Файл: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ учебной дисциплины детали машин для специальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными критериями работоспособности ременных передач являются: тяговая способность, которая зависит от величины сил трения между ремнем и шкивом и долговечность ремня, т.е. его способность сопротивляться усталостному разрушению.
Расчет ременной передачи по тяговой способности выполняется как проектный, а затем подобранный в результате расчета ремень проверяется на долговечность.
-
Порядок расчета плоскоременной передачи.-
Проектный расчет.-
Определяем диаметр меньшего шкива (ведущего) и, полученное значение, округлить до ближайшего меньшего (табл.1).
-
-
d1 = (1100….1300)· (мм), (1)
где: P1(кВт)- мощность, передаваемая ведущим шкивом
n1 (об/мин)- частота вращения ведущего вала
Таблица 1 – Диаметры шкивов по ГОСТ 17383-73
40, 45, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, |
355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120 |
Определяем диаметр ведомого шкива с учетом скольжения. Полученное значение округляем до ближайшего (табл.1) d2 = (1-ζ) · d1 ·u (2)
где: u - передаточное число
ζ - коэффициент скольжения, ζ = 0,01…0,03, меньшее значение принимать при спокойной нагрузке.
-
Определяем окружную скорость ведущей ветви ремня
V1 = 0,5 · d1· ω1 (3)
где: ω1 - угловая скорость ведущего шкива
-
Выбираем тип ремня в зависимости от V1
V1 при до 15 м/с прорезиненный тип В
V1 при до 20 м/с прорезиненный тип Б
V1 при до 30 м/с прорезиненный тип А
V1 при до 60 м/с пленочный
V1 при до 100 м/с синтетический тканевый
-
Определяем межосевое расстояние и округляем по стандарту к среднему значению (табл.2)
(d1+ d2) ≤ аw ≤ 2,5·(d1+ d2) (4)
Таблица 2 – Межосевое расстояние по Ra40
1 ряд | 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, и.д.*10 |
2 ряд | 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800, 2240, 3550, и.д.*10 |
-
Определяем угол обхвата ремнем малого шкива
α1
= 180º - (5)
Если α1 < 150, необходимо увеличить межосевое расстояние аw
-
Определяем рабочую длину ремня
L = 2· аw + 0,5· π · (d1+ d2) + (6)
-
Определяем общую длину ремня
L0 = L + ΔL (7)
ΔL= 100…400 мм на сшивку ремня
-
Определяем толщину ремня
Для прорезных и синтетических ремней из соотношений:
d1/δ = 50 – для прорезиненного типа А
d1/δ = 45 – для прорезиненного типа Б
d1/δ = 40 – для прорезиненного типа В
d1/δ = 250 – для синтетического ремня
Для пленочного ремня по таблице 3
Таблица 3 – Толщина пленочного ремня
δ,мм | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
d1,мм | 28 | 36 | 45 | 56 | 63 | 75 | 80 | 90 | 100 |
-
Определяем площадь поперечного сечения ремня
S = Ft / [σпп] (8)
где: Ft - окружная сила (н)
Ft = (9)
[σпп] - допускаемое проектное напряжение
[σпп] = [σп] · Cα · Cv ·Co · Cp (10)
[σп] - допускаемое полезное напряжение
[σп] = 2,3 МПа для ремня типа А
[σп] = 2,28 МПа для ремня типа Б
[σп] = 2,25 МПа для ремня типа В
[σп] = 3 МПа для синтетического ремня
[σп] = 2,6 МПа для пленочного ремня
Cα - коэффициент угла обхвата (табл.4)
Cv - скоростной коэффициент (табл.5)
Cp - коэффициент режима нагрузки (табл.6)
Co - коэффициент, учитывающий наклон линии центров передачи (табл.7)
Таблица 4- Значение коэффициента Cα
α, град. | 150 | 160 | 170 | 180 | 200 | 220 |
Cα | 0,91 | 0,94 | 0,97 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
Таблица 5 – Значение коэффициента Cv
V1, м/с | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Cv | 1,03 | 1,0 | 0,95 | 0,88 | 0,79 | 0,68 |
Таблица 6 – Значение коэффициента
Нагрузка | спокойная | Умеренные колебания | Значительные колебания | Ударная |
Cp | 1….0,85 | 0,9….0,8 | 0,8….0,7 | 0,7….0,6 |
Таблица 7 – Значение коэффициента
Угол наклона линии центров | 0….60 | 60….80 | 80…90 |
Co | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
-
Определяем ширину ремня. Ширину ремня округлить до стандартного значения (табл. 8)
b = аw / δ (11)
Таблица 8 – Ширина ремня
Число прокладок | А | Б | В |
Ширина ремня, мм | |||
2 | ------------------ | 20…45 | ------------------- |
3 | ------------------ | --------------------- | 20…40 |
3…5 | 20….75 | --------------------- | 50…75 |
3…6 | 80…..100 | --------------------- | 80….100 |
4…6 | 125….250 | 150….250 | 125…250 |
4…8 | 250….350 | 250…..300 | 250….300 |
Ширину ремня назначают из ряда: 20, 25, (30), 40, 50, (60), 63, (70), 71, (75), 80, (85), 90, 100, 112, 125, 160, 180, 200, 224, 250, 280, (300), 355, 400 |
-
Проверочный расчет.
