Файл: Сочинение на заданную тему 26 Авторы Ольга Малова Иван Карпенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
2
Содержание
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Решение заданий тестовой части _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Решение заданий второй части_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _18
Как писать сочинение на заданную тему _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
Авторы:
Ольга Малова
Иван Карпенко
Аспирант философского факультета МГУ, преподаватель курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кандидат философских наук, преподаватель НИУ
ВШЭ по философии, логике, обществознанию
Бесплатный доступ к любому курсу Фоксфорда для читателей пособия по промокоду* OBSHPOSOBIE, действует до 31 августа 2018 года.
*
Активация промокода
: 1. Перейдите на сайт promokod.foxford.ru. 2. Введите промокод 3. Выберите понравившийся вам курс, нажмите «Получить курс»
3
ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей.
Первая (тестовая) часть: o состоит из 20 заданий с кратким ответом (10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня сложности), o за выполнение заданий можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от разновидности задания, o ответами к заданиям являются слово (словосочетание) или последовательность цифр, o максимальный первичный балл за выполнение тестовой чати —
35 баллов (за всю работу можно получить 64 балла).
Материалы сформированы для проверки знаний по разделам: o
«человек и общество», o
«экономика», o
«социальные отношения», o
«политика» o
«право».
Задания соотнесены с школьной программой и теорией курса обществознания, изложенной в учебниках. При подготовке к выполнению первой части стоит повторить основные термины и понятия курса обществознания, а также потренироваться в решении задач, обращая внимание на особенность каждого типа заданий.
4
Вторая часть:
o состоит из 9 заданий с открытым ответом (2 задания базового уровня и 7 заданий высокого уровня сложности), o за выполнение заданий можно получить от 0 до 6 баллов в зависимости от разновидности задания, o максимальный первичный балл за выполнение второй части —
29 баллов (за всю работу можно получить 64 балла).
В этом пособии мы коротко рассмотрим содержание заданий экзаменационной работы и способы подготовки к их решению.
5
Решение заданий тестовой части:
Этот тип задания может быть связан с любым из пяти разделов курса обществознания.
При решении задания следует обратить внимание на заголовок таблицы (если такой имеется) и заголовки каждого из её столбцов.
Они, помимо описания термина, который нужно записать, подскажут, к чему относится неизвестный термин. Также подсказкой вам послужит термин-образец, поскольку он относится к понятиям того же класса объектов.
При заполнении бланка нужно учесть, что термин следует записать в подходящей форме (род, число и т. п.). Опять же, подсказкой вам послужит термин-образец. Посмотрите на формулировку вопроса, она предполагает лаконичную форму записи: слово или словосочетание. Не следует записывать несколько вариантов ответов или дополнять термин пояснениями.
Схема предполагает вариативность количества элементов и их структуры. Однако в ней также сохраняются обобщающий заголовок, один пропущенный термин и термин(ы)-образец(ы). В случае, когда пропущенный термин имеет синонимы, также устойчиво используемые в курсе обществознания, стоит обратить внимание на форму записи термина-образца.
Задание 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
6
Например, требуется записать слово, пропущенное в схеме.
Типы общества: доиндустриальное индустриальное …………………
Логичным вариантом ответа будет являться использование термина
«постиндустриальное», а не «информационное», т. к. в схеме предложена соответствующая классификация, связанная с процессом индустриализации. Ответ должен быть записан в виде прилагательного в единственном числе среднего рода.
Стоит также обратить внимание на орфографию сложных терминов. Например, при записи зачастую возникает сложность с такой мировой религией как буддизм (две буквы
«д»). Грамматические ошибки, которые не засчитываются как ошибки в ЕГЭ по обществознанию в целом, в данной ситуации могут сыграть злую шутку.
При выполнении данного задания следует внимательно рассмотреть, какое из представленных понятий является родовым
Задание 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
7
понятием, то есть понятием, которое выражает существенные
признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов.
Например, в последовательности — рубли, шекели, деньги, доллары, гривны — таким обобщающим понятием являются
«деньги», все остальные термины являются разновидностями денег.
