Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История русской литературы хх. Общая характеристика поэзии периода оттепели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Герой поэмы - моряк, отправляющийся в далекое плавание на своем корабле. Он представляет собой типичного представителя трудового народа, который отдает себя служению своей родине и своей профессии. В ходе плавания герой вспоминает свою родину, близких и друзей, и понимает, что все, что он имеет на свете — это его верность своей профессии и своей родине. Он понимает, что жизнь — это борьба, и что каждый человек должен жить так, чтобы оставить после себя след в истории.

Автор поэмы, Александр Твардовский, является одним из наиболее известных поэтов-военных. Он служил во время Великой Отечественной войны и написал множество произведений о войне и ее последствиях. В поэме "За далью - даль" он использует морскую тематику, чтобы выразить свои мысли о жизни и смерти, о любви и верности, о родине и человеческих ценностях. Он показывает, что каждый человек должен жить так, чтобы оставить после себя след в истории, и что верность своей профессии и своей родине — это одно из самых важных достижений в жизни.

В целом, поэма "За далью - даль" является глубоким и умным произведением, которое отражает основные темы советской литературы - жизнь и смерть, любовь и верность, родина и человеческие ценности. Она является классикой советской поэзии и продолжает вдохновлять читателей по всему миру.

10. Характеристика раннего творчества Н.А. Заболоцкого.

Николай Заболоцкий - русский поэт, прозаик, драматург и переводчик, один из представителей литературного направления "акмеизм". Его раннее творчество характеризуется ярко выраженной индивидуальностью и новаторством в поэтической форме и содержании.

В начале своей литературной карьеры Заболоцкий писал стихи, которые отличались яркой образностью, нестандартной метафорикой и глубокой эмоциональностью. В его поэзии были заметны влияния символизма и футуризма, но в то же время он создавал свой собственный стиль, который отличался от других поэтов своего времени.

Особенностью раннего творчества Заболоцкого было использование различных форм и жанров, таких как лирика, эпические поэмы, драматургия и проза. Он также экспериментировал со стихотворными формами, создавая новые формы и применяя нестандартные рифмы и метры.

В раннем творчестве Заболоцкого можно выделить такие произведения, как поэмы "Под знаком Камней", "Орфей", "Последнее лето", "Поэма о Гилеях", а также ряд стихотворений, включая "Мне нравится, что вы больны не мной", "Стихи о любви", "Стихотворения о детстве".


В целом, раннее творчество Н.А. Заболоцкого характеризуется высокой художественной мастерством, новаторством и экспериментами в поэтической форме и содержании. Его стихи и произведения до сих пор остаются актуальными и интересными для читателей и исследователей литературы.

11. Поздняя лирика Н.А. Заболоцкого.

Николай Заболоцкий - один из самых ярких представителей поэтического авангарда в России. В его поздней лирике, начиная с 1950-х годов, можно выделить несколько основных тематических и стилевых черт.

Одной из основных тем в поэзии Заболоцкого является тема смерти. Поэт рассматривает ее как неизбежный конец жизни, но также и как возможность для духовного возрождения. В своих стихах Заболоцкий использует метафоры и символы, чтобы передать свои мысли о жизни и смерти. Также в его поэзии можно выделить тему любви, которая часто связана со смертью и трагическими событиями.

Стиль Заболоцкого в поздней лирике отличается от его раннего творчества. Поэт стал использовать более простые и понятные формы выражения, отказался от сложных метафор и символов. Он стал более прямолинеен и открыт в своих выражениях, что позволило ему более точно и глубоко передавать свои мысли и чувства.

Также в поздней лирике Заболоцкого можно выделить эксперименты с формой стихотворения. Он использовал нестандартные формы, такие как стихотворения в прозе, рифмованные прозаические тексты, а также экспериментировал с длиной строк и стихотворных форм.

В целом, поздняя лирика Н.А. Заболоцкого отличается глубиной мысли, эмоциональностью и экспериментами с формой. Его стихи оставили значительный след в развитии русской поэзии и являются важным этапом в истории русской литературы.

12. «Эстрадная поэзия»: общая характеристика (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б.Вхмадулина).

"Эстрадная поэзия" — это течение в советской поэзии, которое возникло в 1950-х годах и продолжалось до конца 1970-х годов. Оно характеризовалось использованием простых языковых средств, а также элементов разговорной речи и популярной культуры.

Евгений Евтушенко был одним из основных представителей "эстрадной поэзии". Его стихи были ориентированы на широкую аудиторию и отличались простотой и доступностью. В них были затронуты социальные темы, такие как война, насилие, неравенство, а также темы любви и секса.

Андрей Вознесенский также был одним из представителей "эстрадной поэзии". Он использовал необычные метафоры и образы, чтобы передать свои мысли и идеи. Его стихи были ориентированы на молодежную аудиторию и часто затрагивали темы, связанные с поиском смысла жизни и свободой.



Роберт Рождественский был более экспериментальным поэтом, чем Евтушенко и Вознесенский. Его стихи были полны неожиданных образов и игр слов, что делало их трудными для понимания. Он часто использовал элементы популярной культуры, такие как кино и музыка, в своих стихах.

Белла Ахмадулина, хоть и не считалась прямым представителем "эстрадной поэзии", также была связана с этим течением. Ее стихи были более интеллектуальными и глубокими, чем у других представителей "эстрадной поэзии". В них были затронуты темы любви, смерти, религии и философии.

В целом, "эстрадная поэзия" была популярным течением в советской поэзии, которое характеризовалось простотой и доступностью стихов, а также использованием элементов популярной культуры. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский и Ахмадулина были важными представителями этого течения и оказали значительное влияние на развитие советской поэзии и культуры в целом.

13. Поэзия Е. Евтушенко конца 1950-х - 1980-х гг.

Евгений Евтушенко - один из наиболее известных поэтов Советского Союза конца 1950-х - 1980-х гг. Его поэзия характеризуется сочетанием социальной и философской тематики, экспериментами с формой и стилем, а также яркой индивидуальностью.

Одной из основных тем в поэзии Евтушенко является критика советской власти и общества. Он выступал против бюрократии, коррупции и насилия, а также отстаивал права индивидуума. В его поэзии часто звучат обращения к истории и культуре России, а также к судьбе русского народа.

Евтушенко также экспериментировал с формой и стилем. Он использовал различные жанры, включая поэмы, элегии, баллады и романсы, а также использовал нестандартные стихотворные формы и рифмовку. Его поэзия часто была написана в простой и понятной форме, что делало ее доступной для широкой аудитории.

В целом, поэзия Евтушенко является одним из ярких примеров "эстрадной поэзии" в советской литературе. Его творчество оказало значительное влияние на развитие советской поэзии и культуры в целом, а также на формирование общественного сознания в период "оттепели".



  1. Поэзия А. Вознесенского конца 1950-х - 1980-х гг.

Андрей Вознесенский - один из самых известных и влиятельных поэтов советской эпохи. Его поэзия конца 1950-х - 1980-х гг. отличается новаторством в форме и содержании, экспериментами с языком и образами, а также социальной ориентированностью.

Одной из основных тем в поэзии Вознесенского является проблема человеческого существования в условиях советской действительности. Он обращается к темам любви, смерти, одиночества,
трагических событий и травматических переживаний, которые стали характерными для советского общества. В своих стихах Вознесенский использует яркие и неожиданные образы, создавая острое ощущение душевной боли и страдания.

Одной из ключевых особенностей поэзии Вознесенского является его эксперименты с языком. Он играет с традиционными формами поэзии, создавая новые формы и экспериментируя с языковыми конструкциями. Вознесенский также использовал элементы фантастики и сюрреализма, что делает его поэзию уникальной и неповторимой.

Вознесенский также был известен своими социально ориентированными стихами, в которых он критиковал советскую власть и общество. Он обращался к проблемам морали, свободы и прав человека, а также к вопросам национальной и идентичности.

