ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Понятие «толкование права» и его использование в правоведении.
Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в соответствии с заключенной в них волей правотворческого субъекта в целях их реализации и совершенствования.
Толкование – не обычный мыслительный процесс, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснениеиразъяснение.
Уяснение – это процесс понимания, осознания содержания норм “для себя”.
Разъяснение – объяснение, доведение усвоенного содержания до других.
Уяснение иразъяснение – две диалектически связанные стороны единого процесса – толкования.
Толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Толкование права является неотъемлемым элементом правоприменительной деятельности.
Объектом толкования являются нормативно-правовые акты.
Предметом толкования является воля законодателя, выраженная в нормативно-правовом акте.
Цель толкования – это правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку.
-
Статические и динамические тенденции практики толкования права.
Статические и динамические тенденции в практике толкования
Если обратиться к истории, то можно заметить, что взгляды на толкование постоянно менялись. В одних исторических условиях интерпретаторам представляется значительная свобода (например, именно благодаря этому респонзы римских юристов стали стержнем развития римского права), в других случаях мы находим полный запрет на толкование (в VI веке император Юстиниан запретил толкование своих Дигест, так как по его мнению все неясности были устранены).
Такие изменения во взглядах и подходах имеют под собой объективные основания: действующее право может отставать от изменяющейся жизни, неправильно, неточно отражать ее в своем содержании. В этом случае положения устаревшего закона приходится толковать с учетом этих изменений: статическая тенденция сменяется динамической. Когда же происходит кардинальное обновление законодательства, устаревшие законы отменяются, а в обществе наступает период общественно-политической стабильности, то верх берет статическая тенденция.
Статическая тенденция
-
•задача толкования - установление воли "исторического" законодателя; -
•значение нормы считается неизменным; -
•основная цель - обеспечить стабильность, правовую определенность (предсказуемость решений правоприменителя).
Динамическая тенденция
-
•задача толкования - установление воли "актуального" законодателя ("воли закона"); -
•значение нормы зависит от условий её применения и интерпретатору дается значительная свобода в его определении; -
•основная цель - достигнуть максимальную адекватность между нормами права и жизнью.
При этом важно научиться отличать изменения в толковании и правоприменении, находящиеся в рамках законности от тех, когда содержание закона меняется помимо законодателя, вопреки его воле, ясно выраженной в законе.
Элементы динамичности толкования, находящиеся в сфере законности.
-
•Во-первых, динамика толкования может вытекать из общей динамики самих законов. В данном случае речь идет не об изменении закона самим законодателем, здесь вопрос ясен: изменение закона – это всегда изменения его содержания, а следовательно, и толкования. Но содержание интерпретируемого закона может изменяться опосредованно, при изменении других, логически связанных с ним законов. В юриспруденции давно известно, что "одна норма может развивать и дополнять другую, распространять или ограничивать ее в том либо ином направлении, подтверждать и обосновывать или, наконец, противоречить ей". -
•Во-вторых, динамика содержания законов может выражаться также в использовании оценочных терминов и выражений, значение которых в -
определенной мере является изменчивым, зависящим от критериев оценки, вытекающих из конкретно-исторических условий или даже особенностей конкретной ситуации, применительно к которой интерпретируется закон. -
•В-третьих, динамика толкования может проявляться так же во все углубленной и развернутой интерпретации нормы права. Норма права носит общий и абстрактный характер. Неопределенно число разнообразных случаев, которые могут оказаться в сфере ее действия. Чем дальше от момента издания закона, тем больше эта возможность превращается в действительность. Многообразие фактических обстоятельств, реально оказывающихся в сфере регулирования интерпретируемой нормы права, не только требует углубления интерпретации, но и способствует этому. -
•В-четвертых, при интерпретации могут быть и ошибки, и различные расхождения во мнении относительно содержания нормы права. Разрешение ошибок и противоречий также служит источником развития интерпретации конкретной нормы права.
4. Необходимость толкования для целей реализации.
По вопросу о необходимости толкования существует три точки зрения:
-
законы доступны пониманию всякого, поэтому потребность в толковании отсутствует; -
толкование необходимо в тех случаях, когда закон неясен или нечетко сформулирован; -
толкование необходимо во всех случаях (интерпретации должны подвергаться все законы).
Толкование присутствует на всех этапах правового регулирования.