Проще говоря, требуется выбрать понятие, которое включает в себя
все остальные понятия, является самым широким. При возникновении затруднений следует перепроверить себя, последовательно убедившись, что каждое из приведённых в перечне понятий является видом того понятия, которое вы выбираете в качестве верного ответа.
Алгоритм действий при выполнении имеет определённые сходства с используемым в задании 2. Однако в данном случае нам изначально известно, что обобщает данный ряд характеристик, то есть, что именно они характеризуют. Необходимо последовательно соотнести каждую их представленных в перечне характеристик с тем, к чему она отнесена, и удостовериться, что эта взаимосвязь верная.
Задание 3.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к <…> Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда.
8
«Подводным камнем» при выполнении заданий такого типа может послужить возведение частной ситуации к общему правилу.
Например, «характеристики в задании относятся к признакам
любого правонарушения». Подобные слова в задании: «любое»,
«всегда», «никогда», «только», «исключительно», «обязательно» и пр. несут важный смысловой оттенок, их необходимо увидеть и осознать.
Среди перечня ответов встречается вариант «предусматривает уголовную ответственность», который ошибочно не исключается из перечня характеристик. Однако уголовная ответственность возникает только за совершённые преступления, то есть за частный случай правонарушения, а не за любое правонарушение вообще. В задании спрашивались признаки правонарушения вообще, в максимально широком значении, значит, подобная характеристика не является верной.
Стоит обратить внимание, что в данном задании чётко указано количество верных ответов. Вы должны найти две характеристики, не более и не менее.
Задание 4.
Выберите верные суждения о <…> и запишите цифры, под которыми они указаны.
9
Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».
За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если выбрано одно лишнее суждение или одно из суждений выбрано неверно или одно из правильных суждений не было выбрано, а остальные цифры ответа соответствуют верным вариантам ответа, то за задание зачисляется 1 балл.
При решении стоит обращать внимание на суждения с претензией на всеобщность или исключительность: «все», «всегда», «с
необходимостью», «только» и пр. слова, встречающиеся в суждениях, должны быть внимательно рассмотрены.
Стоит быть осторожными с похожими терминами, необходимо вспомнить их точное значение. Например, этика/эстетика, экстенсивный/интенсивный, гуманизация/гуманитаризация — эти термины схожи по звучанию, имеют совершенно разные
смысловые значения.
Ещё одна распространённая ошибка: бывает, что ученик видит знакомый термин, и не углубляясь в его значение, даёт ему поверхностное определение.
Например, дано суждение: «НДС относится к прямым налогам».
Верное ли оно? Зачастую при работе с подобными заданиями рассуждают примерно так: НДС — это налог. Налоги бывают прямыми. Значит, суждение верное. Обрадовавшись, что удалось
10 расшифровать аббревиатуру "НДС", ученик забывает провести анализ суждения, который в данном случае требуется. Необходимо в такой ситуации последовательно задавать самому себе вопросы: является ли НДС налогом? Если да, то каким? Необходимо проверить всю информацию, представленную в предложении, прежде чем сделать вывод о его корректности.
Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.
Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».
За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если в ответе присутствует одна ошибочная цифра, то за задание зачисляется 1 балл.
При выполнении этого задания следует последовательно соотносить каждую позицию из первого столбца таблицы с перечнем терминов/характеристик/признаков или других элементов, представленных во втором столбце таблицы.
Соответствие может быть только одному элементу из правового столбца. Поэтому, если в левом столбце 5 элементов, а в правом,
Задание 5.
Установите соответствие между <…>: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
11 например, 3, то ответ должен быть представлен в виде пяти цифр от
1 до 3: 31123.
Поскольку в правом столбце элементов обычно меньше, повторения цифр в ответе логично допустимы. Обычно задействованы все варианты из правого столбца, но, если получается ответ 11111, стоит внимательнее пересмотреть задание.
Характеристики
Типы
А
1
Б
2
В
3
Г
Д
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».
Задание 6.
Выберите верные варианты ответов из перечная.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
12
За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если выбран один лишний вариант ответа или один из вариантов выбран неверно или один из правильных вариантов не был выбран, а остальные цифры ответа соответствуют верным вариантам ответа, то за задание зачисляется 1 балл.
