Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2568

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
400
Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства профессиональной образовательной организации
Обучение студентов СПО элементам финансовой грамотности через включение некоторых тем по финансовой грамотности в предметы
«экономика (экономическая теория)»,
«математика», «право»,
«политология», «история».
Обучение студентов СПО финансовой грамотности через дополнительные занятия
УП:
§ 2.3.3.3
СР: П
ПроблС
1 ч.
1 ч.
Проектирование занятий, мероприятий по финансовой грамотности с учетом организационно- педагогических условий профессиональной образовательной организации
Анализ организационных возможностей и психолого- педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности в профессиональные образовательные организации.
Проектирование занятий по финансовой грамотности
(определение межпредметных возможностей для включения тематики финансовой грамотности в предметы «право», «экономика»,
«история», «политология»,
«математика»).
Проектирование занятий в рамках дополнительного образования по созданному в рамках Проекта
Минфина России УМК с учетом организационных и психолого- педагогических условий их проведения.
Проектирование образовательного события по финансовой грамотности для студентов СПО: постановка целей мероприятия, определение педагогической технологии, подбор методов обучения и педагогических приемов; определение необходимых технических средств и подготовка дидактического материала; разработка сценария мероприятия
УП:
§ 2.3.3.4
ПроекС
СР: П
ПроекС
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Текущий контроль
(защита педагогического группового проекта)
Все содержание вариативного модуля -
Промеж. зачет
2 ч.
Итого
14 ч. + 2 ч. – защита группового проекта

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
401
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Подпараграф 2.3.3.1 «Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности студентов СПО. Особенности содержания образования финансовой грамотности на уровне СПО» рассчитан на изучение в течение 4 ч., при этом предполагается просмотр одной видеолекиции (№29
«Особенности целей образования и содержания образования финансовой грамотности для студентов СПО»), самостоятельная работа студентов и проектный семинар. В этом модуле желательно начать именно с проектного семинара.
План проектного семинара
1.
Определение целей изучения вариативного модуля (освоение методики обучения финансовой грамотности в СПО).
2.
Обсуждение структуры группового проекта:
 Технологическая карта (приложение №1) + сценарий урока, занятия, мероприятия (приложение №2)
12
 Презентация, которая будет использована на занятии.
 Дидактический материал (видеоролики, таблицы, графики, деньги, заготовки для какой-либо работы и др.)
3. Разделение на группы, работа в группах:
 определение тематики группового проекта;
 определение целей и планируемых результатов обучения;
 определение содержания образования.
Далее студенты самостоятельно смотрят видеолекцию, по результатам которой корректируют тему, цели и содержание группового проекта, отвечают на вопросы, указанные в презентации к видеолекции.
Подпараграф 2.3.3.2 «Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для
12
См. УП для студентов, п.3.1.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
402 студентов СПО и других информационных и образовательных ресурсов» изучается в течение 4 ч., где предполагается просмотр видеолекции №30:
«Особенности методики обучения финансовой грамотности в СПО», два семинара и самостоятельная работа студентов.
По результатам просмотра видеолекции студентам необходимо рекомендовать самостоятельную работу по подбору соответствующих выбранной теме группового проекта образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов. Для этого можно использовать не только подпараграф 2.3.3.2, но и общую информацию по этому вопросу, представленную в подтеме 2.2.3.
Задача самостоятельной работы студентов – провести анализ существующих образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов, используемых при обучении финансовой грамотности, вообще, и финансовой грамотности в СПО (по рекомендациям авторов УМК по финансовой грамотности для СПО), в частности. И на основе этого анализа подобрать образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, соответствующие выбранной теме проектируемого занятия, разработать план занятия.
Поэтому на проектном семинаре в аудитории преподаватель должен обсудить со студентами их групповой проект и индивидуальную самостоятельную работу каждого студента в части подбора методики обучения финансовой грамотности в СПО.
На второй части занятия – коммуникативном семинаре преподаватель должен организовать обсуждение результатов групповой работы.
К каждому проекту необходимо задавать вопросы.
1)
Насколько выбранные образовательная технология, методы обучения и педагогические приемы могут обеспечить получение запланированных образовательных результатов?
2)

Логично ли выстроен план занятия, соответствует ли он теме и возрасту студентов СПО?

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
403
Подпараграф 2.3.3.3 «Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства профессиональной образовательной организации» изучается 2 ч. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграф
2.3.3.3. На это отводится 1 ч., а далее – организовать обсуждение его содержания на проблемном семинаре. Важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что финансовая грамотность в профессиональной организации может преподаваться как дополнительный курс по выбору
(самостоятельный курс), так и интегрирован в другие предметы. Для второго варианта необходимо изучить существующие образовательные программы предметов, которые имеют потенциал встраивания тем и (или) модулей по финансовой грамотности: математика, обществознание (или отдельно экономика (экономическая теория), право, основы предпринимательства и др.) история, и обсудить в какие тематические разделы можно было бы встроить тематику финансовой грамотности. В данном случае рекомендуем следовать логике, заложенной специальностью обучения студентов: если это будущие преподаватели экономических дисциплин, то сконцентрироваться на этих предметах, если преподаватели математики – на математике и т.д.
План проблемного семинара:
1.
Анализ возможностей по встраиванию тем, курсов финансовой грамотности в образовательные пространства профессиональной образовательной организации (по материалам п.2.3.3.3 и 2.3.3.4).
2.
Возможности и ограничения преподавания курса «финансовая грамотность» как дополнительного курса.
3.
Анализ существующих программ по предмету «математика», встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
404 4.
Анализ существующих программ по экономическим дисциплинам, встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
5.
Проведение образовательных событий по финансовой грамотности для студентов СПО.
Подпараграф 2.3.3.4 «Проектирование занятий, мероприятий по финансовой грамотности с учетом организационно-педагогических условий профессиональной образовательной организации» изучается в течение 5 ч., из них: 2 ч. – это самостоятельная работа, 3 ч. – проектный семинар, результатом которого должны стать проработанные по всем параметрам групповые проекты студентов.
Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.3.4.
План проектного семинара (2ч.)
1.
Обсуждение уже сделанного в части методической разработки занятия по финансовой грамотности.
2.
Работа в группах: анализ организационных возможностей и психолого-педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности в
СПО
(применительно к разрабатываемому проекту).
3.
Установление межпредметных связей с общеобразовательными предметами СПО.
2.
Установление внутрипредметных связей темы занятия (проекта) с курсом «финансовая грамотность» (соответствующий УМК).
3.
Проработка всех этапов занятия с методической точки зрения, определение (подбор при необходимости) технических средств обучения, дидактического материала.
Далее предполагается, что студенты будут осуществлять самостоятельную работу. Необходимо сориентировать их на то, что вся их разработка должна быть оформлена соответствующим образом

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
405
(технологическая карта + сценарий занятия, дидактический материал, презентация). Целесообразно рекомендовать студентам распределить обязанности в группе по подготовке общего проекта.
Задача этого семинара – собрать все разрозненные элементы проекта в один целостный проект.
Оформление технологической карты и сценария занятия:
Приложение №1. Заготовка для оформления технологической карты
Тема
Кукс
Форма занятия
Цель занятия, мероприятия
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Оборудование
Расстановка парт и стульев
Расх. материал
Дидактический материал
Приложение №2 «Заготовка для сценария занятия, мероприятия»
ШАГ 1: .......................................(название)
Учитель (преподаватель): ...
(описание его деятельности, включая использование методов, приемов, оборудования и дидактического материала).
Обучающиеся: ... характеристика деятельности.
Конечный продукт ШАГА 1: (что планируется получить, выполнив эту деятельность).
ШАГ 2: ...
И т.д. (структура повторяется. Количество шагов зависит от содержания урока, занятия или мероприятия).


