ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рассказах «Касьян с Красивой Мечи» и «Лес и степь» встречаются такие описания пейзажей, через которые выражается состояние полноты жизни и счастья, испытываемое рассказчиком в моменты единения с природой. В первом рассказе пейзаж изображен в особом ракурсе: взгляд рассказчика устремлен в небо, вверх, но духовное зрение переворачивает картину и показывает её абсолютно с другой стороны.
Последним в представленном пункте раздела можно представить отражение природы в рассказе «Лес и степь», где мир изображается не со стороны, а сверху, что обусловлено состоянием души рассказчика, переполненной чувством наслаждения. Описывая природу, рассказчик сопоставляет себя с ней, выстраивая особого рода диалог: «Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас – всюду туман…» [22, c. 210].
Важно также отметить аспект романтической традиции пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Записки охотника». Так, романтизм в литературе можно определить как: «новый этап проникновения литературы в закономерности мировой жизни и её связей с личностным сознанием. Природа открывается романтическому сознанию как одна из сфер романтического идеала – в её величественности (Божественности) и свободе («Прощай, свободная стихия!»)»[15, c. 104]. Классический романтизм антропоморфен – наделяет природу человеческими качествами. Именно романтики ставят проблему соотношения мировой и индивидуальной жизни. Как отмечала С. Семёнова, с романтической поэзии начинает проступать разделение природы на два её лика – «слияние с жизнью её стихий», «единство всего существующего» и конфликт с природным порядком как «враждебным человеческой личности» [15, c. 105]. Первая картина двойственности природы дана Тургеневым в рассказе «Бежин луг». Здесь и «кроткий румянец» зари, и «приветно лучезарное», «спокойное» солнце, «печать какой-то трогательной кротости» и жуткий, «угрюмый мрак» ночи, когда герой заблудился [15, c. 106].
Отметим, что можно провести параллель между природой в произведении И.С. Тургенева и Ф.И. Тютчева. Оба автора отражают в своих произведениях христианское начало. В пример можно привести следующие цитаты: «И, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится вечерняя звезда» писал Тургенев. И в то же время это величественная и таинственная природа – особенно ночью, как у Тютчева: «Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».
О значении романтического начала в эстетических взглядах Тургенева свидетельствуют и высказывания самого писателя. Требуя от художника служения истине, «даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», он вместе с тем сочувственно определяет сущность романтизма как «апофеозу личности» и высоко ценит романтическое стремление к идеалу: «Всякое искусство есть возведение жизни в идеал: стоящие на почве обычной, ежедневной жизни остаются ниже того уровня. Это вершина, к которой надо приблизиться» [13, c. 138].
Таким образом, в результате характеристики пейзажа, как формы присутствия автора можно отметить, что И.С. Тургенев при написании цикла рассказов «Записки охотника» описывал свои собственные чувства и переживания. В каждом отдельном рассказе он «рисовал» природу с разных сторон, для того, чтобы читатель мог сравнивать и отождествлять себя с природой и наоборот. И.С. Тургенев в каждом рассказе отражал своё присутствие, в том числе и с помощью настроения природы, её погодных условий. Всё это определяет характер автора, его увлечения и любовь к родной природе. Исходя из всего вышесказанного, отметим, что И.С. Тургенев любил использовать в своих произведениях метафоры, например: «Заря не пылает подаром» и эпитеты: «Лихой и бойкий нрав». Из любимых поэтических приёмов И.С. Тургенева можно выделить вопросы: «Зачем я тебя зову», повторы и сравнение: «Он играл и вилял этим голосом, как юлою» [22].
2.2. Образы природы в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
Русская природа, описываемая И.С. Тургеневым отражает всевозможные цвета и краски. Она предстает перед читателями во всем ее великолепии, непрерывном движении и обновлении. Эта динамика, часто создаваемая активным употреблением глагола, в смысловом отношении объединяющего вокруг себя всю остальную лексику. Тургенев с мастерством рисует картины природы. Под его пером она кажется намного прекрасней тех картин, которые видим мы. Так, важно заметить, что люди часто не замечают, казалось бы мелочей, природы. Представим, какой видит её И. С. Тургенев.
