ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
пейзаж может входить в содержание произведения как часть
национальной и социальной действительности, которую изображает писатель;
-
пейзаж может играть роль социальную; символическую и
аллегорическую; композиционную, или обрамляющую; поэтическую, или эстетическую.
Представленную выше характеристику поддерживает также литературный исследователь М.П. Старенков. В своей работе он утверждает следующее: «пейзаж бывает исполнен патриотического чувства и помогает раскрыть национальное самосознание русского человека. В отношении к природе обнаруживаются характерологические черты литературных героев. Пейзаж выступает в своей сюжетной функции, конкретизируя художественное пространство и время в произведении» [28, c. 250].
Несколько иной взгляд на функциональную нагрузку пейзажных описаний в художественном произведении у М.Я. Сарриной. В своем исследовании она указывает на два типа пейзажа [27, c. 74]:
-
первый тип пейзажа, по ее мнению: «Не имеет самостоятельной
функции в воссоздании достоверной психологической атмосферы выполняет скорее условно-подчиненную функцию, это все еще, пожалуй, условный штамп»;
-
при описании второго типа автор утверждала следующее: «Описание
весеннего сада уже не столько обязательный условный фон, не столько олицетворение независимого круговращения природы. Здесь мы наблюдаем проявление авторского, подсказанного логикой будущего развития событий, отношения к происходящему». То есть исследователь в данном случае обращает внимание на такие функции пейзажа, как создание фона, или обрамляющую функцию, и на пейзаж как выражение авторской позиции.
Обобщая имеющиеся в отечественном литературоведении классификации функционирования пейзажных описаний в художественном произведении, выделим следующие функции пейзажа:
-
функция обозначения места и времени действия, или хронотопическая; -
функция создания эмоционального фона происходящих событий; -
психологическая функция; -
функция сюжетной мотивировки (развития действия, кульминации); -
пейзаж как «форма присутствия автора» (отражение авторской
позиции);
-
функция создания национального колорита; -
эстетическая функция; -
текстообразующая функция.
Подводя итог, отметим, что анализ пейзажа способствует более глубокому постижению особенностей формальной и содержательной организации произведения, изучению законов текстопостроения и, как результат, помогает определить своеобразие мировоззрения и характерные черты стиля писателя. Так, например, для И.С. Тургенева в цикле рассказов «Записки охотника» характерны функции обозначения места и времени действия, создания эмоционального фона происходящих событий, психологическая, а также функция отражения авторской позиции.
Выводы по 1 главе
История создания цикла рассказов И.С. Тургенева «записки охотника» достаточно длинная и поэтапная. Так, после издания сборника автор впоследствии дополнял его тремя новыми произведениями. Долгое время и сам Тургенев не знал, что именно он хочет отобразить в своих труда, поэтому просто собирал и копил материал.
Любовь писателя к природе побудила его создать данный цикл, отождествляющий человеческие чувства с чувствами самой природы. И.С. Тургенев описывал каждое время и место и сопоставлял его с героями произведения. Важно заметить, что автор стремился внести в свое творение местные наречия, деревенский стиль высказываний, что сделало работу ещё более оригинальной и завораживающей.
Функции обозначения места и времени действия, создания эмоционального фона происходящих событий, психологическая, а также функция отражения авторской позиции наиболее характерны для исследуемого цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Так, в каждом рассказе автор подробно описывал место и время действия, подкрепляя это эмоциональной и психологической связью природы и человека.
Таким образом, цикл рассказов «Записки охотника» является поэтапным произведением с отражением необходимых функций в каждом из 25 рассказов цикла.
Глава 2. Природный мир в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
2.1. Пейзаж как форма присутствия автора в творчестве
И.С. Тургенева
Образы природы в любом художественном произведении помогают понять отношение самого автора к изображаемому. В этом случае пейзаж выступает в роли формы «присутствия автора». Для того чтобы представить данный аспект более детально, представим его в творчестве И.С. Тургенева «Записки охотника».
Описание природы в «Записках охотника» – это результат духовно переработанных, накопленных ранее впечатлений писателя. Например, в рассказе «Бежин луг» автор изображает пейзаж, наблюдаемый им ранее не один раз. Он фиксирует явления природы в пространственно-временной перспективе, то есть описывает состояние неба в разное время дня, изображает пейзаж через смену дальнего и ближнего планов, тем самым создавая впечатление движения облаков: «Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать» [22, c. 53]. Представленное описание свидетельствует о том, что автор стремиться отразить «жизнь» небосклона.
В этом же рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенев старается с точностью отразить игру ночного мрака и света, появляющуюся от разгорающегося костра. Автор запечатлевает динамичное состояние мира, вызванное контрастом света и тени. Объекты, появляющиеся на пейзажной картине, изменяют свои естественные очертания: лошадиная голова предстает то гнедой, как отражает сам автор: «С извилистой проточиной», то белой, а пламя и тени воспринимаются им как живые существа [5, c. 99-102].