В целом, поэзия А. Вознесенского конца 1950-х - 1980-х гг. оказала значительное влияние на развитие советской литературы и культуры в целом. Его новаторские эксперименты в форме и содержании, а также социально ориентированные стихи продемонстрировали новый уровень свободы творчества в советской литературе и оказали значительное влияние на развитие поэзии в России.


  1. Поэзия Р. Рождественского конца 1950- х- 1980-х гг.

Р. Рождественский - один из наиболее ярких представителей советской поэзии конца 1950-х - 1980-х гг. Его поэзия отличается яркой индивидуальностью, оригинальным поэтическим языком и глубоким философским содержанием.

В начале своей карьеры Рождественский писал преимущественно лирику, но затем перешел к более философским и социальным темам. Он стал одним из первых поэтов, которые начали открыто критиковать советскую власть и общество. Его поэзия была направлена против принятых норм и стереотипов, и он постоянно искал новые формы самовыражения.

В 1960-х годах Рождественский начал экспериментировать с поэтической формой, используя нестандартные рифмы и метры. Он также использовал различные языковые приемы, такие как метафоры, переносные значения и аллегории.

Одной из основных тем в поэзии Рождественского была тема смерти. Он рассматривал смерть как неизбежный факт жизни и обращался к этой теме в своих стихах с большой глубиной и чувственностью. Он также критиковал советскую власть за ее отношение к смерти и традиции памятников и мемориалов.

В целом, поэзия Рождественского отражает сложный период в истории Советского Союза и выражает духовное состояние людей, живших в те годы. Его поэзия остается актуальной и сегодня, так как она выражает универсальные человеческие темы, такие как любовь, смерть, свобода и справедливость.




  1. «Тихая лирика»: общая характеристика.

"Тихая лирика" — это литературное направление в советской поэзии, которое возникло в 1960-х годах. Оно характеризуется отказом от политической поэзии и сосредоточением на личностных проблемах и эмоциональных переживаниях.

Основные черты "Тихой лирики":

  1. Интимность и личностность - поэты этого направления обращаются к своим личным переживаниям, эмоциям и размышлениям, а также к малым, повседневным событиям.

  2. Новая эстетика - поэты "Тихой лирики" используют новые стилистические приемы, такие как образность, метафоричность, символизм, а также экспериментируют с формой и структурой стихотворения.

  3. Отказ от политической поэзии - авторы "Тихой лирики" отказываются от прямой политической агитации и обращаются к чувственно-эмоциональной сфере.

  4. Ориентация на читателя - поэты "Тихой лирики" стараются понятно и доступно выражать свои мысли и чувства, обращаясь к широкой аудитории.

К наиболее известным представителям "Тихой лирики" относятся Инна Лиснянская, Евгений Винокуров, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юлиан Семенов и другие.


  1. Поэзия Н. Рубцова.

Николай Рубцов - русский поэт, представитель направления "Тихой лирики". Его поэзия характеризуется интимностью, глубокими чувствами и эмоциональной отзывчивостью.
Основные черты поэзии Н. Рубцова:
Интимность и личностность - Рубцов обращается к своим личным переживаниям, эмоциям и размышлениям, а также к малым, повседневным событиям.
Метафоричность - поэт использует метафоры и символы, чтобы выразить свои чувства и мысли.
Ориентация на читателя - Рубцов старается понятно и доступно выражать свои мысли и чувства, обращаясь к широкой аудитории.
Отказ от политической поэзии - поэт отказывается от прямой политической агитации и обращается к чувственно-эмоциональной сфере.
Примеры стихотворений Н. Рубцова:
"Я вас любил"
Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.
"Стихи о любви"
Стихи о любви — это не для всех,

Это для тех, кто влюблен и кто влюблен,

Это для тех, кто знает, что такое боль,

Кто знает, что такое радость и страсть.
Стихи о любви — это не для всех,