Файл: Мбоу оош 16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная задача как учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении проблемных ситуаций.

Еще примеры создания проблемных ситуаций:

1) Сообщение нового факта, который идет в разрез усвоенных законов и понятий (например, аммиак не содержит в своем строении гидроксильную группу, определяющую свойства оснований. Но в водном растворе он проявляет основные свойства. Почему?).

2) Выявление разных свойств у веществ принадлежащих к одной группе или типу (например: азот и фосфор – элементы одной подгруппы. Почему азот – газ при обычных условиях и не образует аллотропных модификаций, а фосфор в разных аллотропных модификациях твердый?).

7) Выявление сходных свойств у веществ, относящихся к разным группам и классам (например, аммиак, амины и аминокислоты относятся к разным классам веществ. Кроме того аммиак – неорганическое вещество, а амины и аминокислоты – органические. Но все они проявляют основные свойства. Почему?).

3) Показ двойственности свойств у соединений (например: верите ли вы, что вода может быть и кислотой и основанием? ).

4) Предложение решить экспериментальную задачу (например: разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилось только «…рная кислота». Как определить что за кислота в бутыли?).

5) Решение нестандартных химических задач (на анализ сме­си, логические) (например, почему в азотной кислоте степень окисления равна +5, а валентность 4? Быть может это ошибка? Валентность азота равна 5! А дети знают, что валентность азота – 5. И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?).

6) Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, ко­торые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний (например, при обработке раны 3-ным раствором перекиси водорода наблюдается вспенивание. В чем причина этого явления?).

Проблемную ситуацию на уроке может создать и сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.


Тема :Теория химического строения

Проблема:

Состав органических соединений C2 H6, C3 H8, C4 H10. Какова валентность углерода в них? (Обычные представления о валентности приходят в противоречие с составом соединений)
Известно, что большая часть, проводимых в школе опытов имеет иллюстративный характер и используется только для подтверждения изучаемых явлений. Вместе с тем учащимся целесообразно предлагать не только иллюстративные опыты, но и опыты проблемного характера.

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся: строить гипотезы; разрешать теоретические вопросы; делать правильные выводы; прогнозировать свойства веществ.

Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление.[9]
Одним из приемов проблемного обучения является «Мозговой штурм»

Применяю методику «Мозговой штурм». Это активная форма работы, учащиеся учатся кратко и четко выражать свои мысли. Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет несколько решений.

На проблемно-диалогическом уроке учитель начала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. [6] Технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал». Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учеников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. [6]

Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Технология разноуровневого обучения

Эта технология реализуется мною при использовании дифференцированных заданий, рассчитанных на разные по уровню подготовки группы учащихся.

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;



- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;

- воспитание Я-концепции

При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:

·обязательная общеобразовательная подготовка (её уровень должен достичь каждый ученик): усвоение УУД в рамках учебной программы;

·повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;

·обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.

Дифференциация заданий проводится с тем или иным типом познавательной деятельности учащихся. В связи с этим различаются виды дифференцированных заданий. Варианты заданий усложняются от первого к третьему.

Таким образом, технологией уровневой дифференциации можно обеспечить качество усвоения предмета. Ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». Уровень низкой подготовки обучающихся приближается к уровню общеобразовательной подготовки. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета.

Пример: Проверочная работа по теме: «Химические реакции».

Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3

Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na Cl

Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:

Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl2 → Al Cl3

? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 O

Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:

1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3

 

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Разрешение проблемных ситуаций под руководством учителя заставляет учащихся сравнивать, обобщать, анализировать явления, а не просто их механически запоминать.


Последние 4 года я апробировала технологию проблемного диалога, успешно применяю на разных этапах урока, а последние 3 года связываю с разноуровневым обучением. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. В нашей малокомплектной школе в классах, как правило, обучаются дети не только с разными способностями, но и дети с ОВЗ. Тем не менее, и те и другие имеют свое мнение, могут выдвинуть свою проблему, отличную от других. На уроке я могу поставить одну проблему, но дети с разными способностями, с разным уровнем подготовки восприятия информации могут высказывать свои мнения. И если эти мнения будут ошибочны, я должна направлять к правильному суждению. Поэтому необходимо дифференцировать задания, ставить цели и задачи в решении заданной проблемы. При подготовке к уроку я должна предвидеть, что скажут дети, какую проблему выдвинут, как ее будут решать. Направляющая роль учителя: очень осторожно и бережно подойти к разным группам детей, чтобы направить их мысли на решение единственно правильного вопроса. Таким образом, я должна быть готова к изменению сценария урока на определенном этапе.Для формирования коммуникативных действий я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников.

Сочетание проблемного диалога и разноуровневого обучения способствует развитию активной и творческой деятельности учащихся на уроке, развивает интеллектуальные способности, социальную активность, умение работать в группе, учит способам самостоятельного добывания знаний. При этом активизируется мышление обучающихся с разным уровнем подготовки, снимается неуверенность у слабых обучающихся перед сильными.

Технология игрового обучения.

Цели обучения:

- инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни,

- выработать правила сотрудничества; - пробуждает интерес к предмету.

Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.

Каждая игра имеет свое методическое обоснование для применения – цель, формы, предполагаемые результаты, характеристика участников процес-


са и т.д. [5, с. 106–108].

На своих уроках также использую игровые технологии: настольные игры, чайнворды, лото, домино, игровые кубики. Данные виды игр способствуют развитию самооценки «в форме оценки своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими». Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. А также учащиеся учатся быстро и логично рассуждать. Применяю и такие игры как «Третий лишний»(убрать лишний термин), «собери картинку» (при решении задач), «Найди ошибки в тексте» и т. д.. В домашних заданиях учащиеся с удовольствием сами составляют кроссворды.

Желание каждого педагога - привить интерес и любовь к предмету.
Технология метода проектов.

Системно-деятельностный подход является приоритетным, когда основными результатами обучения и воспитания выделяется «…развитие учащихся и формирование универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования». Одним из важных видов деятельности, направленных на творческое развитие обучающихся, согласно ФГОС, является учебно- исследовательская и проектная деятельность [7], реализовать которую возможно в системе, как основного, так и дополнительного образования.

Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.

Цели проектной деятельности заключаются в понимании

и применении знаний, умений и навыков, приобретённых школьниками при изучении различных предметов на интеграционной основе. Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. Projectus – брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализуется главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. [7]

В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:

внеурочную деятельность, предметную деятельность;