Файл: Задача по бухгалтерскому учету 23 Заключение 29.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и ма- териально - ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании пе- ревески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использовани- ем средств вычислительной и другой организационной техники, так и руч- ным способом.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в ка- ких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми пра- вильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными ли- цами. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
— при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
— при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме иму- щества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков;

13
— при смене материально ответственных лиц (на день приемки- передачи дел);
— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
— при установлении фактов краж, ограблений — немедленно при установлении таких фактов;
— после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.)
— немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
— при переоценке основных средств и товарно-материальных ценно- стей,
— если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
Все эти случаи обязательного проведения инвентаризации предусмот- рены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Феде- рации от 20 марта 1992 г. № 10 с последующими изменениями и дополнени- ями.
Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества пред- приятия- должника при проведении конкурсного производства. В практике имеют место случаи, когда происходит ликвидация предприятий без прове- дения соответствующей работы по выявлению фактического наличия иму- щества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно.
Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, установлен- ные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодич- ность) предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности Рос- сийской Федерации:
— основных средств — не менее одного раза в два-три года, а библио- течных фондов — не реже одного раза в пять лет;


14
— капитальных вложений — не менее одного раза в год перед состав- лением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;
— незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выра- ботки перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соот- ветствующими вышестоящими организациями;
— незавершенного капитального ремонта и расходов, будущих перио- дов не менее одного раза в год;
— готовой продукции на складах — не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября от отчетного года;
— малоценных и быстроизнашивающихся предметов — не менее од- ного раза в год;
— нефти и нефтепродуктов — не реже одного раза в месяц;
— сырья и прочих материальных ценностей — не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября от- четного года;
— денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности — не менее одного раза в месяц;
— расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) — по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам — на первое число каждого месяца;
— расчетов по платежам в бюджет — не менее одного раза в квартал;
— расчетов с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;
— остальных статей баланса — на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имуще- ства может быть полной и частичной.

15
При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества.
Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отче- та (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или не- сколько видов имущества в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают пла- новые и внеплановые.
Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентари- зации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.
Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в ос- новном внезапно.
1.3 Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает со- здание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвен- таризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.
В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентариза- ции товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки.


16
Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руково- дителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате пред- приятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бух- галтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществля- ющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом ру- ководителя предприятия (организации).
Рабочие инвентаризационные комиссии:
— осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в ме- стах хранения и производства;
— совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении
— результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по заче- ту недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в преде- лах норм естественной убыли;
— вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;
— несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентариза- ции в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товар- но-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и своевременность — оформления материалов ин- вентаризации в установленном порядке.

17
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межин- вентаризационный период является осуществление контроля за сохранно- стью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентари- зационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и рас- ходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризаций.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвента- ризационную опись.
Складские операции в период инвентаризации не производятся; заве- дующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгал- терию организации.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно- материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хране- ния ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приход- ных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценно- стей и денежных средств.


18
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности- подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной ко- миссии, а в остальных случаях — заблаговременно.
Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой про- дукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у кото- рого эти ценности находятся.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской служ- бы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита орга- низации, независимых аудиторских организаций.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризаци- онной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движения материальных ценностей и денежных средств.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия.
Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименовани- ям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в реги- стры аналитического учета. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Рас- писка включена в заголовочную часть формы — инвентаризационной описи или акта инвентаризации, куда записываются сведения о фактическом нали- чии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на послед- них страницах незаполненные строки подчеркиваются. На последней стра-

19 нице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и под- счета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и матери- ально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их при- сутствии, об отсутствии членам комиссии каких - либо и принятии перечис- ленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке факти- ческого наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявших имущество расписывается в описи в получении, а сдавших - в сдаче имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвен- таризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в ра- боте инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в за- крытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после ин- вентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия скла- да, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризацион- ной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку ука- занных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявлен- ных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные про- верки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответствен- ных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где пово- дилась инвентаризация.


20
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвента- ризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок, правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производиться выборочные инвен- таризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный пери- од, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
1.4 Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
— основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по де- бету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансо- вые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования
(фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
— все недостачи материальных ценностей, денежных средств и друго- го имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвер- жденных в установленном законодательством порядке, списываются с креди- та счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на издержки производ-

21 ства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных. Выявления фактических недостач. При отсутствии норм убы- ли рассматривается как недостача сверх норм.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение сто- имости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской за- писью:
— Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб- счет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
— Кредит счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
— В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на из- держки производства и обращения у организации или уменьшения финанси- рования у бюджетной организации.
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взима- нию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:
— Дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
— Кредит счета 50 «Касса»;
— Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб- счет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
— Кредит счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесе- нием остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответ- ственному лицу:
— по первоначальной стоимости недостающего объекта — Дебет счета
47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» — Кредит счета 01
«Основные средства»;