Файл: Курсовая работа современная геополитичесая реальность особенности и основные черты бурлакова Екатерина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1 Формирование новой геополитической картины мира

Послевоенному мировому порядку, возглавляемому Америкой, бросает вызов, в первую очередь со стороны Путина, и наиболее серьезно из-за постоянно ухудшающихся отношений между Америкой и Китаем Си Цзиньпина. 

Решимость, с которой Америка и европейские страны ответили на российскую агрессию, возможно, оживила идею «Запада», особенно трансатлантического альянса. Но это расширило разрыв между Западом и остальными. 

Большинство людей в мире живут в странах, которые не поддерживают западные санкции против России. 

Си открыто отвергает универсальные ценности, на которых основан западный порядок. Экономическое разделение двух крупнейших экономик мира становится реальностью; Китайское вторжение на Тайвань больше не является невероятным. 

Трещины появляются и в других давних геополитических фактах, таких как союз по расчету между Америкой и Саудовской Аравией.

Эта ситуация привела как к самому большому товарному шоку с 1970-х годов, так и к стремительному изменению глобальной энергетической системы. 

Обнажилась хроническая зависимость Европы от российских углеводородов, в одночасье сделала ряд ее энергоемких отраслей нежизнеспособными, вынудила правительства тратить миллиарды долларов на защиту потребителей и спровоцировала безумную борьбу за новые источники поставок. 

И все это за год, в течение которого последствия изменения климата, от наводнений в Пакистане до волн тепла в Европе, становились все более очевидными. Стремительный рост цен на энергоносители побудил даже самых зеленых европейских политиков снова включить законсервированные угольные электростанции, и возник резкий компромисс между обеспечением доступности, надежности и экологической устойчивости энергоснабжения.

Резкие скачки цен на энергоносители, в свою очередь, усугубили третий шок — потерю макроэкономической стабильности. 

Потребительские цены уже росли в начале 2022 года, поскольку вызванный стимулами спрос удовлетворил постпандемические ограничения предложения. 

Но по мере того, как цены на энергоносители и продовольствие взлетели до небес, инфляция из казавшейся временно повышенной превратилась в постоянную проблему, выражающуюся двузначным числом. 

Во главе с Федеральной резервной системой, которая с опозданием обнаружила своего внутреннего Волкера, крупные центральные банки мира предприняли самое быстрое и масштабное повышение глобальных ставок как минимум за четыре десятилетия. 


Тем не менее, поскольку 2022 год приближается к концу, до макроэкономической стабильности все еще далеко: глобальная инфляция остается близкой к двузначным цифрам, а сравнение с 1970-ми годами неудобно близко.

Что происходит дальше? 

Все зависит от того, как будут развиваться эти три шока — геополитический, энергетический и экономический — и как они влияют друг на друга. 

В краткосрочной перспективе ответ мрачный. 

В 2023 году большая часть мира будет в рецессии, и в некоторых местах экономическая слабость может усугубить геополитические риски. 
2.2 Конец «однополярности» и переход к новому порядку

В настоящее время в Соединенных Штатах ведутся жаркие дебаты о будущем международных отношений. По мнению одних, то, что называлось однополярным американским порядком, подходит к концу, и мир вступает в фазу многополярности. Другие же полагают, что США и сегодня остаются самой могущественной страной в мире. Если политики проанализируют текущее состояние глобальных отношений, то они получат ясное и точное представление об устройстве, с которым имеют дело. Эти знания могут помочь им принимать обоснованные решения и соответствующие действия.

Американцы впервые начали беспокоиться о том, что доминирующая роль их страны ослабевает, в начале правления Барака Обамы, что совпало с финансовым кризисом 2008 года. По разным причинам, часть из которых была связана с некоторой предвзятостью, а другая — с бдительными наблюдением за развитием миропорядка, эти опасения сохранялись при администрациях Дональда Трампа и Джо Байдена, но год назад, с началом украинского конфликта, они усугубились.

