Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2563
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логично ли выстроен план занятия, соответствует ли он теме и возрасту учащихся?
Подпараграф 2.3.4.3 «Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства детского дома (школы-интерната)» изучается 2 ч. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.4.3. На это отводится 1 ч., а далее – организовать обсуждение его содержания на проблемном семинаре. Важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что финансовая грамотность в детском доме может преподаваться как в рамках воспитательной работы (самостоятельный курс), так и в рамках общеобразовательных предметов. Для второго варианта необходимо изучить существующие образовательные программы общеобразовательных предметов, которые имеют потенциал встраивания тем и (или) модулей по финансовой грамотности: математика, обществознание, экономика, право, история, география, литература, ОБЖ, и обсудить в какие тематические
Подпараграф 2.3.4.3 «Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства детского дома (школы-интерната)» изучается 2 ч. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.4.3. На это отводится 1 ч., а далее – организовать обсуждение его содержания на проблемном семинаре. Важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что финансовая грамотность в детском доме может преподаваться как в рамках воспитательной работы (самостоятельный курс), так и в рамках общеобразовательных предметов. Для второго варианта необходимо изучить существующие образовательные программы общеобразовательных предметов, которые имеют потенциал встраивания тем и (или) модулей по финансовой грамотности: математика, обществознание, экономика, право, история, география, литература, ОБЖ, и обсудить в какие тематические
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
418 разделы можно встроить тематику финансовой грамотности, в чем специфика данной целевой группы обучающихся.
План проблемного семинара
1.
Анализ возможностей по встраиванию тем, курсов финансовой грамотности в образовательные пространства детского дома
(школы-интерната) (по материалам п.2.3.4.3 и 2.3.4.4).
2.
Возможности и ограничения преподавания курса финансовая грамотность в рамках воспитательной работы.
3.
Анализ существующих программ по предмету «математика», встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
4.
Анализ существующих программ по предмету
«обществознание»
14
, встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
5.
Проведение образовательных событий по финансовой грамотности для воспитанников детских домов.
Подпараграф 2.3.4.4 «Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности с учетом организационно-педагогических условий детского дома и (или) школы-интерната» изучается в течение 5 ч., из них: 2 ч.
– это самостоятельная работа, 3 ч. – проектный семинар, результатом которого должны стать проработанные по всем параметрам групповые проекты студентов. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.4.4.
План проектного семинара (2ч.)
1.
Обсуждение уже сделанного в части методической разработки занятия по финансовой грамотности.
14
Или другой предмет, соответствующий выбранной специальности студентов.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
419 2.
Работа в группах: анализ организационных возможностей и психолого-педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности в детском доме (применительно к разрабатываемому проекту).
3.
Установление межпредметных связей с общеобразовательными предметами, изучаемые воспитанниками в 5-11 классах.
4.
Установление внутрипредметной связей темы занятия (проекта) с курсом «финансовая грамотность» (соответствующий УМК).
5.
Проработка всех этапов занятия с методической точки зрения, определение (подбор при необходимости) технических средств обучения, дидактического материала.
Далее предполагается, что студенты будут осуществлять самостоятельную работу. Необходимо сориентировать их на то, что вся их разработка должна быть оформлена соответствующим образом
(технологическая карта + сценарий занятий, дидактический материал, презентация). Целесообразно рекомендовать студентам распределить обязанности в группе по подготовке общего проекта.
Задача этого семинара – собрать все разрозненные элементы проекта в один целостный проект.
Оформление технологической карты и сценария занятия:
Приложение №1. Заготовка для оформления технологической карты
Тема
Класс (группа)
Форма занятия
Цель урока,
Занятия, мероприятия
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
420
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Оборудование
Расстановка парт и стульев
Расх. материал
Дидактический материал
Приложение №2 «Заготовка для сценария урока, занятия, мероприятия»
ШАГ 1: .......................................(название)
Учитель (преподаватель): ...
(описание его деятельности, включая использование методов, приемов, оборудования и дидактического материала).
Обучающиеся: ... характеристика деятельности.
Конечный продукт ШАГА 1: (что планируется получить, выполнив эту деятельность).
ШАГ 2: ...
И т.д. (структура повторяется. Количество шагов зависит от содержания урока, занятия или мероприятия).
План проектного семинара (1ч.)
1.
Обсуждение структуры группового проекта.
2.
Работа в группах над оформлением группового проекта, включая подготовку презентации для учащихся (4–6 слайдов).
3.
Консультирование преподавателем по содержанию и оформления группового проекта.
4.
Далее необходимо провести текущий контроль (тема 2.4
Программы курса) в форме защиты группового проекта (2ч.).
Необходимо определить регламент выступлений:
5 мин. – выступление;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
421
3 мин. – вопросы;
2 мин. обсуждение.
5.
Во второй части необходимо провести тестирование. Вопросы представлены на следующей странице.
Учебно-методический комплект для детских домов и школ- интернатов включает несколько материалов
1.
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. 2014 г. Издательство «ВАКО».
2.
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа.
2014 г. Издательство «ВАКО».
3.
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2014 г. Издательство «ВАКО».
4.
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. 2014 г. Издательство «ВАКО».
5.
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2014 г. Издательство «ВАКО».
6.
Для преподавтелей создан ДМ Презентация к Главе 2.3.4 УП для использования при подготовке к занятиям этой части Дисциплины.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
422
Тесты
1. Условия формирования личности ребенка в интернатных учреждениях не способствуют:
1) выработке способностей к принятию личностно-ответственных решений;
2) соблюдению установленных правил, распорядков;
3) выполнению сторонних указаний без проведения должного анализа.
2. При обучении финансовой грамотности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно:
1) больший упор делать на самостоятельное ведение хозяйства;
2) усилить изучение темы «фондовый рынок»;
3) больше внимания уделять теме «пенсионное обеспечение»;
4) преподавать финансовую грамотность также как в обычной школе.
3. Формированию каких навыков у воспитанников детских домов и школ-интернатов при обучении их финансовой грамотности необходимо уделять приоритетное внимание:
1) cпособности принимать самостоятельные осознанные решения;
2) способности ставить и добиваться целей личностного и профессионального характера;
3) владению приемами идентификации финансовых услуг и их осознанного использования для улучшения материального положения.
4) Всех перечисленных.
4. Какая тематика финансовой грамотности является первоочередной для целевой группы с учетом задач полноценной социализации при выходе из детских домов, школ-интернатов?
1) Личный, семейный бюджет, финансовое планирование.
2) Фондовый рынок.
3) Страхование.
4) Социальная поддержка государства.
5. Формированию какой основной цели для ребенка, покидающего детский дом, должна содействовать финансовая грамотность?
1) Жизненной перспективы, в первую очередь в профессиональном содержании.
2) Получения постоянной государственной финансовой поддержки.
3) Приобретению материального достатка.
6. Почему тематика «Собственный бизнес, предпринимательство» имеет существенное значение при обучении целевой группы финансовой грамотности?
1) Ее изучение способствует формированию самостоятельности.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
423 2) Изучение данной тематики открывает дополнительные направления для профессиональной реализации.
3) С помощью изучения тематики может появиться мотивация к труду.
4) Все перечисленное.
Вопросы для самоконтроля
1)
Почему содержание и подходы к преподаванию финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов должны отличаться от других целевых групп детского и (или) юношеского возраста?
2)
В чем заключается дефицит компетенций в области финансовой грамотности данной целевой группы, чем он обусловлен и почему важно его преодоление?
3)
Какие фундаментальные социально-психологические причины формирования личности представителей целевой группы обуславливают нехватку компетенций, связанных с финансовой грамотностью?
4)
Охарактеризуйте совокупность личностных характеристик, препятствующих воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов достигать необходимого уровня финансовой грамотности.
5)
Каким образом изучение финансовой грамотности воспитанниками детских домов и учащимися школ-интернатов будет способствовать их социализации и получению необходимых компетенций в сфере экономических, в том числе финансовых отношений?