Долговечность ремня характеризуется числом пробегов ремня за весь срок службы передачи
-
Определяем число пробегов ремня
N = V1 /L (12)
Проверяем условие долговечности
N ≤ [N] , где допускаемое число пробегов для плоского ремня не должно превышать 15ед/с ([N] = 15 ед/с)
2. Расчет клиноременной передачи
2.1. Проектный расчет
2.1.1. По графику (рисунок 1), в зависимости от мощности, передаваемой на ведущим валом (P1) и частоты вращения этого вала (n1) выбираем тип ремня и по ГОСТ 1284-86 (таблица 9) выбираем его размеры: b, h, A, d1min.
2.1.2. Определяем диаметры малого шкива (d1), увеличив табличное значение d1min на один-два номера по таблице 1.
2.1.3. Определяем диаметр ведущего шкива (d2) по формуле 2.
2.1.4. Определяем межосевое расстояние
2· (d1+ d2) ≤ аw ≤ [0,55·(d1+ d2)]+h (13)
аw по стандарту к среднему значению (табл.2)
2.1.5. Определяем длину ремня (L) по формуле 6. Полученное значение скорректировать по ГОСТ 1284-86 (таблица 10)
Рисунок 1- Тип ремня
Таблица 9 – Размеры ремня
| Тип ремня | Размеры сечения | S,мм² | L,м | d1min,мм | M1,Нм | |
| b,мм | h,мм | |||||
А | 13 | 8 | 81 | 0,56…4 | 90 | 15…60 | |
Б | 17 | 10,5 | 138 | 0,8…6,3 | 125 | 50…150 | |
В | 22 | 13,5 | 230 | 1,8…1,0 | 200 | 120…600 |
Таблица 10 – Длина клиновых ремней по ГОСТ 1284-68
400; 450; 500; 560;630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600; 1800; 2000; |
2240; 2500; 2800; 3150; 3555; 4000; 4500; 5000; 5600; 6300;7100; 8000; 9000; |
100004 11200; 12500; 14000; 16000; 18000; 20000мм |
2.1.6.Определяем угол обхвата ремнем малого шкива по формуле , если α1<120, то необходимо увеличить межосевое расстояние передачи аw .
2.1.7. Определяем окружную скорость ведущего шкива V1 по формуле 3.
2.1.8. Определяем число ремней в передаче
Z = Ft / Fp (14)
где: Ft - окружная сила
Fp - окружное усилие, передаваемое одним ремнем
Fp = (Fо · Cα · C1 ·Cu )/ Cp (15)
где: Fо - номинальное окружное усилие, передаваемое одним ремнем (табл. 11)
Cα - коэффициент угла обхвата (табл.4)
C1 - коэффициент длины ремня (рисунок 2)
Cu - коэффициент передаточного числа (рисунок 3)
Cр – коэффициент режима нагрузки (таблица 6)
Таблица 11 -Значения номинального окружного усилия, Fо (Н)
Тип ремня | d1, мм | Окружная скорость, V1 (м/с) до | |||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | ||
О | 71 | 112 | 95 | 81 | 68 | 56 | - |
80 | 124 | 107 | 94 | 80 | 66 | - | |
90 | 134 | 116 | 104 | 86 | 76 | 62 | |
А | 100 | 190 | 160 | 138 | 115 | 91 | - |
112 | 210 | 182 | 160 | 137 | 112 | 83 | |
125 | 230 | 200 | 177 | 155 | 132 | 105 | |
140 | 246 | 218 | 194 | 172 | 148 | 105 | |
160 | 264 | 235 | 214 | 190 | 165 | 121 | |
Б | 140 | 322 | 270 | 230 | 191 | - | 138 |
160 | 366 | 315 | 275 | 236 | 196 | 149 | |
180 | 402 | 351 | 310 | 272 | 230 | 148 | |
200 | 430 | 379 | 338 | 300 | 257 | 212 | |
224 | 452 | 405 | 363 | 325 | 282 | 271 | |
В | 224 | 630 | 535 | 463 | 393 | 318 | 235 |
250 | 696 | 602 | 530 | 460 | 384 | 302 | |
280 | 756 | 663 | 590 | 520 | 444 | 383 | |
315 | 814 | 719 | 647 | 558 | 500 | 416 | |
355 | 864 | 770 | 700 | 630 | 550 | 470 |