Файл: 1 Теоретические основы социальной поддержки лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико- социальной экспертизы, если ставится усиление инвалидности, то единовременная компенсация выплачивается согласно вновь назначенной группе инвалидности, с вычетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Пособия, предоставляемые данной категории граждан, условно делятся на 2 группы.

Первое, это пособия, которые предоставляются по смешанной системе государственного обеспечения и социального страхования, к примеру, пособие по временной нетрудоспособности (финансирование общего размера пособия из средств Фонда социального страхования, дополнительного (повышенного) – из средств федерального бюджета).

Второе, это пособия, которые предоставляются из средств федерального бюджета (пособия: на переезд, на погребение).

По законодательству Российской Федерации компенсации предоставляются как самим гражданам, которые пострадали в результате воздействия радиации, так и их семьям. Размер и виды единовременных, ежемесячных, ежегодных денежных выплат зависит от категории получателя и служат как возмещение вреда, кроме того, как дополнительная материальная поддержка.

Многие пособия и компенсации являются единовременными, т.е. выплачиваются лишь единожды.

На практике существует множество споров, которые связаны с решением проблем о праве на компенсации, их размере и порядке индексации.

Мероприятия по занятости и трудоустройству, охране труда, обеспечению жильем, охране здоровья и оказанию медицинской помощи входят в социальную защиту лиц, которые пострадали в результате техногенных либо радиационных катастроф.

Обеспечение жильем является наиболее значимым из них. Исследование законодательства о социальной защите рассматриваемой категории граждан выявило, что основными формами обеспечения жильем лиц, которые пострадали вследствие техногенных либо радиационных воздействий выступают: предоставление один раз лицам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверенной жилищным сертификатом; внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы и внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).


Мероприятия по занятости и трудоустройству имеют очень большое значение в области социальной защиты рассматриваемой категории граждан. Их реализация происходит согласно плану единой государственной политики в сфере занятости населения, для оказания помощи граждан, которые испытывают проблемы в поиске работы. Их успешная практическая деятельность показывает высокий уровень социальной защищенности граждан, которые пострадали в результате техногенных либо радиационных аварий в области их труда.

Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был почти самым первым документом, который определял компенсации и льготы. Федеральный закон от 26.11.1998 N 175–ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку «Теча» был основан на его основе, кроме того Федеральный закон от 10.01.2002 N 2–ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне».

По нынешнему законодательству, данные граждане могут претендовать на получение следующих компенсаций и льгот:

1) получение лекарственных средств по рецепту врача, оказание бесплатной медицинской помощи, кроме того при выходе на пенсию сохранение поликлиники, за которой закреплены;

2) бесплатное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатное изготовление и установка зубных протезов;

4) бесплатный проезд в общественном городском транспорте (за исключением такси), кроме того в водном и пригородном железнодорожном транспорте;

5) разовая ежегодная скидка 50% от стоимости проезда железнодорожным, водным, воздушным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с воздействием радиации – разовый ежегодный бесплатный проезд);

6) бесплатное обучение к управлению автомобилем или мотоколяски, предоставление легкового автомобиля (согласно медицинским показаниям);

7) скидка 50% на оплату телефона и коммунальных услуг;

8) установка телефона вне очереди;

9) предоставление садовых домиков, беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство;

10) освобождение физических лиц от уплаты налога на имущество;

11) обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного ущерба в пределах 120 МРОТ;



12) предоставление мест вне очереди детям в детские дошкольные учреждения, кроме того в специализированные детские лечебные и санаторные учреждения со скидкой 50% от стоимости содержания.

Молодые матери, которые живут на радиоактивно загрязненной территории, если их дети не обеспечены детским питанием с молочной кухни бесплатно, также получают денежные компенсации.

Медицинское обслуживание играет важную роль в системе социальной защиты граждан, которые пострадали от радиационного воздействия. Им предоставляется бесплатная медицинская помощь (амбулаторно и в стационаре), кроме того санаторно-курортное лечение.

Влияние радиации на человеческий организм изучен еще недостаточно хорошо. «Концепция поэтапной специализированной диспансеризации населения, проживающего на территориях, загрязненных радионуклидами» предложили, чтобы сформировать банк данных о последствиях подобных катаклизмов. В 1992 году создали Российский государственный дозиметрический регистр (РГМДР). В нём находится персональные медицинские сведения на пострадавших от радиации. Для данных граждан в стационарах проводится медико-социальная реабилитация, чтобы восстановить способности социальной, бытовой и профессиональной деятельности, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья.

Профилактические учреждения, специализированные диспансеры открывались в радиационно загрязненных регионах. В нетронутых радиацией районах создавались санатории. По программе «Дети Чернобыля» открыли подмосковный реабилитационный центр, в котором участникам-ликвидаторам аварии на ЧАЭС и их семьям предусмотрена возможность медицинского обследования, курса социально-психологической реабилитации.

Осуществление мероприятий в области социальной экономической реабилитации населения зараженных территорий занимает большое место в практической работе, по реализации Федеральных программ, которые связаны с ликвидацией радиационных последствий. На Федеральных программах «Семипалатинский полигон», «Уральский регион», «Дети Чернобыля», «Чернобыль» было сосредоточено особое внимание. Их содержание подразумевало провести диспансеризацию населения загрязненных территорий, приобрести современную медицинскую литературу, усовершенствовать службу специализированной медицинской помощи. Главной российской организацией по оказанию помощи ликвидаторам аварии на ЧАЭС и эвакуированным стал Всероссийский центр экологической медицины (ВЦЭМ), его создали в 1992 году. В нем находится личные медицинские сведения на всех пострадавших.


