Файл: 1. Проанализируйте следующие определения финансов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Социальная  политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

     Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

     Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство  старается занять свое весомое место  на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

     Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности  которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или  сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется  система таможенных платежей или  конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

     Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.

     Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

     Помощь  международных финансовых организаций  оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.  
      2. Цели и задачи финансовой политики РФ, механизм их реализации 

     В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение  сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.


     Задачи, поставленные перед финансовой политикой, можно охарактеризовать следующим образом:

  • обеспечение высокой занятости,

  • стимулирование экономического роста,

  • выравниванием платежного баланса и др.,

     Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

     При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда  цель финансовой политики временно будет  состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно  приведет к излишнему притоку  мигрантов в столицу с одновременным  обострением всех социально-экономических  проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

     В данной ситуации возрастает роль и  значение разработки и принятия норм и нормативов на уровне РФ, которые  сегодня разработаны во многих субъектах  РФ. В то же время новые нормы, соответствующие времени, централизованно  разработать невозможно. Не могут  же быть одинаковыми нормативы наполняемости  школьных классов в городах и  в сельской местности, нормативы  выделения средств на строительство  автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись.

     Формирование  целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в докризисный  период рост доходов населения не привел к качественным изменениям в  целенаправленности их расходов. Среди  расходов, к сожалению, небольшую  долю занимали долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. Государство сделало недостаточно усилий по развитию жилищного строительства  на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в  этом деле, направленные на такую корректировку  интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.



     Выполнению  задач и достижений цели способствует грамотная политика государства. Ведущие  экономисты разделяют политику на три  вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения  деловой активности (сдерживающая).

     Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

     - рост государственных расходов;

     - снижение налогового бремени.

     Если  же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его  типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежать кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

     Сдерживающая  политика подразумевает:

     - уменьшение правительственных расходов;

     - увеличение налогов.

     Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.

     Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той  или иной ситуации, сложившейся в  национальной экономике, следует подробнее  остановиться на самом механизме  воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

     Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

     1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.


   2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой  политики. Здесь, исходя из поставленных  целей, учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

     3. Собственно осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

     Известно, что существуют два типа финансовой политики:

     а)дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б)недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

     Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому  ее типу. Для второго же он будет  абсолютно неверен, что объясняется  особенностями последнего.

     Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

     Рассмотрим  следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим  бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

     Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а  правительство не успело еще принять  ответные меры. Тогда сокращение доходов  граждан, а также хозяйствующих  субъектов неизменно приведет к  снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно  функционирующая налоговая система  в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при  подъеме, с увеличением доходов  граждан, также возрастут и налоги.


     Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

     1.Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает  давление на слишком большие  расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости  резервный фонд используется  для выплаты доходов, чем увеличивает  платежеспособный спрос, поддерживая  потребление, что ведет к снижению  темпов падения производства, тем  самым смягчая спад.

     Другие  типы пособий – такие как благотворительные  выплаты вне рамок системы социального страхования – по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

     2.Актуальные для развитых капиталистических  стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос  сокращается и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

     3.Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие  подобные юридические лица сохраняют  прежний уровень выплачиваемых  дивидендов, даже если их доходы  меняются в течение короткого  отрезка времени. Это ведет  к ослаблению спроса на товары  и услуги, который иначе был  бы предъявлен вкладчиками, получившими,  например, повышенные прибыли с  их ценных бумаг. В другом  случае наблюдался бы обратный  эффект, который также привел  бы к стабилизации ситуации.

     4.Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.

     Несмотря  на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины: