Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2564

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
10
П – практикум.
После таблицы даны краткие рекомендации преподавателю по организации деятельности студентов, направленной на освоение содержательной части учебного материала и формирование компетенций соответствующей главы УП.
Далее представлены контрольно-измерительные материалы (тесты, задания, кейсы, расчетные задачи), которые содержат правильные ответы и
(или) решения.
В Программе (п. 6) представлены варианты тестов без предоставления правильных ответов.
В случае обучения студентов педагогических направлений подготовки финансовой грамотности и методики ее преподавания вне рамок основной образовательной программы, а по программе дополнительного образования, использование Методических рекомендаций также целесообразно для проведения преподавателями интерактивных, в том числе практических занятий, контроля успеваемости.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
11 2. Описание организации учебного процесса и подходов к обучению
2.1 Структура Дисциплины
Освоение Дисциплины включает последовательное прохождение студентами адаптационного (предметного), методического и практического разделов с текущим контролем по итогам каждого из разделов и завершающей аттестацией.
После изучения адаптационного (предметного) 1-ого раздела освоение
Дисциплины продолжается изучением методического раздела в рамках одного из четырех модулей (внутридисциплинарых модулей), реализуемых параллельно, с возможностью выбора студентом интересующего для продолжения обучения модуля:
1)
Вариативный модуль 1 «Обучение финансовой грамотности учащихся начальной школы» (32 часа).
2)
Вариативный модуль 2 «Обучение финансовой грамотности учащихся основной и средней школы» (32 часа).
3)
Вариативный модуль 3 «Обучение финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций
(СПО)» (32 часа).
4)
Вариативный модуль 4 «Преподавание финансовой грамотности в детских домах и школах-интернатах» (32 часа).
При этом, осваивая методический и практический разделы Дисциплины по одному из вариативных модулей, студенты совместно изучают общие для всех уровней образования методические темы (в начале модульного обучения) и далее работают в рамках выбранного вариативного модуля.
В рамках практического (завершающего) 3 раздела Дисциплины студенты выполняют методическую групповую и самостоятельную практическую работу по разработке уроков (занятий) по финансовой грамотности для целевых групп (преимущество с ориентацией на целевую группу, изучаемую студентами в рамках внутридисциплинарных модулей).


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
12
После этого, студенты проводят уроки (занятия) по разработанным материалам в реальных целевых группах или в группе студентов
(однокурсников) с выходом защиту отчета о проведении уроков (занятий).
Освоение Дисциплины подразумевает 2 зачетные единицы. Общая продолжительность Дисциплины 72 академических часа из них:
1. лекции – 6 часов;
2 2. другие формы контактной работы с преподавателем (семинары, практические занятия, промежуточно тестирование по Разделу 1, контрольная работа по Разделу 2, итоговое тестирование и защита отчета о проведении студентами уроков (занятий)) – 29 часов;
3. самостоятельная работа студента (на базе дистанционной образовательной системы

Moodle) – 37 часов.
При этом продолжительность изучения разделов, включая внутридисциплинарных модулей, составляет:
1.
Раздел 1(предметный) – 21 час;
2.
Раздел 2 (методический) – 36 часов;
3.
Раздел 3 (практический) – 15 часов.
2.2 Организационные вопросы
Перед началом обучения студенту необходимо ознакомиться с учебной программой, перечнем основной и дополнительной литературы, встретиться с преподавателем, ведущим Дисциплину.
Получить учебную программу, а также необходимые учебно- методические материалы следует в системе электронного обучения Moodle, где также содержится учебное пособие, видеолекции по темам, все ДМ к
Методическим рекомендациям, а также контрольно-измерительные материалы для подготовки к тестированию, контрольной работе, итоговому тестированию, другие информационно-обучающие материалы по
Дисциплине.
2
Здесь и далее 1 час = 45 минут (академический час).

