Файл: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплины детали машин для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными критериями работоспособности ременных передач являются: тяговая способность, которая зависит от величины сил трения между ремнем и шкивом и долговечность ремня, т.е. его способность сопротивляться усталостному разрушению.

Расчет ременной передачи по тяговой способности выполняется как проектный, а затем подобранный в результате расчета ремень проверяется на долговечность.

  1. Порядок расчета плоскоременной передачи.

    1. Проектный расчет.

      1. Определяем диаметр меньшего шкива (ведущего) и, полученное значение, округлить до ближайшего меньшего (табл.1).

d1 = (1100….1300)· (мм), (1)

где: P1(кВт)- мощность, передаваемая ведущим шкивом

n1 (об/мин)- частота вращения ведущего вала

Таблица 1 – Диаметры шкивов по ГОСТ 17383-73

40, 45, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315,

355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120

Определяем диаметр ведомого шкива с учетом скольжения. Полученное значение округляем до ближайшего (табл.1) d2 = (1-ζ) · d1 ·u (2)

где: u - передаточное число

ζ - коэффициент скольжения, ζ = 0,01…0,03, меньшее значение принимать при спокойной нагрузке.

      1. Определяем окружную скорость ведущей ветви ремня

V1 = 0,5 · d1· ω1 (3)

где: ω1 - угловая скорость ведущего шкива

      1. Выбираем тип ремня в зависимости от V1

V1 при до 15 м/с прорезиненный тип В

V1 при до 20 м/с прорезиненный тип Б

V1 при до 30 м/с прорезиненный тип А

V1 при до 60 м/с пленочный

V1 при до 100 м/с синтетический тканевый

      1. Определяем межосевое расстояние и округляем по стандарту к среднему значению (табл.2)

(d1+ d2) ≤ аw ≤ 2,5·(d1+ d2) (4)

Таблица 2 – Межосевое расстояние по Ra40

1 ряд

200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, и.д.*10

2 ряд

224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800, 2240, 3550, и.д.*10

      1. Определяем угол обхвата ремнем малого шкива

α1
= 180º - (5)

Если α1 < 150, необходимо увеличить межосевое расстояние аw

      1. Определяем рабочую длину ремня

L = 2· аw + 0,5· π · (d1+ d2) + (6)

      1. Определяем общую длину ремня

L0 = L + ΔL (7)

ΔL= 100…400 мм на сшивку ремня

      1. Определяем толщину ремня

Для прорезных и синтетических ремней из соотношений:

d1/δ = 50 – для прорезиненного типа А

d1/δ = 45 – для прорезиненного типа Б

d1/δ = 40 – для прорезиненного типа В

d1/δ = 250 – для синтетического ремня

Для пленочного ремня по таблице 3

Таблица 3 – Толщина пленочного ремня

δ,мм

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

d1,мм

28

36

45

56

63

75

80

90

100

      1. Определяем площадь поперечного сечения ремня

S = Ft / [σпп] (8)

где: Ft - окружная сила (н)

Ft = (9)

пп] - допускаемое проектное напряжение

пп] = [σп] · Cα · Cv ·Co · Cp (10)

п] - допускаемое полезное напряжение

п] = 2,3 МПа для ремня типа А

п] = 2,28 МПа для ремня типа Б

п] = 2,25 МПа для ремня типа В

п] = 3 МПа для синтетического ремня

п] = 2,6 МПа для пленочного ремня

Cα - коэффициент угла обхвата (табл.4)

Cv - скоростной коэффициент (табл.5)

Cp - коэффициент режима нагрузки (табл.6)

Co - коэффициент, учитывающий наклон линии центров передачи (табл.7)

Таблица 4- Значение коэффициента Cα

α, град.

