Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2566

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
21
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.1. представлена последовательность изучения темы.
Подтемы 1.1.1 «Функции и виды денег. Деньги: история и современность» и 1.1.2 «Человеческий капитал. Совокупный капитал человека
(семьи). Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование».
До начала учебного процесса к самостоятельному изучению:
 подтема
3 1.1.1 «Функции и виды денег. Деньги: история и современность» и подпараграфы 1.1.2.1-1.1.2.3 подтемы 1.1.2
«Совокупный капитал человека (семьи). Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование» темы 1.1 «Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование»
УП;

Видеолекции к просмотру: ВЛ № 1 «Функции и виды денег.
Деньги: история и современность» и ВЛ № 2 «Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование»;

Презентация, Слайды 2–38;

Презентация «Пример рабочего материала по теме «Функции и виды денег. Деньги: история и современность» Материал для учеников 5-7 классов» (эта презентация может быть использована в качестве примера для разделов 2 и 3).
Студентам необходимо предоставить возможность изучить самостоятельно отобранные предварительно преподавателем примеры заданий, расчетных задач, кейсов на подтему 1.1.1 и подпараграфы 1.1.2.1-
3
Темы Методических рекомендаций соответствуют Главам УП. Подтемы Методических рекомендаций соответствуют Параграфам УП. Подпараграфы Методических рекомендаций соответствуют Подпараграфам УП

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
22 1.1.2.3 подтемы 1.1.2 темы 1.1 УП. из Методических рекомендаций и Еxcel- файла.
Студентам рекомендуется сообщить, что при изучении подтемы 1.1.1 темы 1.1 УП, следует обратить внимание на следующие компетенции (см.
Памятку):
 умение использовать различные способы оплаты товаров и услуг как лично, так и в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;
 умение определять какой из двух предметов потребления различных размеров дает лучшее соотношение цены и качества, с учетом конкретных потребностей и обстоятельств;
 знаний о существовании различных способов получения денег от других людей и перевода денег между людьми или организациями;
 умение пользоваться банкоматами для снятия наличных или выяснения остатка на счете;
 умение проверять операции, указанные в выписке со счета, и выявлять любые несоответствия;
 умение пользоваться кредитной и дебетовой картой.
Студентам рекомендуется сообщить, что при изучении подпараграфов
1.1.2.1-1.1.2.3 подтемы 1.1.2 темы 1.1 УП, следует обратить внимание на следующие компетенции (см. Памятку):
 иметь представление об основных понятиях подетмы: человеческий (семейный) капитал, финансовый план (ФП) человека или семьи, цели ФП, бюджет, доходы, расходы, совокупный капитал и его составляющие, инфляция, индекс цен потребителей и так далее;
 умение оценивать свой человеческий (семейный) капитал;


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
23
 умение оценить инвестиционные плюсы и минусы формирования человеческого капитала посредством различных видов образования и профессиональной подготовки;
 умение определять различные виды и способы доходов (например, заработная плата, аванс заработной платы, почасовая заработная плата, сдельная оплата труда, прибыль фирмы, комиссионные, имущественные, социальные вычеты в целях налогообложения, льготы, пособия, проценты по депозиту, дополнительный заработок на финансовом рынке в виде процентов по облигациям федерального займа, кешбэк, иное);
 умение составлять смолоду ФП, определять цели внутри него во времени (желательно на всю жизнь) и составлять пути финансирования таких целей во времени с учетом инфляции, контролировать и по необходимости корректировать ФП;
 умение различать два метода подсчета инфляции: метод расчета
ИПЦ к базовому году и метод расчета инфляции в конце года к началу года и рассчитывать накопленную инфляцию по второму методу за любой выбранный период (при наличии данных о значениях инфляции каждого года в таком периоде) с выводом среднегодовой инфляции (Презентация, Слайды 32, 33);
 умение составить бюджет с учетом инфляции для достижения целей ФП, для планирования доходов, расходов, контролировать и по необходимости корректировать бюджет;
 навык смолоду формировать резервный капитал, инвестиционный капитал;
 понимание способов управления различными элементами бюджета, в том числе, уметь выявлять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; изыскивать

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
24 возможности для сокращения расходов или увеличения доходов для повышения уровня сбережений и будущей пенсии;
 умение планировать заранее оплату будущих расходов, например, определять, сколько нужно откладывать каждый месяц на конкретную покупку или планирование отпуска заранее и покупка билетов и путевки в соответствии с таким планом;
 умение оценить различные варианты расходов, чтобы сделать осознанный выбор. Например, знание ценовой политики розничных сетей, покупка товаров в сезон скидок;
 понимание способов создания материального достатка, какие есть плюсы и минусы инвестиционных продуктов, а также, как влияют инфляция, с одной стороны, и доход в виде сложных процентов на сбережения и будущую пенсию, с другой;
 понимание, в рамках ФП, выгоды от экономии для решения долгосрочных задач и подготовки к ожидаемым изменениям в жизненных обстоятельствах (например, к рождению ребенка).
Студенты должны попробовать ответить на часть Вопросов для самоконтроля по подтеме 1.1.1 и подпараграфам 1.1.2.1-1.1.2.3 подтемы 1.1.2 темы 1.1 (после Основных выводов темы 1.1 УП).
При подготовке к первой и второй лекциям преподавателю следует:
 использовать УП (первая лекция

