Файл: Сочинение на заданную тему 26 Авторы Ольга Малова Иван Карпенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
В такой ситуации будет удобнее написать их, чтобы не запутаться. Двигаясь далее по тексту, в каком-либо из пропусков обязательно появится возможность использовать одно из двух поставленных ранее под сомнение слов.
Поскольку дублировать ответы нельзя, в этой ситуации можно вновь вернуться к пропущенному месту и дать однозначный ответ. В любом случае при работе с этим текстом лучше прочитать его несколько раз от начала и до конца. Это позволит полностью понять смысл текста и обнаружить какую-либо неточность, если при первой попытке была допущена ошибка.
18
Решение заданий второй части:
К заданиям второй части не существует единственно верных ответов, но есть общие критерии оценивания, основанные на понимании текста, умении работать с ним, искать ответ на заданный вопрос, анализировать информацию, выявлять авторскую позицию, аргументировать свой ответ и подобных навыках.
Задания 21-24 представлены в виде одного текста и 4 вопросов- заданий к нему.
«Прочитайте текст и выполните задания 21–24.»
Текст может быть связан с любым из разделов курса обществознания. Он связан с проблематикой курса, чаще всего выражает авторскую позицию по рассматриваемому вопросу, но может быть и представлен, например, в виде выдержек из НПА
(нормативный правовой акт).
Задания 21-22 оцениваются максимально двумя баллами (за каждое из них можно получить 0-2 балла). Задание 23 — тремя баллами, 24 — четырьмя.
Задание 21 обычно состоит из трёх вопросов, ответы на которые даны в тексте, то есть здесь не требуется формулировать собственную позицию и аргументировать её. Достаточно только найти необходимые ответы в самом массиве текста.
19
Задание 22 обычно также состоит из трёх вопросов, два из них по тексту, одно требует пояснения (термина, процесса и пр.), исходя из знаний курса обществознания.
Задание 23 похоже на задание 21, но чуть сложнее по структуре, вопросы могут быть разбиты на подвопросы. Например, в одном из вопросов указано требование дать именно 2 или 3 разных ответа.
Задание 24 похоже на задание 22, но тоже чуть сложнее по структуре и требует в ответе более опираться на знания курса, чем на представленный в задании текст. o
При выполнении данных заданий ни в коем случае не стоит смешивать все вопросы воедино и стремиться дать ответ на всё сразу, при таком подходе повышается вероятность упустить что-то важное. o
Стоит разделить вопросы и не отвечать на следующий вопрос пока полностью исчерпывающе не дан ответ на предыдущий.
Лучше разделить ответы новым абзацем. Множество сумбурно налепленных предложений вряд ли вдохновит проверяющих экспертов догадываться, что же хотели сказать. o
Необходимо помнить, что оценка задания напрямую зависит от того, на все ли поставленные вопросы был дан ответ и нужное ли количество примеров/видов/характеристик и т. п. (в зависимости от того, что требуется в задании) было приведено.
Нет хотя бы одного ответа — минус балл.
Допустимо использовать прямое или косвенное цитирования или передавать своими словами идеи автора. Однако не следует переписывать половину текста в надежде, что среди этой части кроется тот самый ответ (см. абзац выше). Ответ должен быть
20 конкретным ответом на поставленный вопрос. При отклонении от темы становится очевидным, что прямой ответ сформулировать затруднительно.
В тех вопросах, где требуется указать какое-то количество чего-либо, при ответе лучше пронумеровать варианты. Если приводится несколько примеров к разным категориям, обязательно следует указать, какой пример к чему относится, в противном случае их могут не засчитать.
Например, «какие три причины подобного поведения отмечает автор?». — Автор пишет, что в качестве причин подобного поведения можно рассмотреть
1) …
2) …
3) …
Для удобства можно начинать ответ на вопрос, перефразируя его же.
Например, «каковы, по мнению авторы, основные цели …?». — По мнению автора текста, к основным целям … можно отнести …
Задание 25.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
<…> Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о
<…>, и одно предложение, раскрывающее <…>.
