Файл: Социальная активность как инструмент поддержания психологического здоровья в пожилом возрасте.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вышедших на пенсию, будет содействовать принятие их помощи и вовлечение в деятельность по разрешению социально значимых проблем. Осознание своей значимости и одобрение со стороны общества, способствует формированию адекватной самооценки и реализует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует общий морально-психологический климат в коллективе. Поэтому создание объединений пожилых людей просто необходимо для формирования их социальной активности и успешного процесса адаптации в посттрудовой период.
Основными компонентами социальной активности пенсионера, по мнению А.В. Соколова являются самостоятельность, ответственность, инициативность личности в достижении общественно значимых целей, ее способность предпринимать конкретные действия по реализации инициатив и планов. Самостоятельность– это способность индивида самостоятельно определять свои цели и самому их достигать, а также решать проблемы своими силами. Главные стороны самостоятельности – это свобода собственного выбора и способность обеспечивать эту свободу. Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Инициативность – это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных
целей. Активность пожилого человека обуславливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет.
Возможность развития активности в пожилом возрасте является одним из эффективных способов улучшения качества жизни пожилых людей, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Активный образ жизни и участие в жизнедеятельности всего общества, повышают уровень удовлетворенности человека своей жизнью. Не следует забывать, что человек, вышедший на пенсию, не всегда имеет возможность самостоятельно организовать свою жизнь и направлять ее в русло полезного и социально значимого образа жизни. Этому в большей мере может способствовать реализация принципа социальной активизации личности, суть которого состоит в обеспечении вариантных возможностей для активной социальной деятельности людей в посттрудовой период.
Процесс активизации социального потенциала невозможен, если к пожилым людям относятся как к клиенту, объекту профессионального вмешательства. Процесс активизации связан с ростом самостоятельности, он начинается с анализа существующей ситуации, понимания того, что необходимо самому изменять ситуацию или вырабатывать альтернативные решения. Решить данную проблему можно только с помощью государственного вмешательства. Поэтому, одной из основных задач социальной политики государства,
является принятие мер, направленных на: содействие активной интеграции пожилых людей в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь социума; формирование общественного мнения, согласно которому пожилые люди воспринимаются как группа, вносящая внушительный вклад в общество; развитие программ и мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий пожилых людей; реализацию подготовки высококвалифицированных специалистов служб, деятельность которых связана с содействием процессу адаптации людей в посттрудовой период.
В заключение следует отметить, что стимуляция социальной активности пожилых людей состоит в том, что они выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как инициативность, ответственность, самостоятельность, способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни. Перечисленные качества личности являются основными компонентами процесса формирования социальной активности. На данный момент, можно выделить основные пути социально активного поведения пенсионеров: 1) трудовая деятельность, которая обеспечивает материальную независимость человеку, дает возможность помогать детям и внукам, позволяет общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком; 2) участие в клубах по интересам для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими любимыми
занятиями вместе с единомышленниками; активно организовывать свое свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение, различные игры); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением; 3) участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); 4) волонтерские движения, участие в которых дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребованности.
2.2 Изучение проблемы формирования социальной активности пожилых людей и ее влияние на процесс адаптации пожилых людей
Проблема формирования социальной активности личности всегда была в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Э. Дюркгейма, В.В. Зеньковского, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Анализ научной литературы и вторичных исследований показал, что структура социальной активности пожилых людей остается мало изученной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников.
Вопросы формирования социальной активности в пожилом возрасте практически не затрагиваются, не смотря на то, что посттрудовой период из самых сложных этапов вхождения человека в новую систему отношений с реальностью. Изучая проблему формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период, необходимо понимать какие личностные качества
подразумевает под собой социальная активность человека. Она включает в себя систему качеств, таких как гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность, сочетание которых и характеризуют человека как социально активную личность. Только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием становления полноценного гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государства. Еще одним важнейшим качеством социально активной личности является жизненная позиция, которая проявляется в личностном отношении ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.
Основными компонентами социальной активности пенсионера, по мнению А.В. Соколова являются самостоятельность, ответственность, инициативность личности в достижении общественно значимых целей, ее способность предпринимать конкретные действия по реализации инициатив и планов. Самостоятельность– это способность индивида самостоятельно определять свои цели и самому их достигать, а также решать проблемы своими силами. Главные стороны самостоятельности – это свобода собственного выбора и способность обеспечивать эту свободу. Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Инициативность – это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных
целей. Активность пожилого человека обуславливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет.
Возможность развития активности в пожилом возрасте является одним из эффективных способов улучшения качества жизни пожилых людей, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Активный образ жизни и участие в жизнедеятельности всего общества, повышают уровень удовлетворенности человека своей жизнью. Не следует забывать, что человек, вышедший на пенсию, не всегда имеет возможность самостоятельно организовать свою жизнь и направлять ее в русло полезного и социально значимого образа жизни. Этому в большей мере может способствовать реализация принципа социальной активизации личности, суть которого состоит в обеспечении вариантных возможностей для активной социальной деятельности людей в посттрудовой период.
Процесс активизации социального потенциала невозможен, если к пожилым людям относятся как к клиенту, объекту профессионального вмешательства. Процесс активизации связан с ростом самостоятельности, он начинается с анализа существующей ситуации, понимания того, что необходимо самому изменять ситуацию или вырабатывать альтернативные решения. Решить данную проблему можно только с помощью государственного вмешательства. Поэтому, одной из основных задач социальной политики государства,
является принятие мер, направленных на: содействие активной интеграции пожилых людей в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь социума; формирование общественного мнения, согласно которому пожилые люди воспринимаются как группа, вносящая внушительный вклад в общество; развитие программ и мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий пожилых людей; реализацию подготовки высококвалифицированных специалистов служб, деятельность которых связана с содействием процессу адаптации людей в посттрудовой период.
В заключение следует отметить, что стимуляция социальной активности пожилых людей состоит в том, что они выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как инициативность, ответственность, самостоятельность, способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни. Перечисленные качества личности являются основными компонентами процесса формирования социальной активности. На данный момент, можно выделить основные пути социально активного поведения пенсионеров: 1) трудовая деятельность, которая обеспечивает материальную независимость человеку, дает возможность помогать детям и внукам, позволяет общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком; 2) участие в клубах по интересам для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими любимыми
занятиями вместе с единомышленниками; активно организовывать свое свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение, различные игры); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением; 3) участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); 4) волонтерские движения, участие в которых дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребованности.
2.2 Изучение проблемы формирования социальной активности пожилых людей и ее влияние на процесс адаптации пожилых людей
Проблема формирования социальной активности личности всегда была в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Э. Дюркгейма, В.В. Зеньковского, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Анализ научной литературы и вторичных исследований показал, что структура социальной активности пожилых людей остается мало изученной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников.
Вопросы формирования социальной активности в пожилом возрасте практически не затрагиваются, не смотря на то, что посттрудовой период из самых сложных этапов вхождения человека в новую систему отношений с реальностью. Изучая проблему формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период, необходимо понимать какие личностные качества
подразумевает под собой социальная активность человека. Она включает в себя систему качеств, таких как гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность, сочетание которых и характеризуют человека как социально активную личность. Только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимым условием становления полноценного гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государства. Еще одним важнейшим качеством социально активной личности является жизненная позиция, которая проявляется в личностном отношении ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.