150

160

170

180

200

220

Cα

0,91

0,94

0,97

1,0

1,1

1,2


Таблица 5 – Значение коэффициента Cv

V1, м/с

5

10

15

20

25

30

Cv

1,03

1,0

0,95

0,88

0,79

0,68

Таблица 6 – Значение коэффициента

Нагрузка

спокойная

Умеренные колебания

Значительные колебания

Ударная

Cp

1….0,85

0,9….0,8

0,8….0,7

0,7….0,6

Таблица 7 – Значение коэффициента

Угол наклона линии центров

0….60

60….80

80…90

Co

1,0

0,9

0,8

      1. Определяем ширину ремня. Ширину ремня округлить до стандартного значения (табл. 8)

b = аw / δ (11)

Таблица 8 – Ширина ремня

Число прокладок

А

Б

В

Ширина ремня, мм

2

------------------

20…45

-------------------

3

------------------

---------------------

20…40

3…5

20….75

---------------------

50…75

3…6

80…..100

---------------------

80….100

4…6

125….250

150….250

125…250

4…8

250….350

250…..300

250….300


Ширину ремня назначают из ряда: 20, 25, (30), 40, 50, (60), 63, (70), 71, (75), 80, (85), 90, 100, 112, 125, 160, 180, 200, 224, 250, 280, (300), 355, 400

    1. Проверочный расчет.

Долговечность ремня характеризуется числом пробегов ремня за весь срок службы передачи


      1. Определяем число пробегов ремня

N = V1 /L (12)

Проверяем условие долговечности

N ≤ [N] , где допускаемое число пробегов для плоского ремня не должно превышать 15ед/с ([N] = 15 ед/с)
2. Расчет клиноременной передачи

2.1. Проектный расчет

2.1.1. По графику (рисунок 1), в зависимости от мощности, передаваемой на ведущим валом (P1) и частоты вращения этого вала (n1) выбираем тип ремня и по ГОСТ 1284-86 (таблица 9) выбираем его размеры: b, h, A, d1min.

2.1.2. Определяем диаметры малого шкива (d1), увеличив табличное значение d1min на один-два номера по таблице 1.

2.1.3. Определяем диаметр ведущего шкива (d2) по формуле 2.

2.1.4. Определяем межосевое расстояние

2· (d1+ d2) ≤ аw ≤ [0,55·(d1+ d2)]+h (13)

аw по стандарту к среднему значению (табл.2)

2.1.5. Определяем длину ремня (L) по формуле 6. Полученное значение скорректировать по ГОСТ 1284-86 (таблица 10)



Рисунок 1- Тип ремня
Таблица 9 – Размеры ремня




Тип

ремня


Размеры сечения

S,мм²

L

d1min,мм

M1,Нм




b,мм

h,мм

А

13

8

81

0,56…4

90

15…60

Б

17

10,5

138

0,8…6,3

125

50…150

В

22

13,5

230

1,8…1,0

200

120…600


Таблица 10 – Длина клиновых ремней по ГОСТ 1284-68

400; 450; 500; 560;630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600; 1800; 2000;

2240; 2500; 2800; 3150; 3555; 4000; 4500; 5000; 5600; 6300;7100; 8000; 9000;

100004 11200; 12500; 14000; 16000; 18000; 20000мм



2.1.6.Определяем угол обхвата ремнем малого шкива по формуле , если α1<120, то необходимо увеличить межосевое расстояние передачи аw .

2.1.7. Определяем окружную скорость ведущего шкива V1 по формуле 3.

2.1.8. Определяем число ремней в передаче

Z = Ft / Fp (14)

где: Ft - окружная сила

Fp - окружное усилие, передаваемое одним ремнем

Fp = (Fо · Cα · C1 ·Cu )/ Cp (15)

где: Fо - номинальное окружное усилие, передаваемое одним ремнем (табл. 11)

Cα - коэффициент угла обхвата (табл.4)

C1 - коэффициент длины ремня (рисунок 2)

Cu - коэффициент передаточного числа (рисунок 3)

Cр – коэффициент режима нагрузки (таблица 6)


Таблица 11 -Значения номинального окружного усилия, Fо (Н)

Тип ремня

d1, мм

Окружная скорость, V1 (м/с) до

5

10

15

20

25

30

О

71

112

95

81

68

56

-

80

124

107

94

80

66

-

90

134

116

104

86

76

62

А

100

190

160

138

115

91

-

112

210

182

160

137

112

83

125

230

200

177

155

132

105

140

246

218

194

172

148

105

160

264

235

214

190

165

121

Б

140

322

270

230

191

-

138

160

366

315

275

236

196

149

180

402

351

310

272

230

148

200

430

379

338

300

257

212

224

452

405

363

325

282

271

В

224

630

535

463

393

318

235

250

696

602

530

460

384

302

280

756

663

590

520

444

383

315

814

719

647

558

500

416

355

864

770

700

630

550

470