В рассказе «Лес и степь» рассказчик сосредоточен на смене природных объектов, обусловленной текучестью времени. Появление каждого нового пейзажного описания создает впечатление, что автор подключен к его творению: «Но вот наступает вечер. Солнце садится. Солнце село, звезда зажглась. А между тем наступает ночь… восходит луна» [22. c. 203] Тургенев как бы показывает состояние природы и её «игры» с человеком, в переходных формах её жизни. В этом рассказе запечатлевается взаимодействие двух «стихий» – солнца и тумана. Их игрой сопровождается утреннее пробуждение жизни, поэтому описание рассказчика направлено на определение состояния, в котором пребывает природа в этот момент: «Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится».
Если рассмотреть рассказ «Свидание» из цикла «Записки охотника», то автор показывает читателям преображение природы под действием игры света и теней. Он фиксирует, как солнечный свет наполняет осенний пейзаж цветными красками, жизнью: «тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами». В отсутствии солнца природа кажется ему однотонной: «Яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег» [14, c. 80].
В общем, в цикле своих рассказов И.С. Тургенев сопоставляет природу с человеком, точнее с его чувствами. Природа как бы отражает эмоциональное состояние самого автора и его героев. Так, например, В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» описывается состояние жары. Поэтому автор обращает внимание на то, что соответствует ощущениям человека: отсутствие ветра, кислый и сухой звук, как описывается в рассказе: «Словно озлобленных» кузнечиков. В этом же рассказе осина изображается по подобию человека: «торжественно и тихо, словно кланяясь и расширяя руки, спускалось кудрявое дерево» [22, c. 64].
Пейзажные описания отражают переживание человека. В очерке «Малиновая вода» состояние рассказчика, испытывающего жару, переносится на описание уставшей собаки, выражающей «смущение на лице», а в «Певцах» – на изображение грачей и ворон, которые «разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья». Через такие строки автор передаёт читателям собственное присутствие.
Описание природы также отражено в рассказе «Стучит!». Автор показывает в рассказе благоволение природы человеку: «Ночь была тихая, славная, самая удобная для езды. Ветер то прошелестит в кустах, закачает ветки, то совсем замрет; на небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облачка; месяц стоял высоко и ясно озарял окрестность...». В данном рассказе отражается сама натура рассказчика, для которого охота – промысел: «То были раздольные, пространные, поемные, травянистые луга, со множеством небольших лужаек, озерец, ручейков, заводей, заросших по концам ивняком и лозами, прямо русские, русским людом любимые места, подобные тем, куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серых утиц. Желтоватой лентой вилась наезженная дорога, лошади бежали легко, и я не мог сомкнуть глаза – любовался!» [22, c. 199].
Описание природы в категориях человеческого появляется и в рассказе «Смерть». Погибающий лес изображен как умирающий человек. Вот как автор описывает смерть своих «старых друзей – дубов и ясеней»: «засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью, печально высились, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои безжизненные, обломанные ветви, иные наконец вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле».
И.С. Тургенев представляет картину природы с помощью отождествления её с человеком, с его чувствами. Автор показывает черты характера природы в каждом произведении, а также черты внешности и манеру поведения. Тургенев как бы полагает, что с человек может вступить в некий диалог с природой.
Характер описания пейзажей в цикле «Записки охотника», во многих рассказах определяет и сам характер И.С. Тургенева. То, как автор описывает природу, позволяет обнаружить его страсть к охоте, утомление от этого занятия или от ходьбы, ощущение страха, а также состояние жизненной полноты, счастья. Взгляд охотника проявлен в восприятии природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Льгов», «Смерть», «Стучит!». В первом очерке рассказчик описывает Калужскую и Орловскую деревни с точки зрения наилучшего удовлетворения охотничьей страсти: «Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом. И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив,
засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст» [5, c. 203].
В рассказах «Ермолай и мельничиха» и «Льгов» автор фиксирует процесс подготовки к охоте как к торжественному мероприятию, приносящему радость. Охота для рассказчика – не только промысел, но и удовольствие: «Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха» [5, c. 210].
В рассказе «Лес и степь» фиксируются не моменты охоты, а образы, всплывающие в памяти рассказчика при упоминании о ней: поездка на охоту на рябчиков, прогулка по утреннему лесу вызывают в рассказчике отрадные впечатления, приятное головокружение. Охота ассоциируется у него с возможностью духовного общения с природой: «А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца...».
Таким образом, охота для писателя представлялась одним из любимых увлечений, которое заставляло его переживать новые и интересные ему чувства. И.С. Тургенев описывает природу и обнаруживает для себя чувства утомлённости и страха, испытываемые во время охоты. В пример можно привести ранее представленный рассказ «Малиновая вода», где автор описывает ощущение жары, духоты, действующей на человека подавляюще. Природа формирует его ощущения: «тяжелый, знойный воздух», «горячее лицо с тоской искало ветра», «солнце так и било», «ястреба плавно носились над полями», «мы сидели неподвижно».
Состояние страха, переживаемое рассказчиком, передано в характере описания пейзажа в рассказах «Бежин луг», «Свидание», «Лес и степь». В рассказе «Бежин луг» Тургенев изображает, как он заблудился в лесу. Поэтому из множества природных объектов он выбирает только те, которые отражают охватившее его чувство волнения: «Неприятную, неподвижную сырость, густую высокую траву, ястребка, спешащего в свое гнездо, лощину в форме котла с пологими боками». В «Свидание» автор отождествляет приход зимы с увяданием природы [5, c. 214-215].