Социально-психологическая реабилитация имеет огромное значение в помощи этой группе населения, при этом существует ряд нюансов. Однако эта методика не удовлетворяет условиям экономического кризиса. Самыми сильными стрессогенными факторами для населения, оказавшегося в зонах отселения, оказались такие, как неопределенность ситуации, рост цен, ухудшение материального положения, безработица, рост правонарушений, социальная и экономическая нестабильность. Социально-психологическая реабилитация потому должна быть комплексной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Радиационные катастрофы и инциденты вызвали появление комплекса проблем, требующих решения на федеральном уровне.

Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.

Законодательно определены лица, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:

- лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- приравненных к ним категории граждан.

Правовой статус этих лиц определен в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральном законе от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

В целом необходимо отметить, что законодательство о социальной защите лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий стало развиваться только после 1990-х годов. Информация об авариях в период с 1948 - 1990 гг. оставалась закрытой. И лишь только после аварии на Чернобыльской АЭС о вредном воздействии радиации стали говорить открыто. Стали проводиться исследования воздействия радиации на организм человека. В частности, обобщаются данные заболеваемости граждан пострадавших в результате радиационных воздействий.


Одну из частей системы социальной защиты населения составляет система социального обеспечения лиц, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф. Она считается многосоставляющим объединением, содержащим огромное число норм и институтов, регулирующих условия, порядок и размеры денежных (пособия, компенсации, льготы, пенсии), натуральных (социальная помощь, социальное обслуживание) формах. Главным условием при назначении надлежащего вида социального обеспечения предстает принадлежность и отнесение к категории «лица, пострадавшие в результате техногенных либо радиационных катастроф». Что является конкретным критерием государственной ответственности за нанесенный ущерб, кроме того влияет на вид и размер назначаемого обеспечения.

Система пенсионного обеспечения лиц, которые пострадали в результате техногенных либо радиационных инцидентов в Российской Федерации предстает в виде системы взаимодействующих и взаимосвязанных источников денежных выплат, учреждений и органов, исполняющих функции управления в данной сфере, видов и субъектов обеспечения, кроме того нормативных правовых актов, регламентирующих образующиеся отношения в области осуществления гражданами их прав на пенсионное обеспечение. Также данная система содержит внутренне сложную структуру: страховых пенсий и пенсий по государственному обеспечению.

Все материальные и натуральные формы социальной защиты пострадавших, вследствие радиационных и техногенных инцидентов можно разделить на две группы: первое – это назначаемые непосредственно самим пострадавшим и второе – гарантированные членам их семьи.

Условия и порядок назначения пенсий, указанным выше гражданам, кроме того членам их семей определены в статье 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Последующее наблюдение за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию должно быть одним из ключевых направлений. Это относится и к здоровью их родственников. В особенности касаемо детей, так как весьма острой проблемой на данный период являются наследственные заболевания, врожденные аномалии развития, генетически обусловленные уродства, онкологические заболевания. В данной непростой ситуации следует всеми силами упростить им жизнь, помочь больным, сохранить генофонд России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

  2. Конвенция МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» № 102 (1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 – 1086.

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ)

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021 г.) // Собрание Законодательства РФ. –2021. – № 11. – Ст. 1698.

  5. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244–1 (ред. от 26.05.2021) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – N 21.

  6. Федеральный закон от 26.11.1998 N 175–ФЗ (ред. от 24.07.2020) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства РФ. – 30.11.1998. – N 48.

  7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178–ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. – N 142. – 23.07.1999.

  8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166–ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. – 20.12.2001. – N 2859.

  9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2–ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. – 12.01.2002. – N 6.

  10. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. – 24.12.1994 г. – N 250.

  11. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 232.

  12. Вовина Е.А. Гарантировано законом // Ваше право. – 2019. – № 5. С. 34-42.

  13. Вопленко, Н.Н. Реализация права: Учебное пособие / Н.Н. Вопленко. - Волгоград: ВолГУ, 2017. - 248 с.

  14. Гражданское право: Учебник. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис. – 2016. – с. 365.

  15. Гусев А. Ю. Конституционное право на социальное обеспечение // Труд и социальные отношения. - 2017. - № 1. – с. 36-54.

  16. Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. - М., 2017. – с. 187

  17. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.- 2019. - с. 354

  18. Межибовская И.В. Проблемы законодательства о социальной защите лиц, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне /И.В. Межибовская // Проблемы права – 2016 – № 4 (58) – С. 40 –45.

  19. Мокроусов О. Льготы для выехавших чернобыльцев / О. Мокроусов // Экономика и жизнь – 2019 – №39 (9655).

  20. Харкевич О.Н. Последствия влияния катастрофы на Чернобыльской АЭС на здоровье матери и ребенка: учебное пособие // Проблемы ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. – М.: Изд–во БГУ, 2017 – 185 с.

  21. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М. - 2018. – с. 421

  22. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: монография / А.М. Шафиков – М.: Полиграф–Мастер, 2019 – 190 с.

  23. Яблокова И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения / И.А. Яблокова // Социальное и пенсионное право. – 2020 – № 4 – С. 30–32.