Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2 1 Инвентаризация — как элемент метода бухгалтерского учета
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения и виды инвентаризации 4 1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета 7 1.3 Порядок проведения инвентаризации, оформление ее результата в учете 15 1.4 Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете 20 2 Сквозная задача по бухгалтерскому учету 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 33
2
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и от- четности предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Актуальность курсовой заключается в том, что проблемой социально- экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и эко- номического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наибо- лее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств явля- ется инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей харак- теристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выво- дов.
Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и после- дующего контроля за сохранностью имущества предприятия. Инвентариза- ции подлежит все имущество (все виды имущества, принадлежащие пред- приятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию. По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные.
Инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми (внезапными).
Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных орга- нов.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
3
— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, исполь- зованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;
— формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходи- мый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими орга- нами;
— выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждении негативных яв- лений в хозяйственно-финансовой деятельности.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с по- мощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из кото- рых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная за- пись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.
Инвентаризация призвана решать многие задачи. Но основная задача
— контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, а также проверка реальности сумм, отраженных во всех статьях баланса.
Задачи курсовой работы:
1) определить термин «Инвентаризация», ее роли и значения; рассмот- реть инвентаризацию как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности; изложить цели инвентаризации; отметить причины расхож- дения фактических данных с данными бухгалтерского учета.
2) разобрать виды инвентаризации, порядок ее проведения, а также до- кументальное оформление.
3) анализировать порядок и сроки проведения инвентаризации отдель- ных видов хозяйственных средств: основных средств, товарно - материаль- ных ценностей и денежных средств и расчетов.
4 1 Инвентаризация — как элемент метода бухгалтерского учета
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения и виды инвентаризации
Инвентаризация как способ первичного наблюдения.
Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бух- галтерского отчета за год является своевременное и качественное проведе- ние инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и фи- нансовых обязательств организации. В тех организациях где, эта работа про- ведена на должном уровне, реальность показателей баланса на 1 января сле- дующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, про- ведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или она не про- водится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям бывают не- реальны.
Что же такое инвентаризация, в какие сроки она должна проводиться, какие имущественные ценности подлежат инвентаризации? Ответы на эти вопросы содержатся в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011 № 402-ФЗ[1] и «Методические рекомендации по сбору аудитор- ских доказательств достоверности показателей материально- производственных запасов в бухгалтерской отчетности» (утв. Минфином РФ
23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине
РФ, протокол № 25 от 22.04.2004)[2]
Сам термин инвентаризация трактуется по-разному.
Инвентаризация — это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов.
Инвентаризация — это документы, оформленные в соответствии с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический кон-
5 троль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источ- ников их формирования.
Инвентаризация — установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация — прием, который позволяет получить точную ин- формацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ори- ентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Ин- вентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства.
В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом про- ведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской ор- ганизации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств — это провер- ка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и фи- нансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и приня- тие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
С помощью инвентаризации проверяется правильность данных теку- щего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допу- щенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у ма- териально ответственных лиц. Практика показывает, что в отдельных орга- низациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.
Задачи инвентаризации:
1. установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
2. контроль над сохранностью основных средств, материальных цен- ностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
6 3. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полно- стью или частично потерявшие свои качества;
4. проверка состояния складского хозяйства, условий хранения мате- риальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;
5. проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженно- стей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.
Инвентаризация проводится в обязательном порядке:
— При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);
— При ликвидации предприятия (учреждения);
— Перед составлением годовой отчетности;
— При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого матери- ально ответственного лица;
— При смене материально ответственных лиц (на день приема - передачи дел);
— При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;
— После пожара или стихийных бедствий;
— По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.
К сожалению, эти требования часто не выполняются, в результате чего после увольнения материально - ответственных лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списыва- ются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые резуль- таты, что делать категорически запрещено.
Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть
7 нарушения, злоупотребления и факты хищения, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувству- ют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводит- ся к минимуму. В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответствен- ностью.
В целях усиления ответственности лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняю- щими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, прода- жей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства пере- данных им ценностей.
Назначение, увольнение, перевод и перемещение работников, с кото- рыми заключается или заключены письменные договоры о полной матери- альной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалте- ром (лицом, его заменяющим).
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета
Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимо- обусловлены. Это в полной мере относится к объектам бухгалтерского учета, которые находят отражение во взаимной связи и постоянном движении.
Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каж-
8 дый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сто- ронах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.
Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают про- ведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных.
Элементы метода бухгалтерского учета:
— документация;
— инвентаризация;
— оценка;
— калькуляция;
— счета и двойная запись;
— бухгалтерский баланс и отчетность.
Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представ- ляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предна- значенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупно- сти; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбо- ра, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия. Документация должна обеспечить непрерывное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных опера- ций, но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются ре- гистрации в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение вели- чины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п. Все эти фак- ты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.
Инвентаризация не может проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального. Но в основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую се-
9 бестоимость объектов в связи с потребностью выявить отклонения индиви- дуальных затрат от общественно - необходимых.
Применение оценки и калькуляции в бухгалтерском учете позволяет все объекты учета и изменения выразить в едином измерителе - в рублях. Это свойство результатов измерения в едином стоимостном измерителе широко используется в инвентаризации.
Результаты инвентаризации необходимо как - то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета со- стояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленные излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.
Чтобы иметь реальное представление о результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение ин- формации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бух- галтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стои- мостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предпри- ятия.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обяза- тельств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов установлен
Министерством финансов РФ в «Методических указаниях по инвентариза- ции имущества и финансовых обязательств».
Количество инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, пе- речень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (учреждения).
Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
10
При большом объеме работы и наличии на предприятии ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.
Постоянный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризаци- онных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о со- ставе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представите- лей администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В инвентаризацион- ную комиссию можно включать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает каче- ство инвентаризации.
На предприятии с большими объемами производства для одновремен- ного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств це- лесообразно создавать рабочие инвентаризационные комиссии. В состав ра- бочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специалисты, начальники отделов, ру- ководитель юридической службы.
Для непосредственного проведения инвентаризации ценностей на от- дельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Запре- щается назначать председателем комиссии одного и того же работника два раза подряд при инвентаризации у одних и тех же материально ответствен- ных лиц.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризаци- онной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
11
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием " до инвентаризации на "__" (дата)", что должно служить бухгалтерии основани- ем для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учет- ным данным.
Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, по- ступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных фи- нансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты ин- вентаризации) не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность вне- сения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, то- варов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют пу- тем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установлен- ные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весо- выми приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке по- ставщика, количество этих ценностей может определяться на основании до- кументов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценно- стей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.