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
13
Дополнительно необходимо отметить, что в Презентации представлены слайды (346 слайдов) по Главам УП (после создания данных Методических слайдов добавлено еще 77 слайдов по теме цифровизации экономики и на тему социальная поддержка государства материнства и детства), которые помогут преподавателю в подготовке к лекциям, интерактивным занятиям, а студенту в освоении учебного материала Дисциплины. В Excel-файле приведены примеры решений расчетных задач по темам Дисциплины, разобран пример инвестиционной стратегии «ИИС с покупкой на него ОФЗ» и пример приближенного расчета результата (сложные проценты) долгосрочного накопления с ежемесячным взносом в рамках формирования дополнительной пенсии.
Необходимо отметить, что часть расчетных задач с решениями представлены на слайдах.
Преподавателю рекомендуется предварительно отобрать нужные из
контрольно-измерительных материалов, примеров расчетных задач, заданий,
кейсов из Методических рекомендаций (в Методических рекомендациях
тесты с ответами) и ДМ (возможно и из вопросов тестов Программы, в
Программе тесты без ответов) для очных занятий, для контрольно-
измерительных мероприятий, для самостоятельной работы студентов.
В Программе курса указано минимальное количество часов для самостоятельной работы студентов.
Преподавателю рекомендуется предложить студентам увеличить количество часов по мере необходимости для самостоятельной работы с учетом времени ВЛ.
До начала курса и до начала каждого очного занятия студенты должны знать тему занятия, должны иметь возможность просмотреть видеолекции в системе дистанционного обучения, изучить УП, слайды Презентации, вкладки
Excel-файла, если преподаватель выбрал такие слайды и вкладки или отдельныве задачи из вкладок для изучения студентами.


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
14
Студенты должны знать заранее и темы самостоятельной работы и иметь возможность использовать УП, ДМ с отобранными преподавателем примерами расчетных задач, заданий, вопросов и кейсов по этим темам.
Дополнительно к Методическим рекомендациям предоставляется
Памятка с основными умениями и навыками, компетенциями Дисциплины.
Памятка будет доступна в системе Moodle.
Для освоения Дисциплины, осуществления самостоятельной работы, подготовке к тестированию, контрольной работе, итоговому тестированию, выполнения практических работ, подготовке отчета для защиты о проведении уроков (занятий) студенту требуется также использовать справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и (или) «Гарант» (сайты с бесплатными версиями систем) в соответствии с возможностями, установленными вузом.
2.3 Выбор студентом внутридисциплинарного модуля и ход обучения
При выборе студентом внутридисциплинарного модуля, необходимо учитывать профиль его подготовки, а также сферу его познавательных и профессионально-ориентационных интересов в приобретаемой педагогической специальности.
Вне зависимости от выбранного модуля, в рамках освоения Дисциплины студенты имеют возможность приобрести необходимый спектр предметных и методических знаний, навыков, умений для овладения финансовой грамотностью и методами ее преподавания (в соответствии с содержанием
Программы).
Обучение носит преимущественно интерактивный характер – семинары, мастер-классы, практические работы и др., включает рассмотрение практического широко известного материала в области финансовых отношений, что позволит студенту продуктивней овладевать знаниями, умениями, навыками в области личных (семейных) финансов, преподавания

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
15
финансовой грамотности, повысит интерес и увлекательность тематики
Дисциплины.
Для формирования теоретической базы студента минимальное количество часов на традиционные лекции восполняется значительным структурированным материалом в системе электронного обучения, в первую очередь, УП, содержащим практически всю тематику Программы в объеме несколько превышающим установленные требования, а также видеолекциями.
Предметную часть финансовой грамотности
(непосредственно финансовую грамотность) студенты осваивают совместно всей группой в независимости от выбранного модуля (согласно тематике раздела 1
Программы).
Методические вопросы преподавания финансовой грамотности общего характера, актуальные для всех возрастных групп, образовательных уровней, студенты также осваивают совместно на начальном этапе изучения раздела 2
Программы.
И только после совместной работы по предметным и общеметодическим темам, начинаются отдельные занятия в соответствии с выбранным модулем, продолжающиеся и в рамках третьего (практического) раздела Программы.
Практический (третий) раздел предусматривает выполнение группового проекта: подготовку уроков (занятий) по финансовой грамотности. Совместно с другими студентами студент выполняет групповой проект, выбранного модуля для целевой группы, определенной спецификой модуля (школьники начальных классов, основной и средней школы, студенты организаций СПО, воспитанники детских домов или учащиеся школ-интернатов).
Групповой проект выполняется под руководством преподавателя, который определяет готовность студентов для решения последующей задачи в рамках освоения практической части – самостоятельному проведению урока в соответствии с планом урока (занятия).
В зависимости от возможностей вуза, мнения преподавателя, о соответствующей подготовленности студента, на заключительном этапе