С тех пор несколько факторов способствовали повороту всего мира к многополярности. Сам этот термин описывает систему международных отношений, в которой нет гегемона, такого как США после 1991 года, а также нет и двух сверхдержав, как это было в период с 1945 года до распада Советского Союза. Пожалуй, самым заметным аргументом, подтверждающим это, является то, что лишь немногим более трех десятков государств присоединились к Вашингтону в вопросе введения санкций против Москвы и/или вооружения Киева.

Остальной мир фактически остается нейтральным, несмотря на то, что большинство проголосовало против России на заседании Генеральной Ассамблее ООН, — оглядываясь назад, скажем, что это не стало сигналом об изменении политики в отношении Москвы, которого ожидал Вашингтон. Вероятно, на некоторые страны оказали давление,

чтобы они проголосовали таким образом, в то время как другие лишь хотели мирным путем заявить о своем несогласии с Россией в связи с ее военной спецоперацией на Украине. В любом случае, отсутствие каких-либо дальнейших карательных мер, которых требовала Америка, говорит о многом.

Гораздо сильнее это впечатляет, если вспомнить, что многие из этих нейтральных государств являются небольшими по размеру, а их экономика далеко не так сильна, как у США. Это необходимо отметить, чтобы показать, насколько удивителен тот факт, что Соединенные Штаты не смогли успешно надавить на них и заставить ввести санкции против России и/или вооружить Украину. Все это свидетельствует о реальных масштабах влияния Америки в настоящее время.

Китай уже стал главным торговым партнером практически каждой страны глобального Юга. Это внушает державам уверенность в том, что они могут отказаться выполнять политические требования США. Лидеры малых и средних стран ныне считают, что им по силам выдержать любые санкции, которыми Соединенные Штаты могут угрожать в качестве наказания за неповиновение. А яркий пример Индии, которая, несмотря на тесные связи с США, успешно противостоит их велению наложить санкции на Россию и вооружить Украину, убедил другие государства в том, что и их отношения с Вашингтоном не сильно пострадают, если они не подчинятся.

Америка уже неоднократно и самыми разными способами вредила развивающимся странам, в том числе с помощью информационной войны, политического вмешательства и неравноправных кредитов.

Многие из этих государств лелеют глубокую обиду, которая появилась от того, как отвратительно США обращались с их родинами. Получив шанс, лидеры таких стран стремились направить это чувство на укрепление стратегической автономии своих держав. Начало украинского конфликта в прошлом году предоставило им прекрасную возможность именно так и поступить — таким способом, который привлек внимание остального мира благодаря примерам независимых гигантов, например, Китая и Индии.

Кроме того, в последние десятилетия центр глобального экономического притяжения смещается из Атлантики к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Это напрямую связано с подъемом двух вышеупомянутых держав — и особенно Китая, чьи инвестиции в инициативу "Один пояс — один путь" (ОПОП) помогли возвыситься и иным государствам глобального Юга. С экономической мощью приходит и политическое влияние, поэтому страны — члены БРИКС, организации, куда входят Китай, Индия и Россия, хотят реформировать мир.


Они справедливо пришли к выводу, что однополярная система во главе которой стоят США, служит интересам только одного гегемона. Такой порядок является тираническим, ведь Соединенные Штаты агрессивно навязывают свои так называемые "правила" всем остальным. Он неравен в том смысле, что экономический подъем Запада полностью обусловлен эксплуатацией глобального Юга. Он также несправедлив, поскольку США могут в любой момент нарушить международное право. Поэтому БРИКС использует свою экономическую силу для ускорения реформ, направленных на то, чтобы сделать международные отношения более демократичными, равноправными и справедливыми.

Все страны глобального Юга выиграют, если БРИКС добьется успеха в достижении этой благородной цели. Однако при этом у всех должны быть умеренные ожидания, поскольку планете, вероятно, потребуется много времени, чтобы институционализировать намеченные изменения. Тем не менее человечество все чаще замечает самоотверженную миссию этих держав, и это еще одна причина, по которой весь глобальный Юг бросил вызов США — он хотел продемонстрировать свою поддержку формирующемуся многополярному мировому порядку, который должен прийти на смену одному полюсу.

