ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет ___________________________
Кафедра ____________________________
Образы природного мира в цикле рассказов И.С. Тургенева
«Записки охотника»
Курсовая работа
Направление __________________________________________________________
Направленность (профиль)_______________________________________________
Дисциплина ___________________________________________________________
Выполнил: студент __ группы
________ формы обучения
______________ ФИО
_________________________
(подпись)
Научный руководитель:
______________ ФИО
Курсовая работа защищена
«___» _____________20__г.
Оценка_______________
_________________________
(подпись)
Омск, 2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Пейзаж в биографии и творчестве И.С. Тургенева…………………...5
1.1.История создания цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»…5
1.2.Функция пейзажа в литературном произведении…………………………..7
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….11
Глава 2. Природный мир в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»………………………………………………………………………...12
2.1. Пейзаж как форма присутствия автора в творчестве И.С. Тургенева…..12
2.2.Образы природы в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»………………………………………………………………………...18
Выводы по 2 глава……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25
Введение
Природа является неотъемлемой частью всего живого мира. Её описание в различных литературных произведениях затрагивает большинство авторов. Так, пейзаж в литературе является важной частью художественной картины мира, часто определяет пространственно-временные параметры и композицию текста, а также способствует его целостному восприятию.
Одним из самых ярких мастеров описания пейзажа являлся И.С. Тургенев. Можно отметить, что мало кто из русских писателей любил родную природу такой глубокой и нежной любовью и проявлял по отношению к ней такую проникновенную наблюдательность. И.С.Тургенев был убежден, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он ее сын» [11, c. 59].
Одним из самых ярких произведений И.С. Тургенева, где описываются пейзажи природы является цикл рассказов «Записки охотника». В них природа изображена с необычайной яркостью, становятся ощутимыми не только краски, звуки, очертания предметов, но даже течение времени.
Помогают составить представление о своеобразии творчества писателя и его значении в развитии русской литературы работы А.К. Бабореко, В.В. Голубкова, М.П. Старенкова, М.П. Алексеева, Г.Б. Курляндской, С.М. Петрова и другие авторы. Анализируя различные ракурсы тургеневского текста, все исследователи обращают внимание на нравственную проблематику, гуманизм «Записок охотника». В статье А.К. Бабореко о «Записках охотника» раскрываются исторические предпосылки создания этого произведения, дается полная и глубокая характеристика отдельных героев.
Актуальность представленной темы обусловлена, что большинство исследователей в области литературы, изучая «Записки охотника» делали акцент на циклооброзовании пейзажа, то есть на объединении рассказов под одной идеей, то время как его функции оставались не исследованными.
Объектом исследования является произведение И. С. Тургенева.
Предметом исследования является поэтика пейзажа в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Целью представленной курсовой работы является исследование образов природного мира в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
В соответствии с поставленной целью потребуется решение следующих задач:
-
изучить литературу по теме; -
рассмотреть историю создания цикла рассказов И.С.Тургенева
«Записки охотника»;
-
изучить функции пейзажа в литературном произведении; -
охарактеризовать пейзаж как форму присутствия автора в творчестве
И.С. Тургенева;
-
проанализировать образы природы в цикле рассказов И.С. Тургенева
«Записки охотника».
В результате написания представленной работы были использованы труды следующих авторов: В.Г. Андреевой, В.А. Доманского, Г.Б. Курлянской, М.Я. Сарриной, М.П. Старинкова и других авторов.
Методы исследования: целостный анализ, сравнительно-исторический анализ.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Пейзаж в биографии и творчестве И.С. Тургенева
-
История создания цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»
Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опубликован единым изданием в 1852 году. Спустя продолжительное время писатель дополнил книгу еще тремя произведениями. Сборник вызывает много споров среди литературоведов относительно жанра опубликованных работ. Некоторые критики придерживаются мнения, что творения Ивана Сергеевича относятся к очеркам. Другие утверждают, что все произведения написаны в жанре рассказа [18, c. 51].
В 1846 году все лето и несколько недель осени И.С. Тургенев находился в Спасском-Лутовинове. Автор на время отошел от писательской работы. Все дни он проводил в наблюдениях. При любом удобном случае И.С. Тургенев отправлялся на охоту. Но он ходил не один. Компанию ему составлял местный егерь Афанасий Алифанов [23, c. 179]. В середине осени писатель был вынужден вернуться в Петербург. До автора дошла информация, что у журнала «Современник» новые владельцы. Руководящий пост поделили Некрасов и Иван Панаев. Обновленный редакторский состав попросил И.С. Тургенева внести изменения в произведения.
В первом номере «Современника» был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч». Это произошло в январе 1847 года. Произведение имело подзаголовок «Из записок охотника». Вариант был предложен Иваном Панаевым. Именно это название и стало впоследствии заглавием всего цикла рассказов.
