Файл: Курсовая работа современная геополитичесая реальность особенности и основные черты бурлакова Екатерина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»





Институт естествознания и экономики

Кафедра географии и методики преподавания географических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ


Бурлакова Екатерина Сергеевна

44.03.05 Педагогическое образование (c двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Биология и География

­­­­­­­­­4 курс группа ЗБ-БГ-41

Форма обучения

заочная

Оренбург 2023г

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Геополитика XXI века: основные тенденции и геополитические перспективы

1.1 Факторы, определяющие конфигурацию современного геополитического пространства……………………………………………………………………4

1.2 Тенденции развития современной геополитической картины мира……7

2. Геополитическая картина современного мира

2.1 Формирование новой геополитической картины мира…………………..16

2.2 Конец «однополярности» и переход к новому порядку…………………18

3. Место России в новой системе геополитических координат……………...22

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………….29

Введение

Геополитика как наука, изучающая взаимодействие различных стран или регионов в масштабе всей планеты с учетом географических факторов, возникла на рубеже XIX-XX вв. и бурно развивается в наше время.

На рубеже XX-XXI вв. произошел новый всплеск интереса к геополитике как к науке, так и политической практике. Он был обусловлен кардинальными сдвигами, произошедшими в структуре современных международных отношений. Мировое сообщество в начале XXI в. оказалось под влиянием разнонаправленных факторов, которые сделали его развитие все более неопределенным.

Распад СССР привел к преобладанию в мире одной сверхдержавы - США и формированию однополярного мирового порядка. Одновременно глобализация мировой экономики способствовала универсализации мира, открытости национальных границ и концентрации богатства в руках экономически развитых стран. Другим следствием глобализации является тот факт, что происходило падение роли национальных государств и как итог - нарастание угроз и вызовов, порожденных состоянием хаоса в международных отношениях. По этой причине многие страны активизируют поиски своего места в новой системе международных отношении, стремясь определить друзей и союзников. Наконец, росло недовольство бедного и отсталого большинства мирового сообщества («Юга») несправедливой системой миропорядка, гнев которого направлен против богатого меньшинства («Севера»).


Разнонаправленные действия преобразующих факторов приводят к тому, что будущее устройство мира покрыто мраком неопределенности. Однако очевидно другой, что в результате воздействия на мир этих факторов сформировался принципиально иной политический миропорядок, сложилась новая геополитическая и цивилизационная картина мира.

Содержание современной геополитики как науки составляют способы интерпретации политической структуры XXI в., ее природы, возможных сценариев ее развития, а также моделей поведения государств, их союзов как субъектов мирового сообщества. При этом современная геополитическая картина мира является процессом и результатом взаимодействия политических акторов (государств, блоков, гранснациональных корпораций) и складывается под влиянием не только географического, а широкого спектра гуманитарных факторов.

Цель данной работы - характеристика основных тенденций в развитии современной геополитической структуры мира. Задачи, складывающиеся из поставленной цели таковы: изложить факторы, определяющие конфигурацию современного геополитического пространства; рассмотреть тенденции развития современной геополитической картины мира; описать геополитическую картину современного мира; исследовать проблемы формирования новой геополитической картины мира; выявить место России в новой системе геополитических координат.
1. Геополитика XXI века: основные тенденции и геополитические перспективы

1.1 Факторы, определяющие конфигурацию современного геополитического пространства

На рубеже XX и XXI вв. сформировался новый миропорядок, новая геополитическая и цивилизационная картина мира. Это произошло благодаря тому, что появились новые факторы, изменившие геополитические перспективы планеты, ведущие мировое сообщество к новому состоянию: 1) усиление однополярности, преобладания в мире одной сверхдержавы; 2) глобализация мировой экономики; 3) ослабление государств; 4) поиск разными странами своего места в мировой системе друзей и союзников (т.е. поиск идентичности); 5) восстание бедного большинства мирового сообщества против богатого меньшинства. Речь идет о воздействии на мир пяти сил -- мощи, богатства, хаоса, идентичности, справедливости.

Распад Советского Союза и ряда других социалистических стран в 90-х гг. XX в. показал, что на политической карте мира по-прежнему могут происходить масштабные изменения. Они нуждаются в осмыслении и адекватной интерпретации. Причем эти изменения динамичны и разнонаправлены, что в известной мере затрудняет их анализ. Вполне определенно можно акцентировать внимание на процессах, которые означают глобальное смещение баланса сил.



1) Наиболее заметный политический процесс последнего времени -экономическое объединение стран Западной Европы. После создания в 1992 г. единого экономического пространства -- так называемой Шенгенской зоны - новым важным шагом стало введение в 2002 г. единой европейской валюты (евро). По прогнозам, уже к 2020 г. практически вся Европа до границ СНГ превратится в единое государство с общим парламентом, правительством и вооруженными силами.

По своему экономическому потенциалу эта сверхдержава займет второе место в мире после США и вполне сможет конкурировать с ними за роль мирового лидера.

2) Под влиянием ЕС в мире нарастают интеграционные процессы. В Западном полушарии сложились зоны свободной торговли, они также могут превратиться в политические союзы. В 2000 г. Организация африканского единства была преобразована в Африканский союз, объявивший одной из своих целей достижение политического единства. Все больше тяготеют друг к другу страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

3) Достаточно динамично идет противоположный процесс -- распад государств по национальному или религиозному признаку. Кроме СССР, такая участь постигла Югославию и Чехословакию, Грузию (отделение Абхазии и Южной Осетии), Молдавию (сецессия Преднестровской республики). В 2002 г. от Индонезии отделился Восточный Тимор, который долгое время вел войну за независимость, и то же готовы сделать еще несколько индонезийских провинций. После захвата Ирака англо-американскими войсками вполне реальна перспектива создания Курдистана -- независимого государства курдов. Ряд стран Африки может разделиться по этническому признаку.

Сегодня более чем в 30 государствах мира действуют национальные политические организации, требующие независимости или автономии для своих народов. На этой волне возрастает опасность образования Исламского халифата, куда войдут все страны, где есть мусульманское население. В состав халифата включаются также отдельные регионы России и республик СНГ.

4) Не вызывает оптимизма судьба СНГ. Одни его члены традиционно тяготеют к России, другие - и их большинство - к США и НАТО. Соглашения о сотрудничестве и свободной торговле между членами СНГ часто не действуют, а «прозрачные» границы превратились в каналы поступления наркотиков и оружия, проникновения нелегальных мигрантов.

Существование СНГ зависит от усиления России: если это произойдет, то Белоруссия, Казахстан, Киргизия и, видимо, Украина войдут в тесный союз или даже конфедерацию с Россией. Но более вероятно, что США не допустят роста российского влияния и попытаются ограничить его, разместив в соседних странах свои войска. В случае нового нарастания политической нестабильности не исключены распад самой России и оккупация части ее территории «международными силами», как это было в Югославии.


Очевидно, что формируется новый миропорядок. Однако его конфигурация пока неясна. В ближайшие полвека на политической карте мира несомненно сохранятся независимые от какого-либо «центра силы» государства, хотя их число значительно уменьшится. Мухаев Р.Т. Геополитика. - М,: Юнити-Дана, 2007. - С. 430. Неизбежно объединение ряда стран и на равноправной основе (в Европе или Африке), и по принципу тяготения к одному из «центров силы» -- США, ЕС и, возможно, России. В то же время таким государствам, как Китай, Индонезия, Россия, угрожает распад, если возникнет «конфликт цивилизаций» и образуется Исламский халифат.

1.2 Тенденции развития современной геополитической картины мира

  Кризис пятивекового доминирования Запада в глобальной политике, экономике и финансах, а также на уровне ценностей и идей (поскольку речь идёт о доминировании специфической Западной цивилизации). Можно говорить, что неформальная глобальная империя США/Запада, включая Бреттон-Вудскую систему, - это последняя империя.

