Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2567
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
409 2) содержание учебного материала, разработанного специально для учреждений СПО, кардинально отличающегося от учебного материала для школьников;
3) содержание учебного материала, соответствующего 8-9 классам общеобразовательной школы, но в большей степени ориентированного на практические жизненные ситуации;
4) содержание учебного материала, соответствующего 10-11 классам общеобразовательной школы, но в большей степени ориентированного на практические жизненные ситуации.
11. В чем суть «перевернутого» обучения?
1) Обучающиеся сначала выполняют практические упражнения, и только потом осваивают теоретические знания.
2) Обучающиеся самостоятельно изучают новую тему дома, а на занятии решают задачи и разбирают кейсы, выполняют практические упражнения.
3) Обучающиеся самостоятельно изучают новую тему дома, решают задачи и разбирают кейсы, выполняют практические упражнения. А на занятии преподаватель организует обсуждение понимания основных понятий, в форме дискуссии выясняет, проверяет результаты решения кейсов, задач, проводит разбор практических заданий.
4) Обучающиеся самостоятельно на занятии изучают новую тему, дома выполняют практические упражнения. И уже после этого на занятии происходит разбор тему с преподавателем.
12. Форма и средства обучения, сущность которых заключается в осмыслении обучающимися решения учебной задачи в рамках изучения темы, выявлении изменений в своих убеждениях, ценностных ориентациях и отношениях, способах своего финансового поведения, обусловленных изучением курса, самореализации в области финансов это:
1) эссе;
2) рефлексивный практикум;
3) занятие итогового оценивания;
4) интерактивный проблемный семинар.
13. Содержательно, по сравнению с программой для старшеклассников, курс финансовой грамотности для студентов СПО больше направлен на расширение знаний в сфере:
1) взаимодействия с финансовыми организациями;
2) ведения личного и семейного бюджета, взаимодействия с финансовыми организациями, вопросов налоговой ответственности перед государством;
3) предпринимательства и финансовых аспектов предпринимательской деятельности;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
410 4) предпринимательства, в том числе финансовых аспектов предпринимательской деятельности, вопросов налоговой и правовой ответственности граждан перед государством.
14. При изучении курса финансовой грамотности в учреждениях СПО желательно, чтобы обучающиеся:
1) владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных доходов семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и др.;
2) обладали хорошими знаниями в сфере предпринимательства;
3) обладали хорошими теоретическими знаниями, так как курс будет включать в себя только практические задания;
4) разбирались в аспектах предпринимательской деятельности.
15. Выберите определение, не соответствующее действительности:
1) Кейс-метод – это метод обучения, предусматривающий решение конкретных задач – ситуаций (решение кейсов);
2) Учебная экскурсия – это занятие, которое проводится в финансовых организациях: банках, отделениях пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
3) Интерактивный проблемный семинар – это занятие под руководством преподавателя, направленное на закрепление и углубление знаний, освоение умений применять их, использовать и развивать практические умения;
4) Эссе – это сочинение-рассуждение, выражающее индивидуальную позицию автора по конкретному вопросу, подразумевающее исчерпывающую трактовку предмета.
Вопросы для самоконтроля:
1)
Расскажите о дальнейших возможных образовательных и профессиональных траекториях выпускника СПО. В чем ему может помочь овладение финансовой грамотностью (развития имеющихся компетенций) после окончания техникума или колледжа?
2)
Чем жизненный этап студентов СПО отличается от аналогичного возрастного периода старшеклассников общеобразовательных школ с точки зрения взаимоотношений с финансовой сферой?
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
411 3)
Как изучение финансовой грамотности способствует студентам СПО в освоении основной образовательной программы с точки зрения компетентностного подхода?
4)
Каковы особенности целей обучения в профессиональных образовательных организациях?
5)
Расскажите о концентрическом приращении знаний в программе обучения для студентов СПО по сравнению с программой для основной школы. Приведите примеры.
6)
Охарактеризуйте межпредметные связи финансовой грамотности с другими предметами, в том числе профессиональными.
7)
Какие дополнительные укрупненные тематические блоки (разделы) появляются в обучении финансовой грамотности студентов СПО по сравнению с программой для 8-9кл.? Чем это вызвано?
8)
Какие разделы финансовой грамотности целесообразно изучать студентам СПО более глубоко в сравнении со старшеклассниками общеобразовательных школ? Почему?
9)
Почему при обучении студентов СПО возможно формировать индивидуальные образовательные траектории? Приведите примеры таких траекторий.
10)
Какие ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используются при обучении финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях?
11)
Спроектируйте образовательное событие по любой из тем, изучаемых в
5-11 кл.
12)
Перечислите дополнительные информационные и образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности студентов СПО.
13)
Расскажите о рекомендуемых подходах к организации обучения студентов СПО финансовой грамотности на основе самостоятельной работы студента с последующими интерактивными занятиями.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
412 14)
Опишите основные возможности обучения студентов СПО элементам финансовой грамотности через включение некоторых тем по финансовой грамотности в предметы «экономика (экономическая теория)», «математика»,
«право», «политология», «история».
15)
Опишите состав учебно-методического комплекта для СПО. Дайте характеристику учебному пособию для СПО с точки зрения возможностей ведения на его основе самостоятельной работы студента.
16)
Почему в УМК для студентов СПО нет пособия для родителей? Каким образом преподаватель может организовывать просвещение родителей студентов?
17)
Как спроектировать занятие по финансовой грамотности для студентов
СПО: опишите основные элементы и этапы.
18)
Спроектируйте образовательное событие по любой из тем, изучаемых в образовательных организациях СПО.
19)
Как организовать обучение студентов СПО финансовой грамотности через дополнительные занятия?
20)
Разработайте 2-3 кейса по финансовой грамотности для студентов СПО с учетом их правового статуса и возрастных особенностей.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
413 4.3.4 Подтема 2.3.4 Преподавание вариативного модуля 4 «Преподавание финансовой грамотности в детских домах и школах-интернатах»
Таблица 2.1.6. План преподавания подтемы 2.3.4
Подтемы
Осваиваемое студентом содержание
Средства обучения
Формы занятий ч.
Подтема:«Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ- интернатов.
Особенности содержания образования финансовой грамотности детей, воспитывающихся вне семьи».
Особенности целей обучения финансовой грамотности детей, оставшихся без попечения родителей или воспитывающихся вне семьи. Влияние окружения и личностных особенностей развития ребенка, проживающего вне семьи на цели образовательной деятельности и планируемые результаты. Базовые понятия и знания, ценностные установки, предметные умения и компетенции, формируемые на уроках, занятиях, мероприятиях по финансовой грамотности в детских домах и (или) школах-интернатах.
Межпредметные связи финансовой грамотности с другими предметами школьной программы.
УП:
§ 2.3.4.1
СР: ВЛ
№31
СР: П
ПроекС
1 ч.
2 ч.
1 ч.
Подтема:
«Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием
УМК для детских домов и школ- интернатов и других информационных и образовательных ресурсов».
Анализ УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Возможности и дефициты разработанного УМК по финансовой грамотности.
Особенности методики обучения детей, оставшихся без попечения родителей или воспитывающихся вне семьи.
Ключевые образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности детей, воспитывающихся вне семьи. Учет возрастных и психологических особенностей детей, находящихся на государственном иждивении при проектировании уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности. Дополнительные информационные и образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности.
УП:
§ 2.3.4.2.
СР: ВЛ
№32
ПроекС
СР: П
КоммС
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
414
Подтема:
«Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства детского дома
(школы- интерната)».
Обучение воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов элементам финансовой грамотности через включение некоторых тем по финансовой грамотности в предметы
«окружающий мир», «математика»,
«история», «география»,
«литература» и др.
Обучение воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов финансовой грамотности через преподавание отдельного курса.
Проведение образовательных событий по финансовой грамотности. Организация тьюторского сопровождения старших воспитанников по отношению к младшим воспитанникам.
УП:
§ 2.3.4.3
СР: П
ПроблС
1 ч.
1 ч.
Подтема:
«Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности с учетом организационно- педагогических условий детского дома и (или) школы-интерната».
Анализ организационных возможностей и психолого- педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности.
Проектирование уроков по финансовой грамотности
(определение межпредметных возможностей для включения тематики финансовой грамотности в предметы «математика», «история»,
«информатика», «география»,
«литература», «экономика» и
«право»).
Проектирование уроков обществознания по модулю
«финансовая грамотность».
Проектирование занятий в рамках внеурочной деятельности по созданным в рамках Проекта
Минфина России УМК с учетом организационных и психолого- педагогических условий их проведения.
УП:
§ 2.3.4.4
ПроекС
СР: П
ПроекС
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Проектирование образовательного события по финансовой грамотности с учетом социального статуса обучающихся: постановка целей мероприятия, определение педагогической технологии, подбор методов обучения и педагогических приемов;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
415
определение необходимых технических средств и подготовка дидактического материала; разработка сценария мероприятия.
Текущий контроль
(защита педагогического группового проекта).
-
Промеж. зачет
2 ч.
Итого
14 ч. + 2 ч. защита групповых проектов
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Подпараграф 2.3.4.1 «Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ- интернатов. Особенности содержания образования финансовой грамотности детей, воспитывающихся вне семьи» рассчитан на изучение в течение 4 ч., при этом предполагается просмотр одной видеолекиции (№31 «Цели, планируемые результаты и особенности содержания обучения финансовой грамотности воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), самостоятельная работа студентов и проектный семинар. В этом модуле желательно начать именно с проектного семинара.
План проектного семинара
1.
Определение целей изучения вариативного модуля (освоение методики обучения финансовой грамотности в детских домах и школах-интернатах).
2.
Обсуждение структуры группового проекта:
Технологическая карта (приложение №1) + сценарий урока, занятия, мероприятия (приложение №2)
13
Презентация, которая будет использована на занятии.
13
См. УП для студентов, п.3.1.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
416
Дидактический материал (видеоролики, таблицы, графики, деньги, заготовки для какой-либо работы и др.)
3.
Разделение на группы, работа в группах:
определение тематики группового проекта;
определение целей и планируемых результатов обучения;
определение содержания образования.
Далее студенты самостоятельно смотрят видеолекцию, по результатам которой корректируют тему, цели и содержание группового проекта, отвечают на вопросы, указанные в презентации к видеолекции.
Подпараграф 2.3.4.2 «Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для детских домов и школ-интернатов и других информационных и образовательных ресурсов» изучается в течение 4 ч., где предполагается просмотр видеолекции №32: «Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», два семинара и самостоятельная работа студентов.
По результатам просмотра видеолекции студентам необходимо рекомендовать самостоятельную работу по подбору соответствующих выбранной теме группового проекта образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов. Для этого можно использовать не только подпараграф 2.3.4.2, но и общую информацию по этому вопросу, представленную в подтеме 2.2.3.
Задача самостоятельной работы студентов – провести анализ существующих образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов, используемых при обучении финансовой грамотности, вообще, и финансовой грамотности в детских домах и школах- интернатах (по рекомендациям авторов УМК по финансовой грамотности для детских домов и школ-интернатов), в частности. И на основе этого анализа
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
417
подобрать образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, соответствующие выбранной теме проектируемого занятия, разработать план занятия.
Поэтому на проектном семинаре в аудитории преподаватель должен обсудить со студентами их групповой проект и индивидуальную самостоятельную работу каждого студента в части подбора методики обучения финансовой грамотности в детских домах и школах-интернатах школе.
На второй части занятия – коммуникативном семинаре преподаватель должен организовать обсуждение результатов групповой работы.
К каждому проекту необходимо задавать вопросы.
1)
Насколько выбранные образовательная технология, методы обучения и педагогические приемы могут обеспечить получение запланированных образовательных результатов?
2)
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26