Природа у Тургенева не равнодушна к человеку, но и строга в своих отношения с ним: она мстит за слишком бесцеремонное и рациональное вторжение в её тайны, за излишнюю смелость и самоуверенность в общении с нею. Она влияет также и на жизнь персонажей, постоянно окружает их и наблюдает за ними. Она научилась чувствовать людей и переживать их боль вместе с ними. Величественная и царственная, но до сих пор зависимая от человека, природа продолжает жить своей жизнью и восхищать нас своей красотой [2, c. 69].
Следует заметить, что в произведении наблюдаются такие картины природы, которые контрастируют или гармонируют с событиями, описанными в рассказе, что уже было замечено при характеристике формы присутствия автора в работе.
Примером образа несогласования природы можно представить в рассказе «Певцы», где можно заметить резкий контраст между картиной прекрасных бесконечных русских далей, которая рождается в воображении рассказчика, слушающего пение Якова, и описанием невыносимого жара и духоты июльского дня: «Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея, когда парило и пекло неотступно и воздух был пропитан душной пылью» [23, c. 208]. Так, ощущение тяжести, нестерпимого зноя, придавленности говорило о трагической судьбе Якова, его таланта, погубленного в крепостной России. Здесь налицо гармоническое слияние картины природы с судьбой Якова, что чрезвычайно углубляет идейный смысл рассказа.
В «Ермолае и мельничихе» Тургенев повествует о трагической судьбе Арины, столь типичной для крепостной женщины, загубленной прихотью господ. Прежде чем рассказать об Арине представляется лирически окрашенный пейзаж чудесной картины вечернего леса и прекрасной ночи. Вечерняя и ночная картина взяты не случайно. Не яркие, радостные краски нужны здесь писателю, как он это делает при описании наступающего утра, а вечерние темнеющие тона, чтобы печальным светом осветить картину заката загубленной жизни молодой женщины [2, c. 70]. И если прелесть и красота природы контрастны по отношению к трагической судьбе Арины, то тона и выбранные писателем краски так же печальны, как её жизнь.
Если рассмотреть рассказ «Бежин луг», то в данном случае автор представляет читателям две связанные области: восхитительную красоту русской природы и любовь к ней обычных крестьянских детей, которые пасту ночью табун. Так, в первой части автор отражает отдельные картины природы в соответствии со временем суток: сначала день, потом вечер, далее ночь и, наконец, рассвет, который как бы даёт надежду на лучшее. Вторая часть направлена на представление разных личностных особенностей крестьянских мальчиков. Тургенев с особым трепетом описывает время дня, используя при этом большой объём прилагательных. Представим как он описывает каждый временной период дня более детально [22, c. 56 - 57]:
-
утро: «Заря не пылает… разливается кротким румянцем. Солнце…
мирно всплывает… свежо просияет… засверкает змейками… хлынули играющие лучи… словно взлетая, поднимается»;
-
полдень: «Множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с
нежными белыми краями, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, прозрачными рукавами ровной синевы, они лазурные; цвет небосклона бледно-лиловый, голубоватые полосы»;
-
вечер: «Облака черноватые и неопределенные… розовыми клубами
напротив заходящего солнца; алое сиянье над потемневшей землей»;
-
ночь: «Летучие мыши… смутно-ясное небо… ночь, как грозовая
туча… громадные клубы, угрюмый мрак… побледневшие небо»;
-
рассвет: «…забелелось на востоке. Бледно-серое небо светлело…
синело, звезды мигали… задымившаяся река… алмазами зарделись крупные капли росы».
