Файл: 1 Теоретические основы социальной поддержки лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Социальное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф


В Российской Федерации и ряде иных государств проживают люди, пострадавшие в результате радиационных и техногенных аварий. Количество таких людей, которые потеряли здоровье в результате воздействия на них неблагоприятных факторов, достаточно большое. Современный мир отличается массовыми изменениями в развитии глобальной цивилизации, высочайшим уровнем научно-технического прогресса, который усиливает воздействие техногенных факторов на окружающую среду и человеческое общество, увеличивает риск появления радиационных катастроф.

В законе и подзаконном акте определен порядок проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в качестве эффективных мер государственного контроля. Одновременно законодатели допускают возможность проведения экспертиз общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных организаций, определяемым законодательством государства.

Чернобыльская авария повлекла тяжелые радиологические, медицинские, демографические, социально-психологические, социально-экономические последствия для людей и катастрофические последствия для природы [22, c. 85]. Это потребовало принятие решительных мер от государства как по непосредственной ликвидации последствий катастрофы, так и по вопросам определения правовых режимов пострадавших территорий и мер социальной защиты пострадавшего населения и ликвидаторов.

В Российской Федерации проведена детальная дифференциация льготных категорий граждан, что, безусловно, способствует адекватному предоставлению льгот и компенсаций пострадавшим от радиационной катастрофы.

Если рассматривать такую специфическую социальную группу лиц, как пострадавшие в результате радиационной (техногенной) катастрофы, то они имеют свои права, свободы, обязанности и систему гарантий. Естественно, что их правовое положение в целом совпадает с общим правовым статусом, которое существовало у пострадавших до катаклизма. Так, граждане Российской Федерации – жертвы техногенных катастроф, если они остаются на территории собственного государства, не нуждаются в существенном изменении своего статуса, поскольку как его граждане обладают теми же правами, что и все остальные. Однако в условиях чрезвычайных техногенных ситуаций человек, его здоровье подвергаются негативному воздействию со стороны окружающей среды, и проблема его социальной защищенности приобретает особую значимость. Он нуждается в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц, прав.


Существует две классификации правового статуса личности.

Первая – это классификация в зависимости от объема правосубъектности: общий, специальный, а также индивидуальный правовой статус. В соответствии с данной классификацией правовой статус лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, можно обозначить как специальный, который отражает специфику правового положения отдельных категорий граждан. Основу данного статуса составляют обязанности, права и юридические гарантии. В социальную группу лиц, пострадавших в результате данной катастрофы, входят различные группы населения: ликвидаторы и проживающие вблизи очага аварии; пострадавшие от радиационной и природной экологической катастрофы; дети, трудящиеся или пенсионеры и т.д. Можно сделать вывод, что данный правовой статус является общим по отношению к данным социальным группам.

Вторая классификация делит правовой статус в зависимости от юридического основания на международно-правовой, конституционный и отраслевой [15, c. 42].

Юридическому основу международно-правого статуса лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, составляют правовые нормы, которые выработаны в рамках международно-правового регулирования деятельности по ликвидации экологических катастроф и созданию механизмов гражданской ответственности за причинённый экологический вред.

Основным положением в системе социального обеспечения являются пенсионное обеспечение, которое реализуется путем предоставления необходимых денежных средств.

Граждане, которые пострадали в результате чрезвычайных катастроф, имеют право на получение пособии, а также компенсаций.

Основным законом, закрепляющим положения предоставления пособий и компенсация, является Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1.

Вышеназванный закон устанавливает следующий перечень льгот:

1) право на улучшение жилищных условий;

2) компенсация в размере 50 % при оплате жилой площади и коммунальных услуг;

3) скидка 50 % на топливо, предназначенное для отопления помещения;

4) внеочередное участие в кооперативах жилищного строительства;

5) обслуживание без очереди в поликлиниках и аптеках;

6) возможность получить в первых рядах садовый участок или место в гаражном комплексе.

Детям чернобыльцев также полагаются льготы, которые выражаются в назначении детского пособия. Им предоставляются следующие виды льгот:



1) субсидия, выплачиваемая каждый месяц;

2) льготное зачисление в высшие и средние учреждения профессионального образования;

3) инвалиды-иждивенцы, у которых погиб кормилец из-за аварии получают ежемесячные денежные компенсации;

4) государственная социальная стипендия;

5) дети, которые стали инвалидами в результате данной аварии также обеспечиваются государством.

Граждане, которые пострадали вследствие этой чрезвычайной ситуации, имеет право претендовать на следующие дополнительные виды преимуществ:

1) обеспечение детей родителей-чернобыльцев местами в детских садах вне очереди;

2) обслуживание в медицинских учреждениях, к которым были приписаны во время прохождения службы;

3) дополнительные выплаты по уходу за ребенком;

4) получение льготных оздоровительных путевок.

В международных конвенциях, а также в рекомендациях международных организаций труда закреплены основные виды гарантий, которые государство предоставляет для обеспечения права на социальную помощь и социальную защиту. В данных нормативных правовых актах подробно разбираются и регулируются вопросы медицинского обслуживания, предоставления денежных компенсаций, натуральные формы предоставления социального обеспечения.

Данная авария ускорила такие социальные явлений, как уничтожения социальных связей и культурных традиций. Когда граждане выезжают из данных районов, это приводит к разрушению человеческой общности, а также отселение людей исключает сохранение традиций. Следовательно, создание необходимых условий для граждан, которые проживают на радиационных территориях, и выделение для этих целей определенных денежных средств позволило бы создать стабильную социально-психологическую атмосферу в этих регионах.

Произошедшие радиационные и техногенные катастрофы являются самыми глобальными проблемами социального, экологического и экономического характера. Данные аварии нанесли неисправимый и многотысячный вред, как человеческой цивилизации, так и огромный ущерб окружающей среде и экономике страны. Последствия чернобыльской катастрофы выявили очень сложный комплекс проблем, которые связаны с созданием и разработкой правовой базы в сфере данных правоотношений.

2 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОСОБИЯ, КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ, КАК СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕХНОГЕННЫХ И РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ


2.1 Пенсия и порядок её назначения

Пенсионное обеспечение – важное явление в системе обеспечения, предполагающее предоставление денежных средств.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно–испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Под пенсией, назначаемой лицам из числа пострадавших от радиационных и техногенных катастроф понимается ежемесячная денежная выплата, производимая за счет средств федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца [14, c. 85]. Пенсия гражданам, пострадавшим в результате техногенных либо радиационных катастроф назначается после установления у лица соответствующего статуса, является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера и выплачивается взамен оплаты по труду или в дополнение к ней.

В Федеральном законе от 15.12.2001 N 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» прописаны условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате техногенных либо радиационных катастроф, а также членам их семей.

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 вышеназванного закона.

К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;

12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

Данной статьей установлены условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, государственных пенсий по старости, государственных пенсий по инвалидности, а членам их семей – пенсий по случаю потери кормильца.

К гражданам, пострадавшим в результате техногенных либо радиационных катастроф относятся граждане, пострадавшие в результате аварии на производственном объединении «Маяк», катастрофы на Чернобыльской Атомной Электростанции и в иных им подобных.

Данная категория граждан имеет право либо на страховую пенсию по старости, (страховой стаж не менее 5 лет), либо на государственную пенсию по старости (трудовой стаж не менее 5 лет).

Так же, у них есть право выйти на пенсию досрочно. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).