянно поддерживать порядок на рабочем месте. С этой целью у детей формируются навыки организации рабочего места по принципу «Каждой вещи свое место!»
2. У каждого ученика должны быть ножницы с тупыми концами, хорошо отточенный простой карандаш, линейка, плоскости для клея, фальцовка (для проработки сгибов и складок).
3. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выполняли все операции (хотя это затрудняет творческую деятельность учащихся), не ходили по классу.
4. Очень важно приучить школьника правильно пользоваться клеем: клей наносить только кисточкой, равномерно распределять по поверхности + обязательная просушка изделия (ПВА), работать на подкладных листах (новый для каждой детали).
5. Нужно уделить внимание вопросам экономии материалов и времени (отработка умений ориентирования во времени), экономное расположение деталей на материале. Учащиеся должны сознательно усваивать необходимые правила, а не выполнять их как попало.
6. Обучить детей соблюдать требования безопасности. Учителю необходимо познакомить учащихся с этими требованиями, а во время урока добиваться строго соблюдения их (рассказать + выполнить соответствующие упражнения вместе с учащимися).
Вариант структуры урока (основные блоки)
1. Организация урока, установление порядка и дисциплины (проверка готовности материалов и инструментов). Проверка безопасности.
2. Подготовка учащихся к практической работе (актуализация – загадки) – обобщение полученных ранее знаний и умений, необходимых для предстоящей практической работы (вступительная беседа, рассказ учителя).
3. Практическая работа по изготовлению изделия.
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.
Примеры тем, целей и задач уроков технологии. Проблемы уроков
1 класс
Тема урока: Общее представление о конструкции изделий
Цель урока: дать общее представление о конструкции различных изделий (на примере окружающих предметов).
Задачи урока:
Ввести понятие «конструкция изделия», «деталь»
Развивать наблюдательность, внимательность, речь
Проблема урока: Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия?
2 класс
Тема урока: Разметка деталей с помощью угольника