На самом начальном этапе регулирования (этапе нормотворчества) решение вопросов о необходимости обновления законодательства, восполнения пробелов путем нормотворчества обязательно сопровождается толкованием, ведь для их решения необходимо глубокое знание содержания обновляемого законодательства, его достоинств и недостатков. Толкование является одним из необходимых способов, с помощью которого будущее законодательство должно органически вписываться во всю существующую систему законодательства, ведь только путем толкования могут быть выявлены противоречия между старым и проектируемым законодательством, пробелы, неточности, дублирование и т.д. Поэтому невозможно обойтись без толкования проектов нормативных актов.
Толкование используется при систематизации нормативных актов, которая, хотя и служит целям реализации норм права, однако по своему характеру примыкает больше к нормотворчеству, чем к реализации права. А такой вид систематизации, как кодификация, - целиком нормотворческая деятельность. То же самое можно сказать и о нормативном аутентическом толковании, которое по своей нормативности и общеобязательности ближе стоит к нормативным актам, чем к актам реализации. Оно занимает промежуточное положение и в определенной мере есть "продолжение" правотворчества, т.е. устранение "огрехов", "шероховатостей", "недоделок" нормативного акта, его конкретизации самим творцом этого акта -законодателем.
Толкование, связанное с правом, не сводится только к толкованию действующих нормативных актов. Оно имеет более широкую сферу применения, его объектами могут быть различные источники.
В зависимости от объекта можно выделить следующие виды толкования:
-
проектов нормативных актов; -
действующих нормативных актов; -
исторических источников права (когда используется исторический способ толкования); -
индивидуальных юридических актов (например, договоров); -
документов, фиксирующих юридические факты.
5. Объект толкования права.
Объектом толкования является право, выраженная в нем государственная воля. При этом в процессе толкования установлению подлежит только государственная воля (воля законодателя), которая объективно выражена и закреплена в нормативных актах. Иными словами, объект толкования – не то, что законодатель, по мнению интерпретатора, думал, предполагал, а воплощенная в нормативных актах воля законодателя, т. е. воля законодателя, которая выступает в качестве воли закона в виде нормативных предписаний.
процесс создания закона можно представить в качестве своеобразного "кодирования" информации (правила поведения оформляются в виде предложений текста). Интерпретатор, в свою очередь, в ходе толкования правового акта производит обратный процесс, "раскодирует" эту информацию (предложения, содержащиеся в тексте закона превращает в правила поведения). Знания о структурных связях, объединяющих элементы в норму права, выступают в качестве своеобразного "плана" нормы, согласно которому необходимо "двигаться", чтобы получить нужную информацию (как бы идти по зданию, держа в руках план постройки).
Норма права образуется благодаря установлению связи между формально определенными обстоятельствами (первый элемент нормы) и формально определенными последствиями (второй элемент нормы). Первый элемент нормы традиционно называется гипотезой (регулятивной нормы) или диспозицией (охранительной нормы), второй элемент - диспозицией (регулятивной) или сан кцией (охранительной нормы).
Диспозиция, в свою очередь, образуется благодаря связи между субъектом ("деятелем") и тем действием, которое он вправе или обязан совершить. Таким образом, в ходе первичного анализа правового текста интерпретатор может воспользоваться следующим алгоритмом:
-
найти субъекта («деятеля»), -
определить юридический характер предписания (управомочивание, обязывание или запрещение), -
выделить описание действий данного субъекта -
найти описание условий, при наличии которых субъект вправе или должен будет совершить эти действия.
Полученную таким образом информацию можно записать в обычной последовательности: ЕСЛИ – ТО
Мыслительные операции, описанные в данном алгоритме, носят универсальный характер и применимы ко всем видам норм права, однако требуется учитывать особенности приемов юридической техники, которые используются при создании разных видов норм. Рассмотрим применение данного алгоритма на приме регулятивных норм, состоящих из гипотезы и диспозиции.
Статья 616. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества
1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Рассмотрим по алгоритму первый абзац пункта 1:
-
Первый этап: находим диспозицию.
-
находим субъекта («деятеля») - арендодатель -
определяем юридический характер предписания (управомочивание, обязывание или запрещение) - обязан -
выделяем описание действий данного субъекта - произвести за свой счет капитальный ремонт имущества
-
Второй этап: находим гипотезу
-
находим описание условий, при наличии которых субъект вправе или должен будет совершить эти действия - (1) передача имущества в аренду, (2) отсутствие в законе или договоре другого правила для этой ситуации.
Записываем полученный результат: