Файл: Отчет о практике Название дисциплины Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научноисследовательской деятельности бакалавриат 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление.doc
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демократия, по Платону, стремиться стать своей диалектической противоположностью, то есть тиранией. По мнению великого философа древности, при демократии тех граждан, что послушны властям, клеймят как добровольных рабов. Но тех правителей, кто похож на своих подвластных, а также тех подвластных, кто напоминает правителей, всячески превозносят. Власть демоса приводит к безобразным с точки зрения человека с традиционным мировоззрением вещам: молодежь считает вправе вести себя, как взрослые, рассуждать о том, чего не понимает, и даже спорить с взрослыми. В свою очередь, взрослые начинают подражать юнцам, легкомысленно шутят и несут чепуху.
В 6 книге «Государства» Платон говорит о демократии, сравнивая ее с бунтом на корабле, где кормчий изгнан, а власть делят между собой матросы.
На корабле воцаряются хаос и пьянство, а к рулю может пробраться любой, кто чуть сильнее физически и ли хитрее других. Как ни странно, матросам не приходит в голову, что управление кораблем требует опыта и особых знаний о ветрах, звездах или морских течениях. Проходимец, который умеет складно говорить, покажется этим матросам куда более достойным власти человеком, чем настоящий кормчий. Понятно, что судьба экипажа этого «демократического» корабля окажется, скорее всего, незавидной.
Тирания - пятый, по мнению Платона самый низший и самый худший тип государства. Идея свободы сходит со сцены, сменяется страхом и готовностью подчиниться силе. Платон со знанием дела вскрывает психологические механизмы тирании. Будущий тиран пользуется тем, что народ в борьбе с богатыми ищет "твердой руки". Из софистов выбирают вождя, который способен красноречиво говорить. Ему даются неограниченные полномочия и он становится деспотом: убивает соперников, богатых и влиятельных людей "тащит в суд", а когда на него устраивают покушения, просит у народа увеличить число телохранителей, обещая при этом простить всем долги, разделить деньги и сделать все, чего хочет народ, не заботясь о том, как этого достичь. Число телохранителей и чиновников растет, они грабят и притесняют простых людей. Народ сопротивляется, что служит тирану поводом еще раз увеличить армию телохранителей и начать массовый террор.
Тиран, по Платону, сначала ласков, приветлив, всем делает подарки. Потом уничтожает соперников и врагов: сначала внешних, явных, потом внутренних, и, наконец, соратников, которые могут стать конкурентами. Он старается держать народ в страхе. Начинает войну, чтобы отнять у людей досуг и время для размышлений. Истребляет всех независимых, свободолюбивых, талантливых, храбрых, красноречивых, мудрых. Тиран "очищает" государство от всего лучшего - поступая противоположно врачу, который устраняет из организма худшее. Ненависть к тирану растет, и он живет в страхе и трепете, не имея друзей, окруженный только военными. Народ живет все беднее и все более ограничен в правах. Так, радуясь демократии, народ взращивает тирана на свою голову. Экономическое и политическое рабство влечет за собой рабство духовное. Разум подавляется. В каждом человеке просыпается зверь, так что он становится способен совершить любое святотатство. Таковы пять ступеней разложения государства, соответствующие смене господствующих идей: Блага, Чести, Золота, Свободы, Произвола.
Задание 3. Обоснуйте свою точку зрения по вопросу определения наиболее оптимального для российского общества типа государства.
Какие типы государств, по Вашему мнению, предпочтительны для дальнейшего созидания российского государства?
ОТВЕТ:
На вопрос о том, какой тип государства для России предпочтительнее, здесь достаточно понять, что объединяет исторически существовавшие политические режимы в России, при реализации которых население страны относилось бы к существующим властным практикам, объявленным целям и государственной идеологии более или менее толерантно, без выраженного неприятия значительной частью граждан.
Для современной России наиболее приемлема демократия с развитыми институтами, конкуретными региональными СМИ, свободными выборами развитым самоуправлением, ограничением президентской власти, усилением роли парламента, многопартийностью и реформами. Только демократия способна ответить на вызовы современного времени.
Потому что демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством… Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация должна быть построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования её субъектов.
Эссе на тему: Государственная служба как служение обществу .
Во многом этические нормы государственно-служебных отношений базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника ответственного перед государством. В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России, особо выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию с принципами лояльности и политической нейтральности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.
Понятие «служба» уходит своими корнями в старину, в эпоху формирования Московского централизованного государства, т.е. в тот период в истории нашей страны, когда государственная служба понималась как «государева служба», как служение государю. Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы.
