Файл: Мбоу оош 16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель проблемного обучения – освоение знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач.

При проблемном обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Сущность проблемного обучения

  • организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;

  • управление поисковой деятельностью детей по усвоению новых знаний и способов действий путём решения проблемных задач.

Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

Проблема – задача, не имеющая стандартного решения:

  • поисковая задача, направленная на поиск недостающих для её решения знаний, способов мышления и деятельности;

  • ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные позиции при его решении;

  • задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения;

проблемная задача, которая вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной
Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учителю необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы:

  • Педагог ставит проблему и сам решает ее, излагая лекционный материал, при этом обучающие внешне кажутся пассивными, но внутри каждого могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия, запоминания.

  • Во время лекции-беседы педагог ставит проблему и предлагает решить ее совместно с обучающимися, путем структурирования, систематизирования ответов и высказываний обучающихся, подводит их к общим правильным выводам.

  • При хорошей подготовке обучающихся, проблемные вопросы можно решать в группах малого состава.


Для технологии «проблемно-диалогическое обучение» ключевым является понятие творчество. Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения. Последнее звено- это звено реализации продукта. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. [6]


Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую исследовательскую задачу, а ученик ищет способ её решения. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления.

Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» перед учениками ставится вопрос : «Каков характер среды в растворах солей?» Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей, соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях- нейтральная.

Высказанную гипотезу предлагается проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Учащиеся делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной и нейтральный характер среды.
Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

        Создание проблемной ситуации

   Подводящий диалог

        Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога логического вывода. Это значит, что педагог выбирает между двумя видами диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Например, ученику предлагается выполнить практическое задание на новый материал для возникновения различных суждений, в ходе которого возникает проблемная ситуация и побуждающий диалог. В результате чего учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию «прямой дорогой» У учащихся вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Учебная проблема существует в двух формах и побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» [6]

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно»- это может быть ребус, видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни. [6]

Технология проблемного диалога рассматривает несколько разных приёмов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приёма собственный текст диалога.

Изучая основы технологии проблемно- диалогического обучения, я накопила методический материал к урокам.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?

Пример: Учитель: К какому классу относятся CO2 , SiO2 ?

Ученики: Оксиды

Учитель: Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, с.о. (предъявление 1 факта)

Ученики: неметаллы, 4группа, с.о. +4

Учитель: Какое агрегатное состояние имеют вещества?( предъявление 2 факта)

Ученики: CO2 -газ, SiO2 – твердое вещество ( возникновение проблемной ситуации)

Учитель: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Ученики: Неметаллы и их оксиды похожи по составу и строению атома неметалла, но имеют разные физические свойства
(осознание противоречия)

Учитель: Какой возникает вопрос? ( побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния? ( учебная проблема как вопрос)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников

класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример2. Тема «Амфотерные соединения» Учитель задает вопрос: Какие свойства проявляет вещество общего состава Н 2Zn O2 ? Ученики дают свои

ответы (основные, кислотные). Показываю опыт по взаимодействию вещества с кислотой и основанием ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается вещество проявляет основные и кислотные свойства.

( предъявление научного факта, возникает проблемная ситуация). Учитель:Какое было мнение о свойствах?А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия) Ученики: Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия) Учитель:Такое явление называется амфотерностью. Что будем изучать на данном уроке? ( побуждение к формулированию проблемы) Ученики обозначают учебную проблема как тему урока – «Амфотерные свойства соединений».

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Пример 3. Тема: «Гидролиз солей» На вопрос учителя «Какую среду будут иметь соли?» ученики дают ошибочный ответ: «соленую». Тогда учитель может показать опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду (предъявление научного факта). Здесь возникает проблемная ситуация.

Учитель: Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия),ученикам очень сложно ответить( осознание противоречия).Учитель: Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы)
. В данном случае выставляется учебная проблема как тема урока.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Пример 4 Тема: « Элементы VI группы» Учитель дает практическое задание определить степени окисления по положению в ПСХЭ у О и S, задает вопрос: Какова с.о. S в формулах SO2 и SO3 ? ( +4,+6). Учитель: В атомах О и S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему О не проявляет аналогичные степени окисления? ( побуждение к осознанию противоречия). Возникает проблемная ситуация, происходит осознание детьми противоречия. Учитель: Какой вопрос возникает?( побуждение к формулированию проблемы). Откуда берутся валентные электроны ( учебная проблема как вопрос).

При подведении итога урока школьники отвечают на вопросы:

Какая была проблема?

Какой ответ (решение нашли)?

Чья версия подтвердилась?

При изучении темы «Соединения алюминия» (9 класс) у читель показывает опыт по получению гидроксида алюминия двумя способами:

1) к хлориду алюминия приливает щелочь (осадок появляется и тут же исчезает)

2) к щелочи приливает раствор хлорида алюминия (осадок появляется и не исчезает) ( предъявление научного факта). Возникает проблемная ситуация

Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется»? ученики видят, что результат разный. - Какое было мнение о соблюдении правила?( побуждение к осознанию противоречия, осознание противоречия).Ставится учебная проблема как вопрос.

Кроме химического опыта, который уже на начальном этапе урока помогает ученику включиться в работу, я использую прием нестандартной постановки вопроса. Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы: Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: «Серебряная птица»- вся из алюминия с сияющими медными заклепками или «Огнедышащий дракон» - вся из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками? Почему долго не портятся консервы в железных банках?

Тема: «Оксиды углерода» 9 класс.

В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы