Файл: Особенности педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»)
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Курсовая работа

на тему: «Особенности педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: студентка 2 курса ИПР

Направление подготовки: «Адаптивная физическая культура»

Профиль: «Физическая реабилитация»

Батечко Яна Вячеславовна

Руководитель: доцент кафедры

педагогики, к.п.н.

Емцева Элла Григорьевна

Луганск - 2023

Содержание




Введение 3

Глава 1. Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы 7

1.1Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы 7

1.2Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья 16

Глава 2. Исследование речи младших школьников с аграмматической формой дисграфии 24

2.1 Организация и методика эксперимента 24

Глава 3. Логопедическая работа с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах 29

3.1Организационные основы работы 29

3.2Рекомендации по проведению коррекционных занятий по преодолению аграмматической формы дисграфии у младших школьников. 34

Заключение 38

Список использованной литературы 43

Введение


Актуальность исследования. Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5-7% из них -
дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к современной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов - в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.



Одной из категорий детей с ограниченными возможностями развития являются дети с нарушениями речи (логопаты). У детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии различных речевых процессов. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др., готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное. Патологию письма обозначают терминами: аграфия - полная неспособность к усвоению письма и дисграфия - специфическое нарушение письма. По мнению Ефименковой Л.Н., дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. И данное нарушение является серьезным препятствием в овладении учеником грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Цель исследования: выявить особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с аграмматической дисграфией) в условиях общеобразовательной школы и наметить пути коррекции недостатков речи.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья (с аграмматической дисграфией).

Предмет исследования: работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с аграмматической дисграфией) в условиях общеобразовательной школы (интегрированные, инклюзивные классы).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, во-первых, дети с аграмматической формой дисграфии имеют определенные недостатки формирования грамматических конструкций, во-вторых, коррекционная работа в условиях общеобразовательной школы (интегрированные, инклюзивные классы) по развитию умений строить грамматические конструкции способствует преодолению данных недостатков письменной речи.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

  2. Провести опытно-экспериментальное исследование речи младших школьников с аграмматической формой дисграфии.

  3. Охарактеризовать организационные основы работы с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

  4. Предложить методику логопедической работы по развитию речи у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями (дети с аграмматической дисграфией) в условиях общеобразовательной школы (интегрированные, инклюзивные классы).


Теоретической основой исследования являются работы, посвященные интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Это исследования таких авторов как Н.Н. Малофеев, Э.В. Миронова, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. Кроме того, использовались работы Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, затрагивающие анализ аграмматической формы дисграфии у детей.

Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, эксперимент, включающий тестирование, составленное в соответствии с программой «Коррекция аграмматической дисграфии».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика может применяться в работе с детьми с ограниченными возможностями в практической деятельности учителей и логопедов в условиях общеобразовательной школы.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы



    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы


Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний,