Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2562
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения
Методические рекомендации для преподавателей
Контракта № FEFLP/QCBS-3.22 «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации»
(пятая редакция)
Разработано по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и
Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации»
3
Методические рекомендации предназначены для преподавателей вузов с целью содействия им в организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения.
Разработка осуществлена специалистами Южного федерального университета и Института
МФЦ по заказу Минфина России в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и
Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В Методические рекомендации вошли пояснения по организации образовательной деятельности студентов педагогических вузов, осваивающих основные образовательные программы педагогических направлений подготовки, в области финансовой грамотности и методов ее преподавания с опорой на реализацию дисциплины «Финансовая грамотность и методика обучения» (72 часа).
В случае, когда указанная дисциплина осваивается в качестве дополнительной программы,
Методические рекомендации также применимы к использованию.
Методические рекомендации входят в комплект учебно-методических материалов, включающий также Учебное пособие «Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования» и примерная учебная (рабочая) программа дисциплины «Финансовая грамотность и методика обучения».
В Методические рекомендации входят дополнительные материалы в электронном формате
– две презентации и excel-файл с примерами расчетных задач. Значительную часть Методических рекомендаций составляют контрольно-измерительные материалы (тесты, вопросы, задания, задачи, кейсы), сгруппированные по темам, которые преподаватели могут использовать в учебной деятельности.
В данной редакции Методических рекомендаций тесты, задания, задачи и кейсы содержат правильные ответы, решения, необходимые пояснения и, соответственно, предназначены для использования только преподавателями. По выбору преподавателя некоторые КИМы могут быть переданы студентам с правильными ответами, решениями или без них с целью изучения соответствующей темы. Студентам, осваивающим дисциплины по финансовой грамотности и методам ее преподавания, КИМы предоставляются без ответов.
Тесты, где предполагается более одного верного ответа из представленных вариантов, содержат пояснения на такую возможность.
Ряд КИМов не претендуют на строгие формально-научные подходы в области финансовых и экономических отношений, которые обычно используются при измерении результатов обучения студентов экономических, финансовых специальностей (направлений подготовки), поскольку предназначены для использования именно студентами неэкономических направлений подготовки.
Поэтому ряд тестов, задач, заданий содержат бытовые примеры, упрощенные ситуации, направленные именно на формирование компетенций грамотного финансового потребителя, а не профессионалов-экономистов. Вместе с тем, в Методические рекомендации включено незначительное число КИМов, связанных с финансовой математикой, которые могут представлять интерес для будущих педагогов по профилю «Математика».
Авторы-составители
1
: д-р социол. наук, проф. Г.С. Денисова, канд. экон. наук С.В. Бровчак, канд. ист. наук, доц.
Е.В. Шандулин, канд. экон. наук П.Э. Кирюхов (общая редакция, разделы 1-2), преподаватель
Е.А. Григорьев (общая редакция, разделы 1-3); д-р социол. наук, проф. И.А. Петрулевич, ведущий методолог В.Б. Павловская (разделы 3,4,5).
Научный консультант – канд. пед. наук Е.Б. Лавренова
1
На основании требований к разработке Методических рекомендаций, его содержание составляют как авторские разработки, так и материалы иных контрактов, реализованных в рамках Проекта.
4
Оглавление
Оглавление ................................................................................................................................... 4 1. О методических рекомендациях ........................................................................................... 7 2. Описание организации учебного процесса и подходов к обучению ............................ 11 2.1 Структура Дисциплины ................................................................................................. 11 2.2 Организационные вопросы ........................................................................................... 12 2.3 Выбор студентом внутридисциплинарного модуля и ход обучения ..................... 14 2.4 Общие установки для преподавателя ......................................................................... 16 3. Освоение студентами раздела 1 Дисциплины «Основы финансовой грамотности»
....................................................................................................................................................... 19 3.1 Тема 1.1 «Деньги, личный, семейный бюджет, финансовое планирование» ...... 19
Методические рекомендации по организации занятий со студентами .......................... 21
Тесты ........................................................................................................................................ 31
Задания .................................................................................................................................... 46
Расчетные задачи ................................................................................................................... 64
Кейсы ....................................................................................................................................... 72 3.2 Тема 1.2 «Банки и небанковские профессиональные кредиторы» ....................... 81
Методические рекомендации по организации занятий со студентами .......................... 82
Тесты ........................................................................................................................................ 89
Задания .................................................................................................................................. 106
Задачи .................................................................................................................................... 131
Кейсы ..................................................................................................................................... 146 3.3 Тема 1.3 «Фондовый и валютный рынки, инвестиции, финансовые инструменты» ....................................................................................................................... 153
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 154
Тесты ...................................................................................................................................... 162
Задания .................................................................................................................................. 170
Задачи .................................................................................................................................... 182 3.4 Тема 1.4 «Страхование как механизм снижения рисков» ..................................... 185
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 186
Тесты ...................................................................................................................................... 188
Задания .................................................................................................................................. 199
Задачи .................................................................................................................................... 208
Кейсы ..................................................................................................................................... 217 3.5 Тема 1.5 «Финансы государства (региона, муниципалитета), налоги, социальное обеспечение граждан» ................................................................................... 229
5
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 230
Тесты ...................................................................................................................................... 232
Задания .................................................................................................................................. 241
Задачи .................................................................................................................................... 247
Кейсы ..................................................................................................................................... 257 3.6 Тема 1.6 «Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды»
................................................................................................................................................. 259
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 260
Тесты ...................................................................................................................................... 262
Задания .................................................................................................................................. 271
Задачи .................................................................................................................................... 276
Кейсы ..................................................................................................................................... 281
Тема 1.7 «Финансы и предпринимательство» ............................................................... 286
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 287
Задания .................................................................................................................................. 293 3.8 Тема 1.8 «Ответственное (осмотрительное) поведение граждан на финансовом рынке и защита прав потребителей финансовых услуг» ............................................ 296
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 297
Тесты ...................................................................................................................................... 302
Задания .................................................................................................................................. 307
Кейсы ..................................................................................................................................... 328 4. Освоение студентами раздела 2 Дисциплины «Методика преподавания финансовой грамотности различным целевым группам обучающихся» .................... 331 4.1 Преподавание темы 2.1 «Финансовая грамотность как компетенция современного человека и педагога. Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения» ....................................................... 331
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 333
Тесты ...................................................................................................................................... 335
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................... 337 4.2 Преподавание темы 2.2 «Методика обучения финансовой грамотности: общие подходы, инструменты и возможности их использования»........................................ 339
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 342
Тесты ...................................................................................................................................... 349
Вопросы для самоконтроля: .............................................................................................. 360 4.3 Преподавание темы 2.3 «Методика обучения финансовой грамотности в различных целевых группах, обучающихся (по вариативным модулям)» ............. 364 4.3.1. Подтема 2.3.1 Преподавание 1 вариативного модуля «Обучение финансовой грамотности учащихся начальной школы» ................................................................... 366
6
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 368
Тесты ...................................................................................................................................... 376
Вопросы для самоконтроля: .............................................................................................. 379 4.3.2 Подтема 2.3.2 Преподавание 2 вариативного модуля «Обучение финансовой грамотности учащихся общей и средней школы» ........................................................ 381
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 384
Тесты ...................................................................................................................................... 392
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................... 396 4.3.3 Подтема 2.3.3 Преподавание вариативного модуля 3 «Обучение финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций (СПО)»
................................................................................................................................................. 399
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 401
Тесты ...................................................................................................................................... 407
Вопросы для самоконтроля: .............................................................................................. 410 4.3.4 Подтема 2.3.4 Преподавание вариативного модуля 4 «Преподавание финансовой грамотности в детских домах и школах-интернатах» ........................... 413
Методические рекомендации по организации занятий со студентами ........................ 415
Тесты ...................................................................................................................................... 422
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................... 423 5 Освоение студентами раздела 3 «Моделирование учебных занятий по финансовой грамотности для различных целевых групп обучающихся» .......................................... 426 5.1 Органиазация работы по теме 3.1 «Рекомендации по разработке индивидуального проекта урока, занятия, мероприятия по финансовой грамотности для проведения аттестации по курсу» ..................................................... 426
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
7 1. О методических рекомендациях
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения (далее
– «Методические рекомендации») разработаны в целях содействия
преподавателям в реализации примерной учебной (рабочей) программы
дисциплины «Финансовая грамотность и методика обучения» (далее
–
«Программа»). Пятая редакция.