6)
В чем состоят основные образовательно-воспитательные задачи курса финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ- интернатов?
7)
Почему в содержании обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов не нужно отдавать приоритет тематике, связанной с государственным социальным обеспечением? В то же время, почему должное внимание необходимо уделять
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
424 защите прав потребителей финансовых услуг и защте от недобросовестной практики поведения на финансовом рынке третьими лицами?
8)
Почему тематика обучения финансовой грамотности для целевой группы с точки зрения личных, семейных финансов, финансового планирования, взаимодействия с финансовыми институтами, потребления финансовых услуг не должна существенно отличаться от тематики, осваиваемой школьниками общеобразовательных школ, студентами организаций среднего профессионального образования?
9)
Какие темы курса финансовой грамотности целевой группы, на ваш взгляд, в наибольшей степени мотивируют обучающихся к труду, профессиональной ориентации?
10)
Какие темы курса финансовой грамотности целевой группы, на ваш, взгляд, в наибольшей степени мотивируют обучающихся к семейным ценностям? Личностному развитию?
11)
Как педагогу, обучающему финансовой грамотности целевую группу, преодолевать отчужденность, замкнутость, нежелание обучающихся выстраивать коммуникативные отношения со взрослыми, включая педагогов?
12)
Возможна ли, на ваш взгляд, реализация индивидуальных образовательных траекторий при обучении финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов? Если да, обоснуйте.
13)
В чем, на ваш взгляд, могут заключаться индивидуальные образовательные траектории по финансовой грамотности для целевой группы и формированию каких личностных ценностей они будут способствовать?
14)
Почему интерактивные формы обучения финансовой грамотности являются наиболее приоритетными в обучении финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов?
15)
Расскажите о составе специализированного учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. В чем его достоинства и недостатки.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
425 16)
Дайте характеристику межпредметных связей финансовой грамотности с другими предметами программы детского дома и школы-интерната (с учетом программы воспитания и социализации).
17)
Дайте характеристику ключевым образовательным технологиям, методам обучения и педагогическим приемам, используемым при обучении финансовой грамотности детей, воспитывающихся вне семьи.
18)
Перечислите дополнительные информационные и образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности.
19)
Как организовать обучение воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов финансовой грамотности через дополнительные занятия?
20)
Разработайте 2-3 кейса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов с учетом их правового статуса, и возрастных особенностей (должны носить реальный практический характер).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
426 5 Освоение студентами раздела 3 «Моделирование учебных занятий по финансовой грамотности для различных целевых групп обучающихся»
5.1 Органиазация работы по теме 3.1 «Рекомендации по разработке индивидуального проекта урока, занятия, мероприятия по финансовой грамотности для проведения аттестации по курсу»
Данная часть программы носит практический характер и является логическим завершением курса. Если на первом этапе предполагается изучение содержания финансовой грамотности, на втором – методики обучения финансовой грамотности различных целевых групп обучающихся, включая разработку и презентацию группового методического проекта, то на третьем, данном этапе необходимо разработать индивидуальный проект – методическую разработку урока, занятия, мероприятия по финансовой грамотности и, в соответствии с этой разработкой, провести реальное занятие.
Оно может быть проведено в двух формах: первая – в образовательной организации; вторая – в группе студентов в форме моделирования практической образовательной ситуации. Конечно, предпочтителен первый вариант, так как позволяет использовать реальные условия образовательного процесса. Но, за неимением такой возможности, второй вариант также будет приемлемым.
На данный раздел отводится 12 ч., из которых 10 ч. – это подготовка индивидуального проекта, (методической разработки) и его внедрение; 2 ч. – презентация отчета о проведенном мероприятии.
Групповой и индивидуальный проекты должны быть построены одинаковым образом. На этапе разработки группового проекта необходима была коллективная деятельность, освоив которую, студент может переходить на следующий этап самостоятельной деятельности по проектированию своей педагогической работы.
Важное дополнение. В системе СДО к главам 3 раздела учебного
пособия появились электронные презентации и рабочие материалы,
которые можно использовать для обучения.