И.С. Тургенев изначально не представлял, какую книгу он хочет создать. Он долгое время обдумывал детали, сопоставлял факты, анализировал будущую композицию. Процесс шел постепенно, без особых взлетов и писательских простоев. Находясь в деревне, И.С. Тургенев собрал достаточно материала, который он мечтал использовать в своем произведении. Наблюдений было так много, что они могли бы послужить основной для нескольких интересных книг и сборников. Своим творением «Записки охотника» И.С. Тургенев сделал так, что его произведение явилось своеобразным этическим камертоном, по которому настраивалась последующая литература в своем обращении к темам из жизни народа [18, c. 184].
Важно заметить, что «Записки охотника» не сводятся только к прямому протесту против крепостничества: они дают широкую картину русской жизни с теми ее положительными началами, хранителем и носителем которых является народ.
Крестьяне в «Записках охотника» – это живые люди во всем многообразии ярких индивидуальностей. Практический ум Хоря и поэтическая натура Калиныча, трогательно беззащитная девушка в «Свидании» и угрюмый, полный стихийного благородства Бирюк, талантливый певец Яков и тихий, весь в духовных поисках Касьян с Красивой Мечи. Все они каждый по-своему несут в себе черты русского национального характера. Ум народа, его чувства, типы его людей – залог будущего страны, показатель того, сколько сил в народе задавлено и гибнет без следа [16, c. 122].
Сам прием «хождения» по родной земле дает возможность писателю увидеть и деревню, и барские усадьбы, и избушку лесника, и трактир, встретиться с нищим, неграмотным мужиком и с людьми, европейски образованными. Сатирические образы, подобные самодовольному и жестокому помещику Пеночкину, соседствуют с трагически сознающим свою оторванность от действительной жизни героем «Гамлета Щигровского уезда».
И.С. Тургенев в своих рассказах отождествляет жизнь русского человека, его любовь и смерть. Касаясь темы природы, автор бережно описывает все её детали, при этом разделяя их по временам года и суток. Композиционно книга завершается пейзажной зарисовкой «Лес и степь», где отражена вся красота русской природы.
Таким образом, история создания «Записок охотника» достаточно длинная и этапная, поскольку автор дополнял свою книгу в процессе несколькими рассказами. Можно отметить, что точность и тонкость изображения, поэтическое воссоздание народных характеров, богатство жанровых форм стали одним из источников дальнейшего развития и русской литературы, и творчества самого И.С. Тургенева.
-
Функция пейзажа в литературном произведении
Для того чтобы исследовать цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» и описание в нём природного мира, необходимо рассмотреть общие функции пейзажа для литературы в целом и для рассказов Тургенева, в частности.
Представим сначала классификацию пейзажа, предлагаемую в трудах А.К. Баборенко [4, c. 233]:
-
по принадлежности к методу, направлению и течению:
сентименталистский, романтический, реалистический, символистский, экспрессионистский, авангардистский и т.д.;
-
по принадлежности к роду и стилю: лирический, эпический;
объективный, субъективный; нейтральный, экспрессивный; обобщенносимволический, иносказательно-философский, и др.;
-
по соотнесенности с другими видами искусства: живописный,
пластический, графический, статичный, динамичный;
-
по мере соотношения с реальностью: реальный, условный, конкретный,
фантастический, обобщенный, мифологический, библейский;
-
по его основной функции: живописный, символический,
психологический;
-
по ландшафту и сезону, изображенному в пейзаже: равнинный, горный,
морской, весенний, зимний;
-
по эмоциональному тону: радостный, веселый, печальный, унылый,
величественный.
Рассмотрев одну из имеющихся классификаций пейзажа, отметим, что признавая значимость пейзажных описаний в литературном произведении, многие отечественные литературоведы посвящали свои исследования выявлению функций пейзажа. Рассмотрим некоторые из них.
Так, Г.Н. Поспелов, рассматривая роль пейзажа в литературе с исторической точки зрения, отмечает, что он вошел в литературу достаточно давно. Автор пишет: «на ранних стадиях литературного развития часто олицетворялся, вместе с тем уже в античной литературе природа стала изображаться в качестве фона действия» [19, c. 178].
Л.М. Крупчанов рассматривает и иллюстрирует следующие возможные функции реалистичного пейзажа в произведении [10, c. 97]:
-
пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором
развертывается действие;
-
пейзаж может выступать как одно из условий, которые определяют
жизнь и быт человека, т.е. как место приложения человеком его труда;
-
пейзаж может подчеркивать определенное душевное состояние героя
либо оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы;
-
природа нередко выступает как живое существо, сопровождающее
человека и взаимодействующее с ним;
-
пейзаж усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет
его идейное содержание, способствует раскрытию основной мысли писателя;
-
пейзаж – одно из средств развития действия, один из его этапов,
элементов сюжета, т.е. он может органически входить в развитие действия художественного произведения;