Файл: Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- предоставление специальных продуктов питания для детей-инвалидов20 Следующим значимым НПА является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный акт
формирует основу для осуществления своих прав гражданами в сфере здравоохранения, устанавливает порядок осуществления лекарственной помощь для населения, права и обязанности граждан в области лекарственного обеспечения. Отдельно стоит отметить, что в законе указаны нормы о бесплатном предоставлении фармацевтических препаратов для граждан РФ.
На основании положений данного федерального закона, компетентный федеральный орган исполнительной власти формирует процесс предоставления фармацевтических средств, формы рецептурных бланков, порядок оформления бланков, а также их учет и хранения.
ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» также входит в систему законодательства, регулирующего медикаментозное обеспечение населения. Этот закон устанавливает компетенцию Российской Федерации в области оборота лекарственных препаратов. Вышеуказанный нормативно-правовой акт определяет процесс регистрации особо важных медикаментов и закрепляет компетенцию государства в области надзора за ценами на препараты. Цены на особо важные лекарственные средства формируются Правительством РФ. Помимо этого, порядок закрепления и установления верхних и нижних планок ценовых категории на лекарства формируется на основании постановлений Правительства РФ.
Помимо этого, правительство формирует категорию граждан, которым предоставляется право на бесплатное лекарственное обеспечение. К ним относятся:
- Участники боевых действий;
- Лица, получившие инвалидность в связи с осуществлением воинских обязанностей;
- Родственники граждан, погибших во время осуществления военных обязанностей;
- Герои СССР и РФ;
- Кавалеры ордена Славы;
- Инвалиды I, II групп, а также дети-инвалиды.
Также законодательство предоставляет возможность приобретения лекарственных средств с 50-процентной скидкой. Такое право установлено для работников тыла; гражданам, которые подвергались политическому гонению; инвалидам II и III групп; пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по потере кормильца21.
Подводя итог по нормативно-правовой базе в сфере лекарственного обеспечения, стоит отметить, что на сегодняшний день сформирована достаточно объемная категория законодательства, где каждые закон дополняет и привносит что-то новое, формируя единую систему лекарственного обеспечения населения. В сфере лекарственного обеспечения также установлены льготные программы, основными следует считать:
- Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС);
- «Двенадцать высокозатратных нозо-логий» (12 ВЗН);
- Областные программы;
- Предоставление медикаментов лицам, подверженных заболеваниям, особо опасных для жизни;
- Предоставление медикаментов лицам, больных ВИЧ, СПИД и туберкулезом.
При сравнении РФ с другими странами по общей сумме обеспечения лекарственными средствами и по их стоимости можно сказать, что доступность фармацевтических препаратов для населения РФ является достаточно низкой. Также стоит отметить различие в доступности лекарственных препаратов по регионам. В один субъектах расходы на орфанные препараты на 10 тыс. человек составляют более 1,5 млн рублей, в то время как в других сумма не доходит и до 300 тысяч. С 2019 года проблема стала менее актуальна, поскольку право на лекарственное обеспечение этими препаратами было передано федеральной программе высокозатратных но-зологий22. Также стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев у программ лекарственного обеспечения наблюдаются проблемы, связанные с осуществлением закупок.
С 1 января 2019 года были приняты изменения в порядке установление начальной максимальном цены контракта с учетом референтной цены. Такое решение привело к проблеме с поставками и, как следствие, задержками в выдаче лекарственных препаратов.
На сегодняшний день остается открытым вопрос соотношения правового регулирования на федеральном и региональном уровнях в связи с особенностями постановления Правительства РФ № 89023, открывается возможность отдельным группам населения воспользоваться двумя видами льгот: правом, которое предусматривает непосредственно федеральный бюджет, выделяя финансирование на медикаменты, а также правом на бесплатный доступ к ЛС, предоставляемым за счет средств субъекта РФ для граждан, которые входят в перечень групп населения с соответвующим диагнозом и при амбулаторном лечении которых ЛС и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно24.
Многие законодательные упущения с 2020 г. законодательной инициативой стремятся устранить посредством создания Федерального регистра - в него подлежит внесению информация обо всех льготных категориях граждан - как федеральных, так и региональных, их количество, диагноз, категории заболевания, степень обеспеченности каждого ЛС. Благодаря сформированному списку станет возможным своевременное планирование закупок медикаментов, отслеживание их остатков. Еще один положительный момент - при смене места жительства гражданина будет легче подтвердить право на получение социальной помощи
25.
Выводы. Единственным выходом из сложившейся ситуации служит скорейшее внедрение решения Правительства РФ от 28.10.2020 № 2798-р по созданию Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан: целями его деятельности определены организация и проведение закупок лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минздрава России. Также данный центр будет вести мониторинг закупок лекарственных препаратов и прогнозировать потребности регионов в медикаментах, что поможет предотвратить возможные перебои с поставками препаратов и заранее сформировать резерв для заблаговременного решения анализируемой проблемы26.
