Файл: 1. Проанализируйте следующие определения финансов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     1)Саморегулирования недостаточно  при сильном изменении экономической  ситуации, так как, продолжая изымать  часть каждого дополнительного  дохода, налоги, однако, не смогут  преодолеть влияние оставшихся  денег, при этом не учитывается  эффект мультипликации, который  существенно ослабляет действие  стабилизатора.

     2)Политические и другие внеэкономические  соображения, препятствующие пассивным  действиям правительства.

     Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

     Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

     Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

     – общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

     – социальные программы;

     – правительственные закупки;

     – государственные инвестиции;

     – изменение расходов трансфертного  или перераспределительного типа;

     – управление налоговым гнетом.

     Таким образом, можно найти два главных  элемента, составляющих финансовую политику:

     1) Политика в области государственных  расходов.

     2) Фискальная политика.

     Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести  все программы, связанные с государственными расходами.

     Во-первых, это общественные работы, которые  на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия  и, как ее следствие, – безработица. Такие программы имели своей  целью увеличить занятость и  зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.

     Однако  теперь произошел отход от политики общественных работ
, что объясняется  фактором времени. Так, правительство  обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть, только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.

     Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут  представлены и начнут реализовываться, потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить  к концу.

     В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным  инструментом дискреционной политики.

     Вторым  инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные  программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем  достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно  повышает ассигнования на социальные нужды.

     Однако  недостатком материальной помощи для  краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы  сложно сократить, когда положение  снова улучшится.

     Третий  из основных рычагов, с помощью которых  осуществляется управление финансами, – правительственные закупки  и инвестиции. Увеличение государственных  инвестиций, как и рост частных  расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.

     Перейдем  к фискальной политике как второму  элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении  налогового бремени в течение  всего экономического цикла.

     Налоги  как инструмент фискальной политики бывают двух видов:

     Первый  вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и  налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы  и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость, налог  на перевод прибыли и капиталов  за рубеж. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.



     Ко  второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота  или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это косвенные  налоги, так как они частично или  полностью переносятся на цену товаров  или услуг.

     Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно  остановиться на регулирующих их функциях:

     – установление и изменение системы  налогообложения;

     – определение налоговых ставок, их дифференциация;

     – предоставление налоговых льгот  – освобождение от налогов части  прибылей и капитала с условиями  их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической  политики правительства.

     Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов – обычный  способ борьбы с повышенной деловой  активностью.

     Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров  и услуг.

     Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий  национального экспорта. Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к  удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение  или отмена пошлин влекут за собой  обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию  внешней торговли.

     Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании  встроенных стабилизаторов, также имеет  ряд своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в Государственной  Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для  борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада. 


Спецификой финансовой политики является то, что ее объекты зависимы от форм финансовой политики — налоговой, таможенной, бюджетной. Инструменты финансовой политики в основном носят административный характер: налоговые проявляются в разграничении налоговых полномочий между органами власти различных уровней; введении и отмене налогов; освобождении от уплаты налогов; налоговых вычетах; дифференциации налоговых ставок; системе налогообложения; налоговых отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах; специальных режимах налогообложения, неналоговые проявляются в таможенных пошлинах, межбюджетных трансфертах; государственных и муниципальных заказах; субсидиях субъектам хозяйствования; бюджетных кредитах и бюджетных инвестициях; государственных и муниципальных заимствованиях и гарантиях; сметном и нормативно-подушевом финансировании услуг населению; социальных выплатах.

Посредством денежно-кредитной и финансовой политики осуществляется косвенное воздействие на экономику, посредством монетарной сферы. Усовершенствованная денежно-кредитная и финансовая политика еще не выступают гарантами перехода к инновационной модели экономики, обеспечения финансовой стабильности и социально-экономического развития страны. В современных условиях, к примеру, в денежной сфере можно наблюдать многочисленные диспропорции: это относится и к уровню монетизации национальной экономики, (достаточно низкий в сравнении с развитыми странами), и коэффициенту банковской депозитно-кредитной мультипликации (гораздо занижен), и структуре денежной массы (является не сбалансированной). Указанные диспропорции в развитии российской экономики могут быть нейтрализованы путем модернизации денежно-кредитной политики, однако, их устранение не является гарантом инновационного роста. Денежно-кредитную и финансовую политику необходимо рассматривать в системе факторов перехода российской экономики к инновационному росту и развитию.

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.

Мировые финансовые потрясения последних лет позволяют говорить о проблемах эффективности денежно-кредитной политики государств. На приведенном выше анализе денежно-кредитной политики отдельных государств видно, что основополагающей целью денежно-кредитной политики почти всех развитых стран является достижение определенного ориентира инфляции и поддержание ценовой стабильности. В большинстве стран центральные банки процентные ставки применяют в качестве промежуточных целей, а денежные агрегаты как информационные или рекомендательные переменные.


Основными мерами выхода из финансового кризиса стали:

1) снижение процентных ставок и ставок рефинансирования;

2) расширение набора применяемых инструментов с использованием «нетрадиционных» мер и т.д.

При глобальном кризисе ЦБ зарубежных стран по несколько раз уменьшалась ставка рефинансирования, скупались «плохие» активы, кардинально снижались ставки и вливались огромные объемы ликвидности, посредством использования на открытом рынке операций.

Наиболее высокие темпы экономического роста демонстрировались странами, которым присущи режим валютного управления, таргетирование денежной массы и жесткая привязка национальной валюты.

При этом страны, которым присущ режим таргетирования денежной массы, отличились достаточно высокими темпами инфляции, в то время как страны, которым свойственен режим валютного управления и жесткая привязка, характеризовались их наименьшими значениями.

Определяющую роль в положении на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе в его банковском секторе, продолжают играть геополитические факторы: ужесточение США и странами ЕС санкций против компаний России в связи с ее эскалацией военного конфликта в Украине; обострение противостояния в восточных областях Украины; рост напряженности в российско-украинских отношениях; решение суда в Гааге, в соответствии с которым Российской Федерации должна выплатить 50 млрд. дол акционерам бывшей компании ЮКОС.

Хотя сами по себе санкции еще не успели всерьез отрицательно повлиять на российскую экономику, сам факт того, что они были введены, уже отразился на ней негативно. Если говорить в целом, то зависимость российской банковской системы от финансовых рынков развитых стран очень велика, и ухудшение отношений с западными партнерами негативно сказывается на деятельности отечественных кредитных организаций. Внутренние проблемы, вызвавшие фактическую остановку экономического роста при увеличении инфляции, снижение уровня доходов населения, которого не было даже в кризисные годы, а также внешние санкции – все это не может не затронуть банки. При этом региональным банкам по большей мере стоит опасаться не влияния санкций, а эффекта от накопившихся внутренних проблем.

Российская экономика в последние годы стремится к сбалансированному росту, когда все основные экономические показатели характеризуются тенденцией к увеличению постоянными темпами. В сложившихся в российской экономике сегодня условиях возрастает необходимость перехода к инвестиционному типу сбалансированного экономического роста для обеспечения устойчивых темпов роста экономики и повышения ее конкурентоспособности.