ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы психиатрии
Группа 20П173
Студент
К.В. Федорова
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1 по теме № 2 Понятие психического заболевания.
Задание 1.
Укажите категорию синдромов, разделите их, по критерию принадлежности к продуктивной симптоматике (1) и негативной симптоматике (2):
А. Галлюцинации - 1
Б. Апатия - 2
В. Гипостезия - 2
Г. Мания - 1
Д. Гипомнезия - 2
Е. Бред преследования - 1
Ж. Навязчивые мысли - 1
Задание 5.
Опишите причины возникновения постродовых психозов и постродовых депрессий невротического уровня и формы их проявления. Оцените риск возникновения данных нарушений у девушек и женщин, по следующим критериям: возраст; семейное и социальное положение; материальный достаток; психотип; наследственная предрасположенность; сопутствующие заболевания; готовность к материнству).
Невротический вид заболевания связан с мрачными мыслями и страхами в период вынашивания ребенка. Главным признаком такой послеродовой депрессии считается излишняя тревога. Молодая пациентка живет в постоянном страхе и ожидании чего-то ужасного. Матери кажется, что она не справляется со своими обязанностями. Она постоянно себя обвиняет, занимается самокопанием. Такое мышление порождает скованность, раздражительность, переходящую в агрессивность. Тяжелые последствия недуга провоцируют ипохондрию, головную боль, панические атаки, тахикардию, повышенное потоотделение. Дневное пребывание в таком состоянии оборачивается вечерним истощением, усталостью для больной.
Послеродовая депрессия с невротическими проявлениями имеет следующие симптомы:
-
развитие соматических нарушений; -
бессонница; -
сниженный аппетит; -
потеря массы тела; -
навязчивая тревога за ребенка.
Существуют факторы, повышающие риск развития расстройств послеродового периода. Одним из главных считается наследственная предрасположенность. По наследству передаются особенности работы мозга, такие как: выделение нейромедиаторов, отвечающих за хорошее настроение (дофамина, серотонина и норадреналина), нарушение работы серотониновых
В группу риска развития заболевания входят:
-
женщины, ставшие матерью до 18 или после 35 лет; -
мнительные пациентки с повышенным уровнем тревоги, чувствительные к внешним влияниям; -
эмоционально-лабильные, возбудимые женщины с наклонностью к импульсивным поступкам; -
негибкие, прямолинейные женщины с повышенным чувством ответственности и стремлением к перфекционизму (все должно быть идеально); -
незрелые женщины, еще не готовые принять на себя ответственность за родительство.
Существуют и другие факторы риска:
-
Слабый неустойчивый тип нервной системы; -
Высокий уровень жизненного стресса и низкая стрессоустойчивость; -
Тяжелое протекание беременности – токсикоз на поздних сроках беременности, угроза выкидыша; -
Депрессии, возникающие до и во время беременности; -
Сложные роды, повлекшие за собой проблемы со здоровьем ребенка или матери; -
Финансовые сложности в семье; -
Частые конфликты между супругами до рождения ребенка; -
Неполная семья – ситуация, когда мать вынуждена сама растить ребенка при отсутствии поддержки со стороны близких; -
Заниженная самооценка, особенно в послеродовый период; -
Низкий уровень образования женщины; -
Непланируемая беременность; -
Отказ от грудного вскармливания первые 3 месяца после рождения ребенка.
Практическое занятие 1 по теме 3. Методы обследования психически больных.
Задание 1.
Проведите диагностику депрессии и /или невроза по опроснику «Определение уровня депрессии» Т.И. Балашовой и методике «Экспресс-диагностики невроза» К. Хека и Х. Хесса на испытуемом, проявляющем признаки депрессии и/или невроза. Напишите заключение и проведите интерпретацию результатов. Далее, проведите на том же испытуемом 8-цветовой тест Люшера и сделайте самостоятельно интерпретацию полученных данных, отобразив результаты испытемого в ПЗ. Сопоставьте полученные данные по тесту и методике Люшера, проведите обобщение результатов и сделайте выводы.
Испытуемый: 29лет, женщина, госслужащая, не замужем. Жалобы на частую усталость, бессилие и отсутствие настроения.
«Определение уровня депрессии»
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
А – никогда или изредка
В – иногда
С – часто
Д – почти всегда или постоянно
Уровень депрессии рассчитывается по формуле: УД = E пр + E обр, где E пр – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; E обр – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20;
При подсчете баллов по “прямым” высказываниям зачеркнутая цифра соответствует количеству баллов (1 — 1 балл, 2 — 2 балла и т. д.). В “обратных” высказываниях цифре 1 соответствует 4 балла, цифре 2 — 3 балла, цифре 3-2 балла и цифре 4—1 балл. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Его значение менее 50 баллов указывает на отсутствие депрессивного состояния. Если величина УД составляет от 51 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуационного или невротического характера. При показателе от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
Расчет результатов:
Е пр. – 3+2+2+1+1+3+3+2+3+1=21
Е обр. – 4+4+3+2+2+1+3+4+3+4=30
УД=30+21=51- легкая депрессия ситуационного или невротического характера.
УД=30+21=51- легкая депрессия ситуационного или невротического характера. Легкая депрессия невротического генеза — расстройство, которое возникает после стресса, перегрузки, конфликта, жизненных трудностей. Она проходит, когда человек решает проблему с помощью психотерапевта. Легкая депрессия опасна тем, что человек считает себя уставшим, но не больным. Но даже продолжительный отдых не поможет справиться с расстройством. У человека с депрессией также могут наблюдаться слабая концентрация внимания, плохой аппетит, бессонница или чрезмерная сонливость, заниженная самооценка, которая сопровождается неуверенностью и чувством жалости к себе. Обычно человек продолжает привычную социальную и трудовую деятельность.
Расчет результатов:
Утвердительных ответов 28.Данное количество соответствует высокому уровню невротизации. Свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.
«8-цветовой тест Люшера»
Восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, отличающаяся от большинства психодиагностических методик выбором стимульного материала, который воздействует как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе весьма эклектичной интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подхода.
Результат теста:
Интерпретация по МЦВ (Л. Собчик)
Функции (+). Желаемые цели, или поведение, диктуемое желаемыми целями:
(+1+0) Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах, аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем, инертность в принятии решений. Тормозимые черты, преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Вышеописанные тенденции служат инструментом достижения покоя и избавления от стресса. Выраженная склонность к ограничению контактов, расслаблению, избеганию конфликтов.
(+2+1) Скептичность, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешне-средовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы.
Функции (×). Существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации.
(х5) Своеобразие самореализации, индивидуальный стиль решения проблем, трудности адаптации, связанные с индивидуалистичностью; нешаблонность подхода к решению проблем. Потребность в определенной «социальной нише» и тонком понимании со стороны окружающих. Сензитивность к средовым воздействиям.