Файл: Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 442
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Проблемы реализации права на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, предлагаемые пути решения проблем
Как справедливо отмечает Челнокова Г.Б., одной из гарантий права граждан на медицинскую помощь выступает развитие лекарственной помощи35. Поэтому первостепенное значение имеют, во-первых, система закрепленных в законодательстве льгот, которые касаются обеспечения населения лекарственными средствами и препаратами, и, во-вторых, реализация этих льгот на практике, то есть исполнение соответствующих правовых предписаний. Система льгот в России достаточно широка, она более развита, чем та, которая действовала в СССР. Несмотря на то, что льготное лекарственное обеспечение - одна из наиболее важных и одновременно дорогостоящих социальных программ36, в реализации льгот на практике есть существенные сбои. Например, при наличии медицинских показаний допускаются отказы в выписке рецептов на льготные лекарственные препараты, в то время как они списываются по причине истечения срока годности.
Бесплатное лекарственное обеспечение в Российской Федерации реализуется на основе Федерального закона «О государственной социальной помощи», гарантирующим обеспечение по рецептам в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов6. Право на получение государственной социальной помощи в таком виде распространяется на следующие категории граждан37:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- некоторые другие категории граждан, связанные с ВОв (подробнее - см. в указанной в сноске статье) и некоторые категории ветеранов боевых действий (подробнее - см. пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» в редакции от 2 января 2000 года8);
- инвалиды;
- дети-инвалиды.
В целях реализации приведенных выше норм и обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными средствами9 Министерство здравоохранения и социального развития утвердило Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее - Перечень 2006 года).
Помимо Перечня 2006 года с указанием на лекарственные средства, отпускаемые бесплатно отдельными аптечными учреждениями для обозначенных выше категорий населения, существуют и другие льготы. Так, Правительством Российской Федерации в 1994 году были утверждены:
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень 1994 года);
Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с Перечнем 1994 года, к примеру, СПИД, ВИЧ-инфицированным (категория заболеваний) полагаются все лекарственные средства; инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет (группа населения) - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
Помимо этих двух критериев (категория заболевания и группа населения), бесплатное лекарственное обеспечение также предполагается при лечении в стационарных условиях (больницах, клиниках, госпиталях, диспансерах и т. д.), вне зависимости от вида заболевания, продолжительности лечения и каких-либо иных обстоятельств.
Также в качестве государственных гарантий доступности медицинской (в данном случае - лекарственной) помощи выступает приказ Министерства здравоохранения и социального развития, устанавливающий минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений. Составной частью этого ассортимента является перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Наконец, повышению доступности лекарственной помощи (в первую очередь - онкологическим больным) поспособствовали недавние рекомендации Минздрава по обезболиванию, в которых руководителям органов управления здравоохранением в регионах рекомендовано:
- разъяснить необходимость упрощения процедуры назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов путем предоставления права всем медицинским работникам (как врачам-специалистам, так и участковым терапевтам (педиатрам)) осуществлять назначение и выписывание указанных препаратов;
- разъяснить необходимость своевременного и безотказного оформления всех реквизитов рецепта на наркотические лекарственные препараты, включая подпись руководителя медицинской организации, оттиск круглой печати медицинской организации, а также отметки врачебной комиссии (в случае принятия решения руководителем медицинской организации о согласовании назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов с врачебной комиссией);
- организовать постоянное наличие в уполномоченной организации, осуществляющей распределение наркотических и психотропных лекарственных средств, аптечных и медицинских организациях неинвазивных лекарственных форм наркотических препаратов для обезболивания пациентов (таблетки пролонгированного действия, трансдермальные терапевтические системы, таблетки подъязычные или защечные);
- исключить случаи, препятствующие своевременному обеспечению пациентов обезболивающими препаратами, такие как требование возврата пустых ампул, блистеров, использованных трансдермальных терапевтических систем для выписывания нового рецепта на наркотическое лекарственное средство.
Если же мы обратимся к судебной практике, то найдем множество дел, в которых уполномоченные органы отказывались обеспечивать граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами со ссылкой на то, что они не входят в Перечень 2006 года. При этом во всех делах судебное решение выносилось в пользу граждан. Так, в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 28.08.2013 судом обоснованно был отклонен довод Министерства здравоохранения Волгоградской области о том, что оно не несет обязательства по обеспечению граждан лекарственными препаратами, не входящими в Перечень 2006 года. Суд указал, что это не единственный перечень, устанавливающий льготное лекарственное обеспечение, и согласился с судом первой инстанции, обязавшим в силу Перечня 1994 года обеспечить лекарством инвалида I группы38. В аналогичном деле (истцом был ребенок-инвалид, интересы которого представлял его родитель) суд указал, что невключение лекарственного препарата в Перечень 2006 года не может исключать права несовершеннолетней на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, подимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год».
Поскольку это противоречит нормам Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающем принцип приоритета охраны здоровья детей, а вышеуказанный Перечень фактически сужает объем прав детей-инвалидов19. Однако надо также учитывать, что требовать бесплатного лекарственного обеспечения препаратами, не входящими ни в Перечень 2006 года, ни в стандарты медицинской помощи, можно только в случае его назначения лечащим врачом или врачебной комиссией в установленном порядке. Также судами не признается допустимость взыскания средств за лекарственные препараты, приобретенные самостоятельно в отсутствие соответствующих предписаний.
Таким образом, в случаях отказа в обеспечении лекарственными средствами судом хоть и восстанавливается нарушенное право, абсолютно позитивным данный момент считать нельзя. Во-первых, далеко не все граждане, имеющие право на социальную помощь в виде бесплатного обеспечения лекарствами, которым отказывают в этом праве, имеют представление о том, что их права нарушены. Во-вторых, даже те из них, которые знают о нарушении своих прав, не всегда готовы обращаться в суд за их защитой.
В контексте лекарственного обеспечения бессистемность правового регулирования (существование множества перечней льгот по разным основаниям, иногда даже пересекающихся друг с другом) породило острую проблему по реализации бесплатного и льготного обеспечения лекарственными препаратами на практике. Так, наблюдаются нарушения и со стороны аптечных учреждений, и со стороны государственных (в том числе региональных) органов, осуществляющих управление бюджетными средствами, за счет которых должно производиться лекарственное обеспечение. Решение правоприменительных проблем в сфере лекарственного обеспечения должно быть найдено не через восстановление нарушенных прав судами в каждом случае, а нужно,
во-первых, устранить бессистемность нормативно-правовых актов в рассматриваемой нами области -например, посредством кодификации (либо другой формы систематизации) уже имеющихся нормативных правовых актов, что позволит устранить имеющиеся противоречия между различными нормами, а также послужит на благо принципу правовой определенности;
во-вторых, изменить практику предоставления льгот в сторону обеспечения ими граждан в каждом случае, когда они имеют на это право (а не только тогда, когда это право будет доказано ими в суде).
Главное управление по Свердловской области Федеральное казенное учреждение лечебно-исправительное учреждение №58, ФКУ ЛИУ-58 ГУФСИН России по Свердловской области. Подчинение – начальнику ГУФСИН России по Свердловской области, источники финансирования – федеральный бюджет. Тип учреждения – учреждение, исполняющее наказания Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Вид – Лечебно-исправительное учреждение. Организационно-правовая форма – федеральное казенное учреждение.
Цель – исполнение наказания в виде лишения свободы для мужчин, приговоренных к отбыванию наказания в лечебно-исправительном учреждении общего, строго и особо опасном рецидиве режима. Цели заключаются, прежде всего, в оказании помощи осужденным: - в осознании необходимости изменения своей судьбы; - установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки; - в анализе
своих противоправных поступков и потребностей; - в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; - в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях (умения принимать ответственные решения; в решении административных и финансовых вопросов).
В ходе решаются следующие основные задачи:
- формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения;
- формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;
- приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.
Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:
- нравственное и правовое просвещение;
- включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую; - включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости
– участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных и т.д.;
- вооружение осужденного методикой самоконтроля. Исправление осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед исправительными учреждениями.
Воспитательно-исправительный процесс в исправительном учреждении протекает в условиях физической изоляции осужденных от общества, семьи. Реализация принципа связи процесса воспитания осужденных с жизнью осуществляется в рамках закона, регулируется режимом учреждения и имеет свои специфические формы. Изоляция осужденных от общества, специфические условия пребывания в изоляции оказывают глубокое влияние на их психику, заставляют переживать свое пребывание в учреждении.
Задача «определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона, а затем определении правового механизма их реализации». В ч. 2 ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, получение общего образования, общественно полезный труд, профессиональная подготовка.
Кадровый состав лечебно-исправительного учреждения 58 представлен следующими штатными единицами: начальник, заместитель начальника, специалисты по социальной работе осужденных, инспектор по аналитической работе, заместитель начальника по воспитательной работе и кадрам, начальник отдела безопасности, заместитель начальника по безопасности и оперативной работе, начальник оперативного отдела, старшие оперуполномоченные, заместитель начальника по тылу, начальник хозяйственного отдела, бухгалтерия, врачи, психолог. Анализ деятельности ФКУ ЛИУ-58 ГУФСИН России по Свердловской области осуществлялась в несколько этапов, и предполагал: изучение отчетности, анализ и обработку данных, обобщение и выводы. Прежде всего, представить основную информацию анализа деятельности
Как справедливо отмечает Челнокова Г.Б., одной из гарантий права граждан на медицинскую помощь выступает развитие лекарственной помощи35. Поэтому первостепенное значение имеют, во-первых, система закрепленных в законодательстве льгот, которые касаются обеспечения населения лекарственными средствами и препаратами, и, во-вторых, реализация этих льгот на практике, то есть исполнение соответствующих правовых предписаний. Система льгот в России достаточно широка, она более развита, чем та, которая действовала в СССР. Несмотря на то, что льготное лекарственное обеспечение - одна из наиболее важных и одновременно дорогостоящих социальных программ36, в реализации льгот на практике есть существенные сбои. Например, при наличии медицинских показаний допускаются отказы в выписке рецептов на льготные лекарственные препараты, в то время как они списываются по причине истечения срока годности.
Бесплатное лекарственное обеспечение в Российской Федерации реализуется на основе Федерального закона «О государственной социальной помощи», гарантирующим обеспечение по рецептам в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов6. Право на получение государственной социальной помощи в таком виде распространяется на следующие категории граждан37:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- некоторые другие категории граждан, связанные с ВОв (подробнее - см. в указанной в сноске статье) и некоторые категории ветеранов боевых действий (подробнее - см. пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» в редакции от 2 января 2000 года8);
- инвалиды;
- дети-инвалиды.
В целях реализации приведенных выше норм и обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными средствами9 Министерство здравоохранения и социального развития утвердило Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее - Перечень 2006 года).
Помимо Перечня 2006 года с указанием на лекарственные средства, отпускаемые бесплатно отдельными аптечными учреждениями для обозначенных выше категорий населения, существуют и другие льготы. Так, Правительством Российской Федерации в 1994 году были утверждены:
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень 1994 года);
Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с Перечнем 1994 года, к примеру, СПИД, ВИЧ-инфицированным (категория заболеваний) полагаются все лекарственные средства; инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет (группа населения) - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
Помимо этих двух критериев (категория заболевания и группа населения), бесплатное лекарственное обеспечение также предполагается при лечении в стационарных условиях (больницах, клиниках, госпиталях, диспансерах и т. д.), вне зависимости от вида заболевания, продолжительности лечения и каких-либо иных обстоятельств.
Также в качестве государственных гарантий доступности медицинской (в данном случае - лекарственной) помощи выступает приказ Министерства здравоохранения и социального развития, устанавливающий минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений. Составной частью этого ассортимента является перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Наконец, повышению доступности лекарственной помощи (в первую очередь - онкологическим больным) поспособствовали недавние рекомендации Минздрава по обезболиванию, в которых руководителям органов управления здравоохранением в регионах рекомендовано:
- разъяснить необходимость упрощения процедуры назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов путем предоставления права всем медицинским работникам (как врачам-специалистам, так и участковым терапевтам (педиатрам)) осуществлять назначение и выписывание указанных препаратов;
- разъяснить необходимость своевременного и безотказного оформления всех реквизитов рецепта на наркотические лекарственные препараты, включая подпись руководителя медицинской организации, оттиск круглой печати медицинской организации, а также отметки врачебной комиссии (в случае принятия решения руководителем медицинской организации о согласовании назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов с врачебной комиссией);
- организовать постоянное наличие в уполномоченной организации, осуществляющей распределение наркотических и психотропных лекарственных средств, аптечных и медицинских организациях неинвазивных лекарственных форм наркотических препаратов для обезболивания пациентов (таблетки пролонгированного действия, трансдермальные терапевтические системы, таблетки подъязычные или защечные);
- исключить случаи, препятствующие своевременному обеспечению пациентов обезболивающими препаратами, такие как требование возврата пустых ампул, блистеров, использованных трансдермальных терапевтических систем для выписывания нового рецепта на наркотическое лекарственное средство.
Если же мы обратимся к судебной практике, то найдем множество дел, в которых уполномоченные органы отказывались обеспечивать граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами со ссылкой на то, что они не входят в Перечень 2006 года. При этом во всех делах судебное решение выносилось в пользу граждан. Так, в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 28.08.2013 судом обоснованно был отклонен довод Министерства здравоохранения Волгоградской области о том, что оно не несет обязательства по обеспечению граждан лекарственными препаратами, не входящими в Перечень 2006 года. Суд указал, что это не единственный перечень, устанавливающий льготное лекарственное обеспечение, и согласился с судом первой инстанции, обязавшим в силу Перечня 1994 года обеспечить лекарством инвалида I группы38. В аналогичном деле (истцом был ребенок-инвалид, интересы которого представлял его родитель) суд указал, что невключение лекарственного препарата в Перечень 2006 года не может исключать права несовершеннолетней на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, подимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год».