В такой системе государственной службы «служилые люди» не могли иметь другого статуса, кроме статуса «государевых слуг». Этот статус характеризовался полной зависимостью от государя, службой «по приказу», т.е. по распоряжению начальства, что означало беспрекословное принятие поручения (приказа), готовность взять на себя обязанности по той или иной должности в указанной отрасти государственного управления и в указанном месте страны: отсутствием строго определенной управленческой специализации ввиду вхождения гражданской, военной и других видов служб в единую «государеву службу»1.
Все это порождало нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене уровня и профиля службы, увеличивало возможность оказаться в немилости у государя или непосредственного начальника со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр I, введя уже упомянутую выше Табель о рангах. Эти основы обозначили появление в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей — чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, о их служении государству и обществу — эти проблемы были поставлены в России с большим опозданием от стран Западной Европы.
Непризнание принципа служения государству и обществу прослеживается и в советскую эпоху. Главным было служение партии и ее идеалам. В тот период определяющим условием работы в государственном аппарате было членство в коммунистической партии, личная преданность делу партии. Государственный аппарат, служа КПСС, в то же время служил государству, поскольку по своей сути Советский Союз был партийным государством. Существовало лишь формальное различие между партийной и государственной властью.
В этом служении советских чиновников партии и государству нельзя не заметить и служения обществу. Но оно осуществлялось не прямо, а опосредованно. Во всех партийных документах подчеркивалось, что своей высшей целью партия ставит служение советскому народу, обществу. В действительности в практике государственного управления советской эпохи видно служение партийно-советского аппарата интересам государства, которое отождествлялось со служением партии. Служение обществу лишь декларировалось.
Следовательно, становление и развитие российской бюрократии на всем протяжении нашей истории были связаны с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.
Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, многонациональному российскому народу. Это вытекает из конституционного положения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3). Государственная служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения исполнения задач и функций государства. Сегодня считается, что, прежде всего чиновник должен служить обществу. Этот подход направлен на «быстрый уход» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития промышленно развитых западных стран. В этом нет ничего плохого, но необходимо только учитывать исторические традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии России.
Государственный чиновник в любом государстве служит, прежде всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его названия — «государственный служащий», т.е. служащий государству. Кроме того, именно государство, а не общество нанимает гражданина на государственную службу, заключая с ним служебный контракт.
Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важна нравственная установка, кому служить. Он должен понимать, что главная цель для него — это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу — это стратегический приоритет государственной службы любого демократического государства.
Государство является частью общества и существует за счет общества. Государственный аппарат содержится за счет налогоплательщиков. Поэтому и государство, и его механизм — государственная служба должны служить обществу, человеку. Поскольку государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему.
Государственный служащий должен служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Сегодня предпринимаются попытки ее ориентации на служение не самому государству, а руководителю конкретного государственного органа. Это контрпродуктивный, негосударственный подход.
Как известно, действующее законодательство определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан России. Это прагматичный взгляд на государственную службу как на деятельность, работу или служение в пользу государства в системе его органов. Здесь вновь возникает вопрос, кому служит государственный служащий. Сегодня служба в органах власти является осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека. Смысл и главный принцип современной государственной службы — власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному (согласно Конституции РФ) источнику власти в стране. Это и конституционная и нравственная норма.
В российской традиции государство всегда доминировало над обществом, и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей. Такая тенденция еще осталась.
Практика свидетельствует, что чиновники не ограничивают свои интересы и свое влияние рамками чисто инструментальных функций. Им присуще стремление к обладанию как можно большими властно-политическими полномочиями. Данное явление следует объяснять причинами не только карьерно-служебного, психологического, но и морального порядка. Чиновникам это удается в силу профессиональных знаний, навыков, опыта управленческой деятельности, наличия административных, материальных ресурсов, личных связей. Очень часто бюрократия становится самодостаточной и самостоятельной политической силой, активно влияющей на вектор развития государства и общества.
Отечественный опыт показывает, что почти каждая попытка реформирования государственного аппарата придавала чиновничеству все больше власти, увеличивая полномочия тех, чьи притязания планировалось ограничивать и контролировать. Следует признать, что российское государство в своем историческом развитии вплоть до начала 1990-х годов, его государственного аппарата, монополизировало политику, управление, экономику, социальную сферу, культуру, резко ограничив поле деятельности общества. Пересмотр направления развития и функционирования государства резкое усиление роли гражданского общества стали возможны после крушения монополии КПСС на власть.