В этом задании в самом условии сформулирована некая краткая информация и поставлен вопрос. Вопрос предполагает наличие одновременно нескольких правильных ответов, которые совместно с неправильными расположены чуть ниже вопроса и пронумерованы. Необходимо записать последовательность номеров верных ответов.
Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.
Задание 10
содержит графический материал для анализа.
Наиболее распространённый вариант этого задания представлен графиком кривой спроса или предложения. В связи с какими-либо факторами кривая смещается относительно осей координат
Задания А7-А9 по своей структуре повторяют задания 4-6, но ограничены иной областью теоретического материала: разделом
«экономика»
Задание 10.
На графике изображено изменение <…> Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
13
(цена/количество товара или услуги). Из перечня возможных факторов необходимо выбрать подходящие.
При решении такого задания рекомендуется сначала проанализировать график. Необходимо понять, какие именно изменения произошли. При сдвиге кривой стоит выбрать любую точку на ней и сравнить первоначальное положение с последующим, соотнеся с осями координат. Стоит сравнивать один показатель.
Например, насколько изменилось количество товара при той же цене из-за сдвига кривой.
Необходимо проверить, кривая спроса или предложения изображены на графике, посмотреть, увеличился или уменьшился сравниваемый показатель. После этого можно сделать соответствующий вывод: спрос/предложение уменьшилось/увеличилось.
Далее можно приступать к предложенным в задании вариантам ответа. Если начинать с них, есть риск неверно проанализировать сам график. Каждый из вариантов нужно соотносить с уже существующим в голове образом изменений.
14
Для подготовки к данному типу задания рекомендуется повторить неценовые факторы спроса и предложения: мода, ожидание изменения цены, количество продавцов на рынке, цены на товары-субституты, стоимость сырья и пр.
При разборе вариантов ответов нужно быть внимательными, тщательно проверять фактором спроса или предложения является представленный вариант (проще говоря, это изменение влияет в первую очередь на покупателя или производителя?).
Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.
Внешний вид диаграммы может быть вариативен (столбчатые, круговые), статистические данные также могут быть представлены в виде таблицы.
Данный тип задания менее связан с теоретическим материалом курса. Он требует внимательности к данным диаграммы.
Задание 11 по своей структуре повторяет задание 4, но ограничено иной областью теоретического материала: разделом
«социальные отношения».
Задание 12.
В ходе социологического опроса <…> был задан вопрос: «<…>» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
15
Типичные для этого задания ошибки: o принять «четверть опрошенных» или «треть» за 20 процентов; o перепутать данные соседних строк/столбиков.
Эти ошибки совсем не связаны с теорией курса, их можно допустить по невнимательности.
Также при выборе верных выводов требуется соблюдать логичность, нельзя добавлять личные знания и мнения к данным таблицы. Выводы должны непосредственно вытекать из того материала, который был собран в результате опроса. Даже если варианты ответов кажутся абсурдными и несоответствующими действительности, необходимо помнить, что анализу подвергается не ситуация в стране или мире, а статистика конкретных ответов опрашиваемых.
Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.
Задания 13-15 по своей структуре повторяют задания А4-А6, но ограничены иной областью теоретического материала: разделом
«политика». Также к заданию А14 добавляется дополнительное ограничение по темам из кодификатора элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию.
16
Задание посвящено теме
«Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ» (5,4 в кодификаторе).
Лучшая подготовка для успешного выполнения этого задания —
внимательное изучение Конституции РФ.
Подсказкой при выполнении этого задания может служить род, число, а также часть речи вставляемого слова. Стоит быть внимательными, повторы одного и того же слова недопустимы
При работе с текстом удобно пользоваться черновиком для создания набросков. Возможны ситуации, когда в один пропуск в принципе по смыслу подходят два слова из списка.
Задание 16
по своей структуре повторяет задание А6, но ограничено иной областью теоретического материала: разделом
«политика» и, также, как и 14 задание, конкретизировано по теме.
Задания 17-19 по своей структуре повторяют задания А4-А6, но ограничены иной областью теоретического материала: разделом
«право».
Задание 20.
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. <…>
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.»