подтема 1.1.1 темы 1.1, подпараграфы 1.1.2.1-1.1.2.3 подтемы 1.1.2 темы 1.1; вторая лекция – подпараграфы 1.1.2.4-1.1.2.10 подтемы 1.1.2, темы 1.1),
Методические рекомендации, ВЛ: «Функции и виды денег.
Деньги: история и современность» и «Совокупный капитал человека (семьи). Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование», Презентацию, Слайды 2–38 и
Презентацию: «Пример рабочего материала по теме «Функции и виды денег. Деньги: история и современность» Материал для


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
25
учеников 5-7 классов». Данную презентацию можно использовать и разделах 2 и 3;
 предварительно отобрать примеры вопросов, расчетных задач, заданий, кейсов по теме 1.1 УП, из Методических рекомендаций и
Excel-файла, вкладка «ФП».
Интерактивное обучение
Преподаватель проводит первое аудиторное занятие

лекцию

1 ч.
Тема лекции «Человеческий капитал. Личные и семейные финансы.
Финансовый план. Цели финансового планирования и горизонты планирования».
На первой лекции необходимо обратить внимание студентов на следующее:
В России одна из насущных задач, это борьба с бедностью! Бедность в современно мире – это и отсутствие видения у человека в своей жизни перспективы, в том числе условий качественной самореализации, с учетом выработанных норм этики и морали в нашем обществе за многовековую историю.
Финансовая грамотность населения – важное условие для решения такой задачи в стране, которое необходимо каждому человеку, семье в их жизни для улучшения материального благосостояния. Для молодых людей – это условие качественного образования.
Современная жизнь предъявляет совершенно новые вызовы молодым:

многие
виды
трудовой
деятельности
человека
автоматизируются, при этом вклад качественного образования
будет решающей в уровне оплаты труда человека;

социальная функция государства оптимизируется, скорее всего, в
сторону уменьшения и видоизменится – уменьшится количество
льгот в натуральном выражении, взамен увеличение льгот,

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
26
реализуемых через
дополнительные социальные выплаты
денежных средств, через предоставление налоговых льгот;

увеличился возраст для мужчин и для женщин, в котором
возникает право на пенсионное обеспечение;

достойный
уровень
пенсии
будет
возможен
в
случае
использования комплексного подхода формирования пенсии,
включающий в себя:

страховою
часть
пенсии
(минимальная
часть,
гарантированная государством, будет формироваться в
течение трудовой деятельности человека за счет платежей
работодателя за наемного работника. Данная часть пенсии
будет
зависит
от
трудового
стажа
и
других
дополнительных условий);

добровольною накопительною часть (в процессе разработки)

Индивидуальный пенсионный капитал

гражданин должен
будет решить в жизни формировать или нет накопительную
часть пенсии, разделив взносы, совершаемые работодателем
в ПФР, на страховую и накопительную части;

добровольная дополнительная часть, которая формируется
самим работником самостоятельно.
Финансовая грамотность, рациональное финансовое поведение
приобретают роль важных и необходимых составляющих трудовой
деятельности ЛЮБОГО гражданина России, среди них особенно выделить:

умение смолоду создавать личный и семейный финансовый план и
контролировать его на протяжении жизни (тема 1.1 УП);

умение смолоду формировать, оценивать и преумножать личный
(семейный) человеческий капитал и сбережения, в том числе
формировать будущую пенсию, в реальных экономических
условиях региона проживания России (тема 1.1 УП);


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
27

умение оценить личную предрасположенность к уровню риска
(азартный или неазартный человек) и соотносить такой уровень
с потребностями своих близких;

умение собирать актуальную информацию о финансовой системе
России,
в
области
трудового,
налогового,
социального,
пенсионного законодательства России, законодательства в
области малого и среднего бизнесов, используя правовые
информационные системы Гарант и Консультант Плюс (сайты
с бесплатными версиями систем), для принятия последующих
решений в своей жизни;

умение пользоваться налоговыми льготами, социальными,
медицинскими
льготами,
в
том
числе
в
области
предпринимательства (темы 1.5 и 1.7 УП);

умение
принимать
ответственные
финансовые
решения
(основные на сравнении нескольких вариантов) на различных
временных горизонтах, в том числе способы финансирования
целей, которые были определены при составлении личного
(семейного) финансового плана (темы 1.1 и 1.3 УП);

умение разбираться в видах финансовых услуг и предлагаемых
финансовых инструментах с точки зрения критерия риск,
доходность, с точки зрения налоговых последствий, с точки
зрения штрафных санкций при нарушени гражданином условий
пользования финансовыми услугами, продуктами, а также умение
применять финансовые услуги (продукты) в зависимости от
целей, определённых в личном (семейном) ФП (темы 1.1 и 1.3 УП),
понимание стратегии «ИИС с покупкой на него ОФЗ»
(подпараграф 1.1.2.7 Темы 1.1 УП);

умение
понимать,
когда
финансовая
услуга
(продукт)
навязывается или, когда повышенный доход в будущем несет в

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
28
себе огромный риск убытков в настоящем, умение выявить
«финансовую
пирамиду»
или
мошенничество,
которое
используется против гражданина (тема 1.8 УП);

знание своих прав на финансовом рынке, в сфере труда, в сфере
формирования пенсии или страхования жизни (темы 1.2, 1.3, 1.4,
1.5, 1.6, 1.7, 1.8 УП);

умение правильно защитить свои интересы на финансовых
рынках, в том числе с использованием институтов Финансового
уполномоченного и саморегулируемых организаций (тема 1.8 УП).
В конце первой лекции:
Рекомендуется сообщить о самостоятельной подготовке ко второй лекции по материалам:
 подпараграфов 1.1.2.4-1.1.2.10 подтемы 1.1.2 темы 1.1 и Вопросов для самоконтроля после Основных выводов темы 1.1 УП;

Презентации, Слайды 34–38;
 по примерам заданий, расчетных задач, кейсов, которые представлены в Методических рекомендациях и в Excel-файле, вкладка «ФП».
Преподаватель проводит второе аудиторное занятие

лекцию

1 ч.
Тема лекции «Сбережения и инвестиции. Диверсификация инвестиций.
Риски».
На второй лекции необходимо обратить внимание студентов на следующее:
Риск и доходность являются ключевой областью в личной
финансовой
грамотности
, включающей понимание потенциальной финансовой выгоды или невыгоды по целому ряду финансовых характеристик
(доходность, надежность, ликвидность и другие).
В этом плане особое значение имеют два вида риска:


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
29
 первый относится к финансовым потерям, которые ложатся на человека невыносимым бременем, в частности при неумеренных и безудержных тратах, или при отсутствии страховки гражданской ответственности перед соседями или при управлении личным автомобилем;
 второй, точнее вторая группа рисков, являются риски самих финансовых продуктов. Например, вклад в ненадежный банк, у которого скоро отзовут лицензию, или курс акций, который изменяется каждый день.
Недооценка первого риска приведёт к банкротству человека, семьи в результате безответственного поведения потребителя.
Недооценка второй группы рисков приведёт к полной потери сбережений и приведет к неминуемой корректировке личного (семейного) финансового плана!
Эта содержательная область включает знание, почему некоторые способы сохранения или инвестирования являются более рискованными, чем другие. Она также включает в себя знание преимуществ диверсификации, иных способов снижения рисков при управлении временно свободными денежными средствами семьи, широкого спектра страховых продуктов, удовлетворяющих различные потребности с учетом обстоятельств.
Студенты должны сформировать следующие компетенции (см.
Памятку):
 умение соотносить цель в ФП с видом совокупного капитала для ее финансирования;
 умение пользоваться различными способами управления временно-свободными средствами: способ сбережения и способ инвестирования, какой из них к какому виду совокупного капитала применим;
 умение соотнести вид совокупного капитала и основные характеристики финансовых инструментов, в которые будет

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
30 инвестирован такой вид капитала, а также самим определить тип возможной инвестиционной стратегии для выбранной части совокупного капитала;
 умение сравнить потенциальные выгоду и риск потери сбережений при использовании различных финансовых инструментов;
 понимание налоговых последствий и знание льгот при использовании депозитов и облигаций федерального займа, других финансовых инструментов (темы 1.1, 1.3, 1.5: подтемы
1.5.2 и 1.5.3 УП, Презентация, Слайды 192–197 и 153);
 умение определять пути и способы управления рисками в своей жизни, диверсификация вложений, страхование гражданской ответственности;
 понимание преимуществ и недостатков накопительного и инвестиционного страхования жизни (тема 1.1, подпараграф
1.1.2.8 и тема 1.4 УП);
 понимание преимуществ и недостатков создания дополнительного пенсионного обеспечения смолоду (тема 1.6 УП).
В конце второй лекции
Преподаватель должен сообщить о самостоятельной работе и подготовке к следующему занятию, на котором будет 5-ти минутный тест по теме 1.1 УП.
Подробнее см. Тему 1.2 «Банки и небанковские профессиональные кредиторы».