ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Проанализируйте следующие определения финансов.
А. Финансы – это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих. (Брайчева, Т.В. Государственные финансы России : учебник/ Т.В. Брайчева, - СПб. :Питер, 2002. – 224 с.)
Б. Финансы ( средневек. латынь) – совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства (государств. Ф.) и различных общественных союзов (городов, земств и др.; местные Ф.). (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – www.brokgauzza-slovar.ru)
В. Финансы (м. мн.) – государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - www.slovardalja.net)
Г. Финансы (франц. Finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать) – совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. (Большая советская энциклопедия. – www.bse. sci-lib.com)
Д. Финансы – это весь денежный поток, образуемый движением денег на макроэкономическом уровне предприятиями, государственными органами, населением, банками, финансовыми рынками. (Экономическая теория : учеб. / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М : Экзамен, 2005. – 592 с.)
Е. «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства». (Витте, С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. /
C.Ю. Витте. – СПб. : Тип. АО «Брокгауз-Ефрон», 1912.-582с.)
Ж. Финансы – процесс формирования средств (или капиталов) для каких-либо расходов. Потребители, бизнес-компании и правительство часто не имеют достаточных средств, чтобы приобретать товары или совершать какие-либо операции, в то время как у вкладчиков и инвесторов такие средства (или фонды) есть, они бы могли принести проценты или дивиденды в случае их эффективного использования. Финансы – это процесс распределения средств от вкладчиков пользователям в виде кредитов, займов или инвестированного капитала путём создания коммерческих банков, сберегательных и кредитных ассоциаций, а также таких небанковских организаций, как кредитные союзы и инвестиционные компании. Финансы можно разделить на три широкие сферы: бизнес-финансы, персональные финансы и государственные финансы. Все три связаны с формированием бюджетов и управлением средствами для достижения оптимальных результатов. (Энциклопедия Британика – www.Britannica.com)
З. Финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. (Сабанти, БМ. Теория финансов: учеб. пособие/ Б.М. Сабанти – М.: Менеджер, 1998. – 168 с.)
1.1. Сравните приведенные определения финансов между собой. Укажите общие черты и отличия.
На мой взгляд общей чертой этих определений является экономический характер, а так же, направление на государственное управление государством.
1.2. Выделите в отдельные группы определения, в которых:
-
финансы рассматриваются как наука о государственных доходах и расходах (или синоним государственного денежного хозяйства);
В, З, Д
-
финансы рассматриваются как совокупность (система) экономических отношений, при этом укажите выделяемый авторами главный признак:
а) формирование и использование фондов денежных средств;
Г
б) императивность;
А
-
финансы рассматриваются как денежные потоки, наука об управлении денежными потоками. Укажите определение, в котором кредит рассматривается как одна из форм проявления финансов.
Б, Ж
3. Найти и проанализировать прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В марте 2013 года Минэкономразвития опубликовал план долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030г. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера. Данный план базируется с учетом параметров прогноза на 2013-2015гг. В прогнозном плане описаны:
-
сценарии развития; -
развитие человеческого капитала; -
развитие науки, технологий и инноваций; -
развитие производственной инфраструктуры; -
охрана окружающей среды; -
развитие конкурентоспособности отраслей промышленности; -
развитие агропромышленного комплекса; -
внешнеэкономическая деятельность.
Итак, рассмотрим каждый пункт по отдельности:
Сценарии развития
1. Основные тенденции долгосрочного развития:
1.1 адаптация к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;
1.2 усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
1.3 исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
1.4 необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
1.5 начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
1.6 усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.
2. Основные сценарии развития по мнению Минэкономразвития:
2.1 Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания;
2.2 Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
2.3 Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.
Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.
Все 3 сценария предполагают стабилицазию динамики цен на нефть и другие мировые ресурсы.
Развитие человеческого капитала
Ожидается, что демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться. Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население.
Кроме того, план развития предполагает, что к 2030 году численность занятых в экономике страны может снизиться до 63-63,2 млн. человек по консервативному и инновационному варианту соответственно (67,7 млн. человек в 2011 году) или на 6,6-6,9%. По форсированному варианту в экономике страны будет занято 65,6 млн. человек. Для того, чтобы прогнозы, описанные выше не сбылись, правительству необходимо создать и модернизировать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, что обеспечит устойчивость экономического роста и увеличит реальные доходы граждан Российской Федерации.
Прогноз в области пенсионного обеспечения строится исходя из необходимости реформирования пенсионной системы.
В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2030 году увеличится по сравнению с 2011 годом в инновационном варианте в 3,6 раза и в консервативном варианте – в 3,3 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году увеличится с 1,7 раза в 2011 году до 2,2 и 2 раза по инновационному и консервативному варианту соответственно.
Среди основных направлений развития профессионального образования в прогнозный период предусмотрены:
-
оптимизация сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты; -
модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности; -
внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования; -
модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения; -
формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний; -
продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования; -
трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата; -
осуществление государственной поддержки образовательного кредитования; -
переход на эффективный контракт с преподавателями; -
интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.
Развитие науки, технологий и инноваций
Ключевыми внешними вызовами для России в части инновационного развития являются:
-
ускорение технологического развития мировой экономики; -
усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем. В условиях низкой эффективности инновационной системы в России это означает увеличение оттока из страны конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала; -
изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения – вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом.
Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, являются:
-
повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий (прежде всего отечественной фундаментальной науки, а также прикладных исследований и технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства); -
обеспечение инновационной привлекательности сегмента исследований и разработок с целью повышения доли негосударственного финансирования сегмента исследований и разработок в Российской Федерации и снижения доли государственного финансирования до значений, достигнутых в странах с развитым рынком интеллектуальной собственности; -
создание конкурентоспособной на мировом уровне инновационной системы и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере; -
обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.
Развитие производственной инфраструктуры
Электроэнергетика и энергосбережение:
Для достижения целевых параметров развития Правительство планирует реализовать следующие приоритетные направления:
-
обеспечить устойчивое привлечение инвестиций в электроэнергетику для ввода новых энергетических мощностей, вывода устаревшего и модернизации действующего генерирующего оборудования; -
существенно повысить энергоэффективность.