Файл: 1 Теоретические основы социальной поддержки лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы социальной поддержки лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф……………………………………………………..6
-
Анализ ключевых понятий института социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф……………...………………6 -
Социальное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных
или техногенных катастроф………………………………………………………..10
2 Пенсионное обеспечение, пособия, компенсации и льготы, как способы социальной защиты граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф……………………………………………………………………....15
2.1 Пенсия и порядок её назначения ……………………………………………...15
2.2 Пособия, компенсации и льготы как способы социальной защиты пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф………………...……23
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список……...………………………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.
Законодательство о государственной социальной помощи - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения между государством и физическими лицами, возникающие при оказании государственной социальной помощи. Все законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях, зафиксированных Конституцией Российской Федерации.
Государственную социальную помощь регулируют совокупность нормативных правовых актов, которые содержат нормы права, регламентирующие отношения государства и физических лиц, образующиеся при оказании социальной поддержки.
Главной задачей каждого социального государства считается обеспечение достойной жизни гражданам. В особенности это касается незащищенных слоев населения, не имеющих возможности самостоятельно создать соответствующие условия для жизни, к подобным слоям принадлежат граждане, пострадавшие вследствие радиационных излучений. Успешная реализация возложенной на государство ответственности и необходимости социальной защиты пострадавших граждан актуальна в нашей стране и за её пределами.
Радиационные и техногенные катастрофы – огромная плата за технический прогресс. Это больная тема в истории многих стран, в том числе и России, учитывая то, что прошло уже большое количество времени.
Население, которое проживает на зараженных территориях, подвержено влиянию всех тех проблем, которые, так или иначе, коснулись всего населения Российской Федерации и стран СНГ. Прим этом, проблемы значительно усугубляются в зонах бедствия. Зачастую у многих людей, столкнувшихся с этой бедой, формируется ощущение незащищенности, которое провоцирует повышенную тревожность, нервозность, подавленность. К сожалению, меры по социальной защите пострадавших часто являются малоэффективными. К тому же, одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальной угрозе тем или иным группам населения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной защиты лиц, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф, рассмотрение правовых вопросов социальной защиты данной группы лиц.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть ключевые понятия института социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф;
– определить социальное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф;
– исследовать систему пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;
– рассмотреть пособия, компенсации и льготы как способы социальной защиты пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф.
Объектом курсовой работы выступают правовые отношения, возникающие по поводу социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Предметом курсовой работы являются особенности и виды социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Методологическую основу составили всеобщий диалектико- материалистический метод исследования, общие методы исследования (сравнительный, метод системного анализа и др.), частно - научные методы (толкование норм права, сравнительно - правовой, формально юридический методы и др.).
Теоретической основой исследования выступили труды теоретиков государства и права: Вопленко, Н.Н., А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Лушников А. М., Лушникова М. В.Шайхатдинов В.Ш., а так же периодические издания, освещающие проблемы социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Нормативную исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Верховного Совета РФ, акты международного законодательства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТЕХНОГЕННЫХ И РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
-
Анализ ключевых понятий института социальной защиты лиц,
пострадавших от радиационных или техногенных катастроф
На сегодняшний день как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств проживает значительное число человек, которые могут быть объединены одним термином «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». По законодательству РФ в эту группу включены лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; граждане, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча; в результате испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д. В то же время на территориях других государств к таким лицам, например, относятся граждане, подвергшиеся радиации вследствие бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки, аварии на атомной электростанции Фукусима-1. В Казахстане – это лица, подвергшиеся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне; на Украине и в Республике Беларусь – пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В связи со сказанным проблема радиации и ее негативных последствий, в том числе влекущее возложение ответственности на государство за причиненный вред и необходимость успешной реализации механизма их социальной защиты актуальна не только в нашей стране, но и за ее пределами. Дополнительным подтверждением сказанного выступает распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 2470-р «О Концепции программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года».
Указанное обстоятельство, а также необходимость возмещения государством нанесенного данным лицам вреда здоровью ставит перед законодателем задачу обособленного законодательного регулирования их социальной защиты, включая обеспечение необходимого уровня социальной защищенности. Подтверждением сказанного выступает не только огромное количество уже принятых нормативных документов, касающихся данной сферы правоотношений, но и наличие специальных целевых программ, затрагивающих права и законные интересы пострадавших от последствий радиации. В качестве примера можно указать постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523 «О Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» и Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» о Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года».