Запад упустил время для критической переоценки ситуации у себя и реформирования социально-экономической политики, в которой тон задавала рейганомика/тэтчеризм. Об этом заявил Глобальный финансовый кризис 2008 года. Кризис на Западе стал глобальным потрясением и напомнил, как в своё время европейские кризисы привели к двум мировым войнам. Отсюда многие другие тренды.

Деглобализация (авторство термина применительно к современной эпохе принадлежит бывшему премьер-министру Великобритании Гордону Брауну) означает кризис ведомой инвестиционными классами западных стран глобализации, противоречия которой, как и глобализация кануна Первой мировой войны, привели к нынешнему кризису глобального управления. С одной стороны, глобализация привела к подъёму всего остального мира, с другой, вызвала кризис западного общества - с отрывом космополитичных элит от остального населения, резким сокращением занятости, разрушением среднего класса, ростом неравенства, стагнацией потребительского спроса, дисфункцией партийно-политических систем и кризисом их легитимности (послевоенный «общественный договор» предусматривал социальноориентированную экономику, которую предал неолиберализм на рубеже 70-80-х гг. - рейганомика-тетчеризм). Охранительная реакция западных элит на деглобализацию, их стремление во что бы то ни стало сохранить своё доминирование усугубляют кризис глобального управления. Элементами такой политики являются спровоцированный Западом Украинский кризис и рост напряженности в Тайваньском проливе. Одним из следствий поддержания международной напряженности является «уход в доллар» инвесторов, правительств и частных лиц, то есть создание искусственного спроса на американскую валюту, в том числе за счёт союзников, в частности стран-участниц зоны евро в Евросоюзе.


Деглобализация означает также необходимость базовой самодостаточности государств, особенно из числа ведущих, так как они могут стать объектом односторонних противоправных санкций. Россия на протяжении целого ряда лет была вынуждена двигаться в этом направлении вследствие санкционного давления Запада и потому в большей мере, чем остальные страны, оказалась в этом тренде.

Готовность Запада к ведению фактически тотальной экономической войны, невзирая на последствия для себя, ставит в повестку дня императив способности государств обеспечивать базовую жизнедеятельность, то есть насущные нужды своего населения - в продовольствии, тепле, электроснабжении, горячей и холодной воде. Другими словами, обеспеченности продовольствием, энергоресурсами и пресной водой для элементарного выживания. Именно этим преимуществом обладает Россия по отношению к тем же странам ЕС, что напоминает ситуацию Средневековья, когда пространство, ставшее позднее Российской Империей, могло в достатке обеспечить своё население пресной водой и теплом.

Практически повсеместный - в Азии, Африке и Латинской Америке - кризис развития постколониальных стран говорит о создании условий для второй волны деколонизации, на этот раз - освобождении от неоколониальной зависимости, прежде всего посредством восстановления контроля над своими природными и иными ресурсами.

Одним из следствий деглобализации является регионализация глобальной политики - укрепление регионального уровня управления с соответствующими институтами и инструментами, включая поиск региональных решений региональных проблем (например, Астанинский процесс по Сирии, Московский - по Афганистану), что как бы страхует мировое сообщество на время формирования нового миропорядка. Его отличительной чертой будет наличие сильных региональных кластеров. Самоизоляция Запада вполне отвечает этому общему тренду.

Кризис любых иерархических построений в международных отношениях, на смену которым приходят условно мягкие формы межгосударственного сотрудничества, основанные на общности интересов и стремлении их продвигать совместными усилиями. Они открыты и инклюзивны, обладают изменяемой геометрией и огромным потенциалом дальнейшего развития, идут от жизни. Ярким воплощением этого тренда являются ШОС, БРИКС, ЕАЭС. Они противостоят унаследованным из прошлого громоздким, с жесткой союзнической дисциплиной военно-политическим альянсам, создававшимся для ведения войн: в этом состоит главная причина кризиса НАТО, ставшего на путь агрессивного продвижения на Восток в целях искусственного поддержания своего «raison d’etre”.