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
16 освоения практического раздела
Дисциплины, уроки
(занятия), подготовленные в рамках выполнения группового проекта, студенты проводят либо в реальных целевых группах или среди других студентов, осваивающих эту Дисциплину. Преподаватель (при необходимости, совместно с администрацией вуза) определяет эти процедуры при непосредственной реализации Дисциплины. Студент готовит отчет о проведении уроков
(занятий) в рамках освоения практического раздела Дисциплины, который публично защищается в целях промежуточной аттестации (среди других студентов, осваивающих дисциплину).
Контрольно-измерительные мероприятия.
В рамках изучения 1 раздела Дисциплины студенты на каждом очном интерактивном занятии пишут 5-ти минутные тесты по темам прошлого занятия. В конце раздела 1 студенты пишут тестирование по этому разделу.
После освоения следующего раздела студенты пишут контрольную работу по разделу 2.
Итоговая аттестация по Дисциплине проводится в два этапа – тестирование по всем темам Дисциплины и защита отчета о проведении уроков (занятий) с выведением итогового балла, являющегося основанием для получения зачета по Дисциплине.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования во время учебного процесса Дисциплины, описание шкал оценивания, в том числе методика выведения итогового балла и его минимальные показатели для получения зачета, содержится см.
Программу п.6.2 и п.6.4.
2.4 Общие установки для преподавателя
Помимо приобретения непосредственно профессиональных компетенций, связанных с освоением методов преподавания финансовой грамотности (применением педагогических методов в обучении финансовой грамотности), студенты, приобретая общекультурные (универсальные)

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
17
компетенции, должны овладевать и непосредственно содержанием финансовой грамотности.
Эта задача не является исключительной только для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки. Она общая для всех студентов, в первую очередь, неэкономических специальностей и направлений подготовки – овладеть необходимыми общекультурными
(универсальными) компетенциями – знаниями, умениями, навыками в области финансовой грамотности.
Но для будущего педагога, в отличии от студентов непедагогических специальностей, направлений подготовки, формирование себя как финансового грамотной личности имеет дополнительные задачи.
Педагог должен не только владеть знаниями и умениями
«рационального финансового поведения», но и обязан быть «финансово грамотным», т.е. стремиться своим поведением, поступками, оценками различных событий, доносимыми до учеников, придерживаться правил разумного финансового поведения.
Педагог, как традиционный носитель знаний и высоких норм социального поведения, занимает особенное место в формировании финансовой грамотности. Так же, как и в других вопросах, от его мнений, оценок и поступков во многом зависит становление мировоззрения его учеников в части «мира финансов», приобретение навыков финансового поведения и соотнесение таких навыков с нравственными критериями, которые утвердились в России за ее многовековую историю. Кроме того, педагог должен обладать более широким кругозором в предметной области, чем преподаваемая (реализуемая) им Программа. Это справедливо и по отношению к «финансовой грамотности». Ориентация педагога «за пределами» реализуемой Программы позволит ему находить ответы на вопросы, интересующихся предметом учеников и, тем самым, поддерживать высокую планку своего интеллектуального авторитета среди учащихся, а также реализовывать углубленные программы финансовой грамотности при


Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
18 работе в классах экономического, юридического профиля. Несмотря на то, что педагоги обязаны регулярно повышать свою квалификацию, согласно требованиям соответствующих профессиональных стандартов, при педагогической деятельности по направлению «финансовая грамотность» вопрос непрерывного повышения квалификации стоит особенно актуально, т.к. финансовые отношения и технологии очень динамичны как в России, так и во всем мире (реформа финансовых рынков Банка России, развитие электронной торговли и платежей, появление новых видов финансовых инструментов, перманентное изменение законодательства и подзаконных актов и мн. др.). При этом в целях непрерывного повышения квалификации необходима регулярная самоподготовка, мониторинг профильной информации.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
19 3. Освоение студентами раздела 1 Дисциплины «Основы финансовой грамотности»
3.1 Тема 1.1 «Деньги, личный, семейный бюджет, финансовое планирование»
Данная тема призвана ввести студента в проблематику современных представлений о человеческом капитале и личном (семейном) финансовом планировании, о компетенциях современного человека в области постановки жизненных целей, в области бюджетирования и финансовом обеспечении достижения таких целей во времени.
Во втором блоке темы даются базовые знания о путях распоряжения совокупным капиталом человека и семьи – описываются основные понятия, кратко перечисляются основные финансовые инструменты, инвестиционные стратегии, приводятся плюсы и минусы таких объектов, объясняется необходимость диверсификации инвестиций.
Общая характеристика преподавания темы 1.1:
Общий объем
4 ч. из них: аудиторных занятий
2 ч. самостоятельная работа
2 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций не менее
1 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее
1 ч.

Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
20
Таблица 1.1.1. План преподавания темы 1.1
Подтемы
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Функции и виды денег.
Деньги: история и современ-ть
История денег, виды денег.
Основные функции денег.
Мировые деньги – основные резервные валюты. Подделка денег и защита от них.
Эмиссия денег
УП:
§ 1.1.1.1-
1.1.1.5,
ДМ, ВЛ
СР: изучение текста
УП,
Дополнительных материалов (ДМ),
§ 1.1.1 и просмотр
ВЛ №1 «Функции и виды денег. Деньги: история и современность»
0,5 ч.
Инфляция,
Дефляция
Инфляция, дефляция.
Измерение уровня инфляции,
Индекс потребительских цен
УП:
§ 1.1.1.6,
ДМ
СР: изучение текста
УП, ДМ, § 1.1.1.6 0,25 ч.
Человеческий капитал.
Личные и семейные финансы.
Финансовый план. Цели финансового планирования и горизонты планирования
Понятия: «человеческий капитал», «личные (семейные) финансы», оценка таких показателей. Составление финансового плана человека, семьи с учетом различного горизонта планирования.
Бюджет, доходы и расходы.
Совокупный капитал, его виды и использование на различных этапах жизни.
Соответствие доходов, расходов, их размеров этапам жизненного цикла человека.
УП:
§ 1.1.2.1-
1.1.2.3,
ДМ, ВЛ
СР: изучение текста
УП, ДМ § 1.1.2.1 -
1.1.2.3 и просмотр
ВЛ № 2 «Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование»
0,5 ч.
Лекция
1 ч.
Сбережения и инвестиции.
Диверсифика ция инвестиций.
Риски.
Понятия «ликвидность»,
«надежность», «доходность» связь с совокупным капиталом. Защита совокупного капитала от инфляции. Различия между сбережениями и инвестициями. Виды инструментов для
Сбережений, для Инвестиций.
Понятие «риска» и
«доходности», диверсификация. Принятие финансовых решений в ситуации неопределенности.
ДМ расчётные задачи
УП:
§ 1.1.2.4-
1.1.2.10,
ДМ, ВЛ
СР: изучение текста
УП, ДМ § 1.1.2.4-
1.1.2.10 и просмотр
ВЛ № 2 «Личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование»
0,75 ч.
Лекция
1 ч.
Тема 1.1
Все содержание
УП, ВЛ,
ДМ
Подготовка к тестированию
Итого
4 ч.