Действующее законодательство Российской Федерации использует в качестве ключевого термин «граждане, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». При этом анализ норм права позволяет выделить его основные признаки:
1) рассматриваемая группа людей является отдельной социальной общностью, то есть выступает отправной «точкой отсчета» в социальном пространстве, именуемой социальной группой, с присущей ей социальными потребностями и ценностями;
2) в понятие «граждане, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф» включены наряду с гражданами, подвергшимися непосредственно негативному воздействию также члены их семей;
3) основой для объединения граждан в одну категорию выступает один из следующих фактов:
а) наличие воздействия негативных факторов на организм человека в результате проведения взрывов и испытаний ядерного оружия как последствия радиационных реакций;
б) наступление негативных последствий вследствие аварийных ситуаций на ядерных и иных объектах гражданского и военного назначения;
в) воздействие радиационного облучения на лиц, участвовавших в ликвидации или устранении последствий данных аварий;
г) воздействие на организм человека либо его жизнь негативных факторов как следствие произошедших техногенных катастроф;
д) негативные последствия, испытываемые членами семьи лица, пострадавшего от радиационных и (или) техногенных катастроф. Таким образом, данные граждане являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации техногенного характера;
4) данные лица признаются государством в качестве лиц, нуждающихся в социальной защите. Данная нуждаемость проявляется главным образом в наступлении социального случая: трудная жизненная ситуация; претерпевание лишений, и т.д, что влечет за собой необходимость введения института социальной защиты данной группы людей.
5) в группу граждан, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в рамках института социальной защиты, подпадают только те граждане РФ, которые признаны в качестве таковых в установленном законом порядке либо по решению суда.
На основании изложенного, под гражданами, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф в праве социального обеспечения понимается социальная группа людей, являющихся гражданами Российский Федерации, прямо или косвенно пострадавшими от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (взрывы и испытания ядерного оружия; аварийные ситуации на ядерных и иных объектах гражданского и военного назначения; иные техногенные катастрофы и другие), признанные в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите, которую характеризует постоянный и непредсказуемый рост численности, а также наличие присущих специфических потребностей социального, психологического, экономического и иного характера [20, c. 35]. При этом данный термин носит собирательный характер, так как включает наряду с собственно гражданами, пострадавшими от последствий радиации, также и членов семей этих лиц.
В то же время механизм социальной защиты от последствий радиационных и (или) техногенных катастроф распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ и пострадавших от негативных последствий произошедшей аварии или катастрофы.
Применительно к исследуемой общественно-демографической группе населения термин «социальное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф» может быть определен как совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами РФ и иными лицами, на законных основаниях пребывающих на территории Российской Федерации, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф и членами их семей, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями – с другой, по поводу предоставления им за счет специальных фондов и (или) бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, компенсационных выплат и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств (смерть, инвалидность и иные), влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, и связанных с последствиями радиационных и (или) техногенных катастроф.
При этом наличие отдельного института социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, обусловлено не только реалиями современной жизни, но и нормами Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность выделения в качестве самостоятельных институтов социальной защиты различные категории населения (пенсионеры, инвалиды и т.д.). Более того, как правильно отмечено А. М. Лушниковым и М. В. Лушниковой, в современных условиях государство призвано обеспечить социальную защиту населения от негативных последствий, вызванных условиями рынка (безработица, снижение уровня жизни пенсионеров и иных граждан и др.), а равно от последствий социальных потрясений, вызванных вооруженными и межэтническими конфликтами (беженцы, вынужденные переселенцы и др.), радиационными и техногенными катастрофами и т.д. [17, c. 105]
Одновременно обращаясь к анализу термина «социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф» можно согласиться с определением понятия «социальная защита населения», предложенным профессором В. Ш. Шайхатдиновым, как объективно отражающим все сущностные черты данного явления [21, c. 135]. С учетом этого, под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф следует понимать деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению различных мер социальной защиты гражданам РФ, пострадавшим от радиационных и (или) техногенных катастроф (охрана материнства и детства, обеспечение жильем, охрана здоровья, социальное обслуживание, обеспечение занятости, пенсионное обеспечение, меры социальной поддержки).