Наиболее удачной на сегодняшний день считается модель, в которой сочетаются государственное финансирование, обязательное медицинское страхование и частное страхование и/или прямое частное финансирование. Ее преимущества и недостатки зависят от выбранной схемы экономической поддержки функционирования отрасли охраны здоровья, способов администрирования и регулирования платежей.
То есть теоретически распределение оплаты услуг на три пакета соответствует принципам комбинированной модели, но в условиях постоянного сокращения объемов финансирования здравоохранения по большей части наблюдается диспропорция в оплате услуг за государственные средства и средства пациента (медицинское страхование в РФ в условиях пандемии COVID-2019 практически не реализовывается, что вызвано неоднозначностью корреляции основного диагноза, сопутствующих заболеваний, а также осложнений коронавирусной инфекции).
Именно поэтому для формирования законодательных и экономических механизмов, которые бы регулировали со стороны государства соотношение между всеми источниками финансирования медицинской услуги, необходимо задействовать целый спектр инструментов. Прежде всего, это экономические инструменты, к которым можно отнести государственное планирование и разработка программ, регулирование цен на ЛС, изменение схем льготного обеспечения и др.; финансовые - прямое бюджетное финансирование по бюджетным программам, добровольное и общеобязательное медицинское страхование; грантовое финансирование; медицинские кредиты, адресные субвенции и субвенции на медицинские страховые продукты, финансовый аудит; организационные - территориальное планирование, определение правил доступа и льготных приоритетов, последовательности оказания медицинской помощи разных уровней, контроль назначений.
Таким образом, переход к ориентированным на результат методам финансирования здравоохранения должен максимально повысить эффективность предоставления услуг учреждениями здравоохранения.
2.2. Порядок обеспечения льготными препаратами
Актуальность на сегодняшний день с целью регулирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан создана законодательная база, I формирующая различные группы населения и категории заболеваний, а также перечни лекарственных препаратов. Несмотря на существующее разделение на федеральный и региональный уровни, часть полномочий и прав дублируются на обоих уровнях, что создает организационные проблемы, а также негативно отражается на бюджетных средствах. Для того, чтобы определить имеющиеся направления для усовершенствования нормативно-правовых актов, необходимо проанализировать существующую законодательную базу в рассматриваемом вопросе.
Прежде всего стоит отметить, что в Федеральном Законе от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах охраны здоровья») установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья27. В части 2 статьи 81 сказано:
«2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой...».
Льготные группы населения, определенные в данном пятом пункте Федерального закона, относятся к региональным льготным категориям граждан или региональным льготникам. При этом в данном пункте не указывается, что «Перечень групп населения и категорий заболеваний» (региональных льготников) утверждается Правительством РФ, а также отсутствует форма утверждения перечня лекарственных препаратов для этих целей. Это существенное отличие от содержания федеральных законов
, в которых установлены полномочия Правительства РФ по формированию перечней лекарственных препаратов в тех случаях, когда обеспечение препаратами из этих перечней отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Нормативно-правовые акты, регулирующие лекарственное обеспечение на федеральном уровне
Так, в Федеральном законе от 17.07.99 № 178 «О государственной социальной помощи» установлены меры социальной поддержки в виде предоставления дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача отдельных категорий граждан (так называемых «федеральных льготников») за счет средств федерального бюджета (программа ОНЛП)28.
На основании статьи 6.1. данного закона «Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений. утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития». Необходимо отметить, что данный перечень лекарственных препаратов утверждается Правительством РФ. С 1 января 2019 года вступил в силу новый перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р.
При этом средства на финансовое обеспечение мер социальной поддержки федеральных льготных категорий граждан, которые проживают в регионах, перечисляются из федерального бюджета в регионы в виде межбюджетных трансфертов и субвенций при помощи расчета потребности, выполненного на основании количества граждан, сохранивших право на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения. Следовательно перечень льготных категорий граждан, перечень лекарственных препаратов для обеспечения данных льготников проходят утверждение на федеральном уровне, при этом финансирование указанного льготного лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств Федерального бюджета.
Нельзя не отметить, что по представленной схеме на федеральном уровне утверждается также «Программа высокозатратных нозологий». История создания данной программы начинается с Приказа МЗ СР РФ от 9 марта 2007 г. № 159 «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами»29. Данный нормативный документ устанавливал, что наиболее затратные с точки зрения лекарственного обеспечения заболевания (7 нозологий) исключаются из программы ОНЛП, в основе которой лежит принцип социального страхования, и переводятся на непосредственное финансирование из федерального бюджета РФ. Как следствие, из ОНЛП были исключены и дорогостоящие препараты для терапии данных 7 высокозатратных нозологий.