Цель Методических рекомендаций – способствовать преподавателям в организации обучения студентов: проведении контактных занятий, контроля текущей успеваемости, промежуточной аттестации, организации практических занятий и практических работ студентов.
В основе Методических рекомендаций лежит Учебное пособие для студентов вузов педагогических направлений подготовки
«Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования» (далее
–
«УП»), разработанного в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее допускается Проект Минифна
России), контракт № FEFLP/QCBS-3.22 «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации».
Методические рекомендации дисциплины «Финансовая грамотность и
методика обучения» (далее допускается «Дисциплина») содержат (в
соответствии с УП):
1 раздел УП
–
Основы финансовой грамотности – описание и организационные положения преподавания 1 раздела УП, тесты, задания, практические задачи, кейсы по этому разделу.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
8
2 раздел УП
–
Методика преподавания финансовой грамотности различным целевым группам обучающихся
–
описание и организационные положения преподавания 2 раздела УП, тесты, задания, методики преподавания, примеры уроков.
3 раздел УП – Моделирование учебных занятий по финансовой грамотности для различных групп обучающихся – описание рекомендаций по разработке индивидуального проекта урока, занятия, мероприятия по финансовой грамотности для проведения аттестации по Дисциплине.
Каждая тема трех разделов в Методических рекомендациях соответствует Главам УП.
Например, Тема 1.1 в Методических рекомендациях соответствует
Главе 1.1. в УП.
Каждая подтема
Методических рекомендаций соответствуют параграфам УП.
Например, подтема 2.1.2 в Методических рекомендациях соответствует параграфу 2.1.2 в УП.
Каждый подпараграф Методических рекомендаций соответствуют
Подпараграфам УП.
Например, подпараграф 1.7.2.1 в Методических рекомендациях соответствует подпараграфу 1.7.2.1 в УП.
Дополнительно к УП, в качестве средства обучения, могут выступать видеолекции, которые студенты смотрят самостоятельно и обсуждают их на семинаре или выполняют какую-либо практическую работу по ним, кроме того, даны дополнительные материалы (далее ДМ) к Методическим рекомендациям в электронном виде:
Презентация «Дополнение к Методическим рекомендациям для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
9
Адаптационный материал (раздел 1) дисциплины «Финансовая грамотность и методика обучения» (далее – «Презентация»), к ней дополнительно разработана «Инструкция по использованию
Презентации» (документ Word);
Excel-файл «Примеры расчетных задач» с вкладками по темам раздела 1 УП (далее – «Еxcel-файл»), к нему дополнительно разработана «Инструкция по использованию Excel-файла»
(документ Word);
Памятка компетенций, умений, навыков дисциплины
«Финансовая грамотность и методика обучения» (далее –
«Памятка»).
Презентации и дополнительный материал к Главам методической части Учебного пособия: Главе 2.1; Главе 2.2; Главе 2.3 (с разбивкой по вариативным модулям); Глае 3.1.
Дополнительно, можно использовать для работы пример рабочего материала
–
презентацию «Пример рабочего материала по теме «Функции и виды денег. Деньги: история и современность.» Материал для учеников 5-7 классов».
Каждая тема в Методических рекомендациях представлена для изучения преподавателем с указанием формы занятия и необходимых средств обучения.
Все это зафиксировано в форме таблицы, где даны сокращенные обозначения.
УП – учебное пособие.
ВЛ – видеолекция.
ДМ – дополнительные материалы.
Excel-файл – Примеры расчетных задач в Excel.
СР – самостоятельная работа.
ПроблС – проблемный семинар.
ПроекС – проектный семинар.
КомС – коммуникативный семинар.