И, наконец, все, кроме самых медийно-индоктринированных людей на Западе, знают, что мир веками был многополярным. Это означает, что предшествующий однополярный период, начавшийся после 1991 года с распадом Советского Союза, буквально является исторической аномалией. Никогда прежде все страны не находились под контролем лишь одной державы страны, да и это произошло в результате уникального стечения обстоятельств, а не из-за того, что Америка "исключительна" по своей природе, как нелепо утверждают ее лидеры.

Понимая это, глобальный Юг проявил интерес к возвращению международных отношений к их нормальной многополярной модели, существовавшей на протяжении столетий, к их состоянию три десятилетия назад. Да и весь этот период является лишь очень кратким моментом с точки зрения исторического спектра. Лидеры глобального Юга увидели возможность "вернуться в прошлое", которая появилась в прошлом году с началом украинского конфликта, беспрецедентно ускорившего глобальный системный переход обратно к многополярности.

Возвращаясь к дискуссии, упомянутой в начале, отметим, что те американцы, которые все еще верят в существование однополярности, не учитывают ни один из факторов, приведенных в данной статье. При этом самые честные из них уже осознают
, что эта историческая аномалия, бесспорно, подошла к своему финалу и скоро сменится многополярностью, что восстановит баланс в международных отношениях. Однако глобальный системный переход все еще продолжается, поскольку новый многополюсный мир еще не сформировался до конца.
3. Место России в новой системе геополитических координат

Первые попытки геополитического осмысления места и роли России в мире относятся ко второй половине XIX в. Споры и дискуссии касались проблемы культурно-цивилизационной самобытности России.

К числу основных факторов, определяющих характерные черты и особенности российской цивилизации, относятся природно-климатические условия, многонациональность и многоконфессиональность.

Для российской цивилизации, которая представляет собой уникальную общность людей многих народов и народностей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, определяющим является такой системообразующий признак, как общность исторически длительного совместного проживания. Эта общность включает использование единых языка, норм поведения, системы ценностей.

Мир каждого человека имеет яркую социокультурную окраску. Каждая цивилизация развивает и культивирует в людях определенные качества. Человек начинает отождествлять себя с культурой, разделяя ценности этой культуры, становится особенно важным самоотождествление себя с социокультурными традициями.

Отсюда встает вопрос о социокультурной идентичности. Феномен социокультурной идентичности – это общность чувств, идей, традиций, верований, созданная наследственными накоплениями в рамках одной цивилизации.

Особенности российской цивилизации связаны в первую очередь с ее ценностями, такими, как справедливость, доброжелательность. Значительную роль в культуре российской цивилизации занимает понятие «любовь», трактуемое как универсальная, космическая сила. Милосердие, сострадание и вера, которая ставилась выше всего, – все это свойственно русскому народу.

Российская цивилизация имеет уникальную культуру, сохраняет прочные связи с православным миром и многочисленными религиозными направлениями. В российской культуре тесно переплетены элементы разных культур. Образовался синтез христианско-православного ядра и мусульманских, буддистских и других вкраплений в исходную православную ткань.

На протяжении всей истории Россия постоянно подвергалась давлению извне, главным образом со стороны стран Запада. Такое давление и попытки сломать культурное своеобразие России обусловлены не только различиями, существующими между Россией и Западом, но и противоречиями геополитических интересов. Геополитический статус государства предпо- лагает реальное положение государства в международной (региональной) системе государств, отражает уровень его способности влиять на международные (региональные) события, оказывать влияние на другие государства и защищать свои национальные интересы. Процессы, происхо-дившие в СССР, можно назвать неким фактором глобальной, искусственно вызванной нестабильности. Распад «мировой социалистической системы», выход на международную арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, поиски новой Россией своего места в меняющемся мире, определение ее внешнеполитических приоритетов, национальных интересов и многие другие обстоятельства международной жизни оказывают влияние на настоящее и будущее нашей страны, на судьбы человечества.