21
Задание проверяет знание терминов и умение их использовать.
Оно представлено в виде требования пояснить термин из курса обществознания, а также составить два предложения с ним с дополнительными ограничениями по информации.
При выполнении этого задания следует также последовательно выполнять все действия.
Сначала необходимо написать определение термина. Конечно же, зазубривать определения из какого-либо учебника или словаря не обязательно. Можно написать определение «своими словами», главное — передать отличительные особенности этого термина.
Лучше проверить себя: прочитать своё описание. Если термин однозначно угадывается, всё хорошо, если появляются варианты, подходящие под описание, стоит уточнить его, добавив отличительные особенности.
Например, федерация — «тип государственно-территориального устройства». Вроде бы внешне подходит, но, если это один из вариантов устройства, то есть и другие? Значит, и им подходит такое описание, необходимо расширить его, включив отличительные особенности устройства федерации.
При определении термина наиболее сложной задачей также является отнести его к какому-либо классу объектов. Например, налоги — это платежи, наука — это область деятельности, класс в социологии — это общественная группа…
Правильная классификация позволит избежать некорректных формулировок «это когда что-то там».
22
Только после выполнения первой части задания стоит приступать к
записи двух предложений. Определение к ним не относится.
Предложения должны быть строго по данной теме, но уровень их сложности дополнительно никак не оценивается.
Не следует выбирать очень сложные формулировки: есть риск совершить ошибку. Лучше писать, в чём уверены. Если есть сомнения, стоит попробовать привести другой пример.
Предложения должны соответствовать теме и выражать законченную мысль. Осторожность не помешает и с уже упоминаемыми словами с претензией на всеобщность. Чаще всего лучше использовать более мягкие формулировки: «может быть», «обычно», «в большинстве случаев» и т. д.
При выполнении этого задании нужно не забыть написать именно три требуемых характеристики и указать, к какой из них, какой пример относится.
Примеры могут быть разнообразными в зависимости от иллюстрируемого материала.
Можно использовать как
произведения литературы, кинематографа, исторические данные, так и личный опыт.
Задание 26.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три <…> (
характеристики/функции/задачи/особенности и пр. в зависимости от дальнейшего продолжения задания. Есть лишь краткая информация: к чему нужно привести три характеристики, дополнив их примерами.
23
Задание оценивается максимально четырьмя баллами: 2 балла можно получить за раскрытие темы, 1 балл за соответствие заданной структуре и ещё 1 балл за корректность формулировок пунктов плана.
При выполнении этого задания необходимо обратить внимание на несколько составляющих. o
Соответствие структуре плана:
Должно быть не менее трёх пунктов, обычно для раскрытия темы достаточно 4-6 пунктов.
План должен быть сложным, минимум два пункта разделяются на подпункты. Их можно пронумеровать или использовать буквенные значения. o
Должна прослеживался внутренняя логика плана
, он может выглядеть как тезисный конспект доклада по заданной теме.
Есть некое начало, развитие и завершение.
Задание 27
является заданием-задачей. Обычно здесь в нескольких предложениях раскрывается какая-то ситуация, к которой потом поставлены вопросы с требованиями приведения заданного количества примеров. По структуре задание похоже на предыдущие задания открытого типа.
Задание 28
. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме <…> Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
24 o
Пункты
, которые раскрываются на подпункты, выбираются самостоятельно
. Если какой-то из пунктов сложно подробнее изложить, лучше выбрать другой для раскрытия. o
Перечень подпунктов должен быть однородным
Недопустимо просто смешать несколько классификаций.
Проще всего раскрывать таким образом функции, виды или типы, классификации, основные особенности.
Правильно:
3. Типы партийных систем а) однопартийная б) двухпартийная в) многопартийная
Неправильно:
3. Типы партийных систем а) однопартийная б) двухпартийная в) тоталитарная г) коммунистическая
Если пункт раскрывается на подпункты, то должны быть представлены все существующие варианты или написаны основные.