Поскольку это противоречит нормам Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающем принцип приоритета охраны здоровья детей, а вышеуказанный Перечень фактически сужает объем прав детей-инвалидов19. Однако надо также учитывать, что требовать бесплатного лекарственного обеспечения препаратами, не входящими ни в Перечень 2006 года, ни в стандарты медицинской помощи, можно только в случае его назначения лечащим врачом или врачебной комиссией в установленном порядке. Также судами не признается допустимость взыскания средств за лекарственные препараты, приобретенные самостоятельно в отсутствие соответствующих предписаний.
Таким образом, в случаях отказа в обеспечении лекарственными средствами судом хоть и восстанавливается нарушенное право, абсолютно позитивным данный момент считать нельзя. Во-первых, далеко не все граждане, имеющие право на социальную помощь в виде бесплатного обеспечения лекарствами, которым отказывают в этом праве, имеют представление о том, что их права нарушены. Во-вторых, даже те из них, которые знают о нарушении своих прав, не всегда готовы обращаться в суд за их защитой.
В контексте лекарственного обеспечения бессистемность правового регулирования (существование множества перечней льгот по разным основаниям, иногда даже пересекающихся друг с другом) породило острую проблему по реализации бесплатного и льготного обеспечения лекарственными препаратами на практике. Так, наблюдаются нарушения и со стороны аптечных учреждений, и со стороны государственных (в том числе региональных) органов, осуществляющих управление бюджетными средствами, за счет которых должно производиться лекарственное обеспечение. Решение правоприменительных проблем в сфере лекарственного обеспечения должно быть найдено не через восстановление нарушенных прав судами в каждом случае, а нужно,
во-первых, устранить бессистемность нормативно-правовых актов в рассматриваемой нами области -например, посредством кодификации (либо другой формы систематизации) уже имеющихся нормативных правовых актов, что позволит устранить имеющиеся противоречия между различными нормами, а также послужит на благо принципу правовой определенности;
во-вторых, изменить практику предоставления льгот в сторону обеспечения ими граждан в каждом случае, когда они имеют на это право (а не только тогда, когда это право будет доказано ими в суде).
Главное управление по Свердловской области Федеральное казенное учреждение лечебно-исправительное учреждение №58, ФКУ ЛИУ-58 ГУФСИН России по Свердловской области. Подчинение – начальнику ГУФСИН России по Свердловской области, источники финансирования – федеральный бюджет. Тип учреждения – учреждение, исполняющее наказания Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Вид – Лечебно-исправительное учреждение. Организационно-правовая форма – федеральное казенное учреждение.
Цель – исполнение наказания в виде лишения свободы для мужчин, приговоренных к отбыванию наказания в лечебно-исправительном учреждении общего, строго и особо опасном рецидиве режима. Цели заключаются, прежде всего, в оказании помощи осужденным: - в осознании необходимости изменения своей судьбы; - установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки; - в анализе
своих противоправных поступков и потребностей; - в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; - в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях (умения принимать ответственные решения; в решении административных и финансовых вопросов).
В ходе решаются следующие основные задачи:
- формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения;
- формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;
- приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.
Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:
- нравственное и правовое просвещение;
- включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую; - включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости
– участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных и т.д.;
- вооружение осужденного методикой самоконтроля. Исправление осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед исправительными учреждениями.
Воспитательно-исправительный процесс в исправительном учреждении протекает в условиях физической изоляции осужденных от общества, семьи. Реализация принципа связи процесса воспитания осужденных с жизнью осуществляется в рамках закона, регулируется режимом учреждения и имеет свои специфические формы. Изоляция осужденных от общества, специфические условия пребывания в изоляции оказывают глубокое влияние на их психику, заставляют переживать свое пребывание в учреждении.
Задача «определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона, а затем определении правового механизма их реализации». В ч. 2 ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, получение общего образования, общественно полезный труд, профессиональная подготовка.
Кадровый состав лечебно-исправительного учреждения 58 представлен следующими штатными единицами: начальник, заместитель начальника, специалисты по социальной работе осужденных, инспектор по аналитической работе, заместитель начальника по воспитательной работе и кадрам, начальник отдела безопасности, заместитель начальника по безопасности и оперативной работе, начальник оперативного отдела, старшие оперуполномоченные, заместитель начальника по тылу, начальник хозяйственного отдела, бухгалтерия, врачи, психолог. Анализ деятельности ФКУ ЛИУ-58 ГУФСИН России по Свердловской области осуществлялась в несколько этапов, и предполагал: изучение отчетности, анализ и обработку данных, обобщение и выводы. Прежде всего, представить основную информацию анализа деятельности