Представленные цитаты из рассказа «Бежин луг» иллюстрируют отношение и самого автора к времени суток и обстановку, которая присутствовала в данный момент, и в то же время отражает жизнь самих мальчиков, их настроение и характер.
Проследить связь между характером и внешностью человека и природы также можно посредствам рассказа И.С. Тургенева «Святые мощи», где очень подробно описывался образ Лукерьи. Если характеристика других героев складывается из самых разнообразных моментов и, прежде всего, их поступков и действий, то богатые внутренние качества этого полумертвого существа поданы автором исключительно через речь. Неподвижность прикованной к постели Лукерьи, полное отсутствие мимики и жестов, являющихся неотъемлемой частью речи нормального человека, заставляет автора обратить все свое внимание на ее голос. Его слабые, едва уловимые звуки сравнивает он с тихим шелестом болотной осоки. Говорила Лукерья медленно, с трудом, но плавно, без остановки. Когда же эта мумия запела, то голосок ее зазвенел трогательно и жалобно. И.С. Тургенев сравнивает эти мерные, словно испаряющиеся один за другим звуки со струйкой колеблющегося дыма. В начале рассказа о Лукерье охотник выходит в одичалый, некогда фруктовый сад, где навстречу ему полились, веселые песни жаворонков, посыпался «серебряный бисер их звонких голосов». На своих легких крыльях они уносят капли утренней росы, как бы унося вместе с ними широкие переливы русских песен здоровой Лукерьи. В представленном моменте важно то, что автор делает акцент именно на пении жаворонков, которые поют на фоне ясного неба. Автор как бы связал природу и человека, которые взаимодополняют друг друга.
Таким образом, автор отождествлял образы природы с человеком, в каждом рассказе своего цикла «Записки охотника», он отождествлял данную связь с помощью различных ярких прилагательных. Образы природы в работах И.С. Тургенева точно передают настроение героев, их судьбу, а также настроение и отношение самого писателя.
Важно также отметить, что весь цикл наполнен любовью И.С. Тургенева к природе и тем людям, которые рядом с ним находятся. В «Записках охотника» автор передают любовь к природе, олицетворяя её и наделяя человеческими чувствами и чертами, что заметно с первых строк цикла рассказов.
Выводы по 2 главе
Произведение И.С. Тургенева «Записки охотника» является большим вкладом в российскую литературу. Оно наполнено красочными пейзажными зарисовками, представляющими собой реальные картины природы, оживлённые под пером автора и не менее удивительные и прекрасные, чем они есть на самом деле в реальности. Природа показывается активной и динамичной, она живёт своей жизнью и решает свои проблемы, но не теряет своей красоты и очарования. Тургенев использует в своём произведении различные приёмы. В пример можно привести олицетворение: «Играющие лучи», синекдоху: «русский народ на прозвища мастер», фразеологизмы: «вошёл к ней в милость».
Каждый из рассказов цикла имеет своё неповторимое описание. Люди и природа в рассказе представляются тесно связанными друг с другом, они взаимодополняют друг друга. Так, природа отражает настроение человека, его судьбу, в то время как люди показывают свою любовь к ней. Представленная взаимосвязь крайне важна, что отражено во всём произведении И.С. Тургенева с помощь различных красочных прилагательных и связанных с ними глаголов.
Сам автор в каждом описании природы показывает читателям своё присутствие, свои чувства и переживания. И.С. Тургенев подчёркивает свою любовь к природе нежным и бережным к ней отношением, что является, своего рода, основой цикла рассказов «Записки охотника».
Заключение
В результате написания представленной курсовой работы цель и задачи были достигнуты и можно сделать следующие выводы.
Природный пейзаж перерастает в «пейзаж души», природа вторит ощущениям и эмоциям рассказчика, а иногда и становится причиной их возникновения. В этой совокупности природного и душевного, эмоционального, субъективного обнаруживается художественное и функциональное своеобразие рассказов на уровне описания пейзажа.