25
Если вариантов очень много, можно указать исчерпывающий список групп или критерии, по которым можно группировать варианты.
Нельзя перечислить несколько элементов из множества и не упомянуть остальные. Если элементов слишком много, а сгруппировать их никак не получается, не следует раскрывать этот пункт на подпункты.
Корректность формулировок: Формулировки пунктов плана должны быть лаконичными, избегайте целостных предложений с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами предложения.
Исключение: краткие вопросительные предложения.
Раскрытие темы: Формулировки пунктов плана должны быть строго по теме и раскрывать заданную тему.
Требуется вспомнить всё, что вы знаете из курса по данной теме и попытаться расположить в порядке некого повествования по теме.
Самого повествования быть не должно.
Нужно обозначить, что нужно рассказать по этой теме, не рассказывая этого.
Не следует забывать, что «формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». В том числе они не учитываются и при подсчёте количества пунктов и подпунктов.
Более того, если за раскрытие темы получено 0 баллов, то по остальным критериям всё также обнуляется.
26
Как писать сочинение на заданную тему
Задание 29 заключается в написании мини-сочинения на заданную тему.
Критерии сочинения следующие: o
Раскрытие смысла высказывания (1 балл) o
Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла) o
Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл) o
Качество приводимых фактов и примеров (2 балла).
Таким образом, за это задание можно получить максимум 6 баллов.
Важнейший критерий – раскрытие смысла высказывания
Если смысл не раскрыт, то за задание ставится 0 баллов.
Что значит раскрыть смысл? Раскрыть смысл – означает объяснить, что имел в виду автор данного высказывания.
Проще всего это сделать, поставив себя на место автора и подумав: почему я бы мог такое сказать? То есть, раскрыть смысл – значит ответить на вопрос «почему?»
Например, древнегреческий философ Аристотель назвал человека полисным (политическим) животным.
Раскрыть смысл его утверждения можно, задав себе вопрос – почему
он так считал? Потому что древние греки жили в городах-полисах,
27 где каждый считал себя частью одного целого. В полисах преобладала демократия, таким образом, благо полиса зависело от участия каждого отдельного индивида в общем деле, но благо каждого зависело от блага государства.
Из этого очевидно, что Аристотель указывает на то факт, что человек существо общественное.
Теоретическое содержание мини-сочинения предполагает использование теоретических положений обществознания и соответствующей терминологии.
Например, к указанному высказыванию Аристотеля в качестве теоретического положения можно привести следующее – человек - это биосоциальное существо, его социальная составляющая заключается в общественных отношениях и социальных институтах, в которые он включен, а также в наличии личности – продукта социализации, чего лишены животные
(далее желательно раскрыть что такое социальный институт, личность, социализация).
Так же теоретическими положениями будут являться ссылки на мысли других авторов.
Например, высказывание К. Маркса «Человек – ансамбль социальных отношений» является теоретическим положением, подтверждающим мысль Аристотеля.
Корректность использования понятий, теоретических положений,
рассуждений и выводов означает очень простую вещь – сочинение
28 должно быть написано в соответствии с верно раскрытым смыслом высказывания. То есть, писать нужно по теме, не приводя не имеющих отношения к проблеме рассуждений (а также необоснованных и ошибочных).
Качество приводимых фактов и примеров – согласно этому критерию должно быть приведено не менее двух фактов/примеров из различных областей (СМИ, материалы учебных предметов
(истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта).
Фактические аргументы отличаются от теоретических положений тем, что это не общие положения обществознания, а конкретные примеры из истории, литературы, средств массовой информации и т.д.
В указанном выше примере таким аргументом может быть описание случая с детьми-маугли, которые росли в среде животных и не социализировались (не формировалась личность со всеми её признаками), так-как были лишены общества, и таким образом не стали полноценными людьми (обладающими личностью).
Под качеством приводимых фактов и примеров подразумевается то, что они должны быть раскрыты и пояснены (и явно соответствовать теме сочинения), а не просто озвучены.
Ниже приведён пример мини-сочинения, написанного в полном соответствии с критериями.