Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

=МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Кафедра общей и клинической психологии


КУРСОВАЯ РАБОТА

«»

Выполнила:
студентка 3 курса
Направления подготовки
37.05.02 «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Профиль «Психологическое обеспечение служебной деятельности в
экстремальных условиях»

Сарманова Фаниса Ильясовна


Допустить / Не допустить к защите

«»20г. Рекомендуемая оценка:

Подпись

Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии 
Харламова Татьяна Михайловна




Пермь, 2023

Содержание

=МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

«Пермский государственный национальный исследовательский университет» 1

КУРСОВАЯ РАБОТА 1

«» 1

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Направления и подходы к изучению стресса 7

1.2. Подходы к понятию стрессоустойчивости 15

1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников 25

1.4. Исследования проявлений стрессоустойчивости у медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии 32

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССДЕДОВАНИЯ 41

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ 81


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально - экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная психологическая наука проявляет повышенный интерес к изучению стрессоустойчивости и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.


Профессиональная деятельность медицинских работников связана с рядом специфических особенностей, следствием которых является стресс. Медицинские работники несут огромную ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов. Врачи постоянно находятся с пациентами, в "поле" негативных эмоций - страдания, раздражения, боли, страха и т.д. Врачам и медсестрам приходится работать в ночные смены, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха, негативно сказывается на адаптационных способностях организма. Заработная плата медицинских работников явно не соответствует степени их ответственности, что может вызвать чувство неудовлетворенности своей профессией и стресс, связанный с этим фактом.

Профессиональные стрессы могут оказывать негативное влияние на здоровье людей, на удовлетворенность работой и, как следствие, на эффективность их профессиональной деятельности, а врачебные ошибки могут быть "дорогостоящими" для пациентов.

Симптомы стресса у медицинских работников могут варьироваться в широком диапазоне: от раздражительности и усталости до невротических и психосоматических расстройств. Стрессоустойчивость - профессионально важное качество, способность человека противостоять стрессу, главную роль в котором играют личностные характеристики: активная мотивация к преодолению, сила Я-концепции, самооценка, чувство собственного достоинства, активная жизненная позиция, позитивность и рациональность мышления, эмоциональность и волевые качества, физические ресурсы.

Стрессоустойчивость является профессионально важным качеством, особенно для специалистов, работающих в профессиях типа "человек-человек". В то же время стрессоустойчивость не является врожденным качеством и может быть сформирована целенаправленно.

Актуальность темы исследования заключается в установлении и формировании стрессоустойчивости медицинских работников, что способствует развитию адаптивного поведения, профилактике профессиональных деформаций и конфликтов на работе, повышению эффективности профессиональной деятельности.

Цель исследования – выявить особенности стрессоустойчивости медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии.



Объект исследования: стрессоустойчивость.

Предмет исследования: стрессоустойчивость медицинского персонала в отделении анестезиологии и реаниматологии.

Для достижения поставленной цели будут разработаны следующие задачи:

  1. Определить психологические факторы, способствующие профессиональному стрессу у медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации в современных эмпирических исследованиях.

  2. Проанализировать индивидуально - психологические особенности медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации, что не только способствует формированию у них профессионального напряжения, но и повышает их способность противостоять давлению.

  3. Установить особенности защитного копинг - стиля медицинского персонала в условиях профессионального стресса и определить общие копинг-стратегии.

  4. Проанализировать влияние уровня профессионального стресса на самоорганизацию деятельности и управление временем сотрудников отделения анестезиологии и реанимации.

В качестве конкретных методик исследования будет использована:

 «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера;

 «Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС)» А.Б. Леоновой;

 «Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;

 Опросник совладания со стрессом, COPE

 «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге».

Теоретико - методологическая основа исследования является изучения психологических особенностей медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации в условиях профессионального стресса будут использованы когнитивно-феноменологическая модель стресса, а также труды В.В. Бойко, В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орёл, И.А. Бердяевой, Л.Н. Войта, И.В. Засеевой, А.С. Татрова.

База экспериментального исследования - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» и Пермский краевой перинатальный центр (структурное подразделение ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница").

Научная новизна работы. Предполагаем, что механизмом формирования профессионального стресса у медицинского персонала
отделения анестезиологии и реанимации будет, является сочетание высокого контроля над негативными реакциями, тревожностью, пессимизмом и другими проявлениями при высокой работоспособности.

Практическая значимость работы. Предполагаем, полученные данные могут, дать возможность ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у медицинского персонала отделения анестезиологии и реанимации. Психодиагностический осмотр у врача позволяет выявить признаки профессионального стресса на его начальных стадиях.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Направления и подходы к изучению стресса


Одним из первых стресс начал изучать и явился основоположником учения о стрессе Г. Селье. Он дал ему следующее определение: стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [34].

Г. Селье выделил три стадии общего стресса:

Стадия тревоги. На этой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

Стадия сопротивления (адаптации). Происходит адаптация к новым условиям, организм сопротивляется стрессору.

Стадия истощения. После длительного воздействия стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Процесс принимает патологический характер и может завершиться смертью индивида [34].

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [4].

1. Генетико-конституциональная теория, суть которой сводится к положению о том, что способность организма противостоять стрессу зависит от заранее определенных защитных стратегий функционирования, независимо от текущих обстоятельств. Исследования в этой области представляют собой попытку установить связь между генетическим составом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность противостоять стрессу.

2. Модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов окружающей среды. Это допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий при развитии стрессовых реакций.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории З. Фрейда. В своей теории он описал два типа возникновения и проявления тревоги, беспокойства:

а) сигнальная тревога возникает как реакция ожидания реальной внешней опасности;

б) травматическая тревога развивается под влиянием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины такого рода беспокойства является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания возникающих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин "психопатия повседневной жизни" [41].