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
406
План проектного семинара (1ч.)
1.
Обсуждение структуры группового проекта.
2.
Работа в группах над оформлением группового проекта, включая подготовку презентации для студентов (до 10 слайдов).
3.
Консультация преподавателя по вопросам содержания и оформления группового проекта.
4.
Далее необходимо провести текущий контроль (тема 2.4
Программы курса) в форме защиты группового проекта (2ч.).
Необходимо определить регламент выступлений:
 5 мин. – выступление;
 3 мин. – вопросы;
 2 мин. обсуждение.
5.
Во второй части необходимо провести тестирование. Вопросы представлены на следующей странице.
Учебно-методический комплект для учеников СПО включает несколько материалов (планируется к выпуску новая редакция)
1.
Жданова А.О.
Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 2014 г. Издательство «ВАКО».
2.
Жданова А.О. Финансовая грамотность: учебная программа. 2014 г. Издательство «ВАКО».
3.
Жданова
А.О.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. 2014 г. Издательство «ВАКО».
4.
Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для родителей.
2014 г. Издательство «ВАКО».
5.
Жданова
А.О.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2014 г. Издательство «ВАКО».
Для преподавтелей создан ДМ Презентация к Главе 2.3.3 УП для использования при подготовке к занятиям этой части Дисциплины.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
407
Тесты
1. Чем отличается предметное содержание финансовой грамотности для
СПО от предметного содержания программ по финансовой грамотности для

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

10-11 классов?
1) Наличием раздела «Финансы организации».
2) Более практико-ориентированным материалом.
3) Наличием раздела «Банки».
4) Варианты А и Б.
2. В чем заключается тематическое содержание раздела «Финансовые механизмы работы фирмы» для СПО? В нем присутствует тема:
1) принципы финансового управления фирмой;
2) основные функции бухгалтера;
3) экономическая защита трудовых прав при банкротстве фирмы, увольнении.
4) Все перечисленное.
3. Для приобретения каких навыков студентами СПО в курс финансовой грамотности для данной целевой группы введен раздел «Финансовые механизмы работы фирмы» при наличии раздела «Собственный бизнес»?
1) Умения защищать свои трудовые права при банкротстве фирмы, увольнении, других подобных ситуациях.
2) Умения определять и развивать финансовую стратегию фирмы.
3) Умения совершать операции на фондовом рынке.
4) Никаких из перечисленных.
4. Почему тематическое содержание финансовой грамотности для студентов
СПО должно не замыкаться исключительно на практико-ориентированных вопросах и охватывать все разделы (модули), изучаемые в средней школе?
1) Выпускник СПО может реализовывать как профессиональный путь, так и продолжить обучение в вузе (или сочетать эти варианты).
2) Для развития кругозора.
3) Для содействия в формировании профессиональных, семейных ценностей.
4) Нет верного ответа.
5. Какие навыки в области потребления страховых услуг из перечисленных планируются к формированию у выпускника СПО, осваивающего финансовую грамотность?
1) Определять возможность страхования, сравнивать различные виды страховых продуктов, условия страхования и принимать осознанные решения в этой области.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
408 2)
Страховать любые осознаваемые риски личного и профессионального характера.
3) Определять платежеспособность страховой организации.

6. Какие умения из перечисленных должны сформироваться у студента СПО в процессе освоения модуля «Фондовый рынок»?
1) Уметь искать и интерпретировать актуальную информацию по рынку ценных бумаг.
2) Уметь размещать свободные денежные средства на брокерских счетах.
3) Уметь определять варианты инвестиционных стратегий для личного пользования.
4) Уметь инвестировать в акции.

7. Какие формы изучения нового материала по финансовой грамотности рекомендуется для обучения студентов СПО?
1) Лекции.
2)
Исключительно самостоятельное изучение новых тем, самостоятельное решение задач, кейсов, заданий.
3) Самостоятельное изучение новых тем, самостоятельное решение задач, кейсов, заданий, с последующей контактной работой с преподавателем в интерактивной форме.
8. Индивидуальные образовательные траектории студентов СПО по изучению финансовой грамотности определяются студентом:
1) самостоятельно на основе предпочтений и целеполаганий;
2) самостоятельно при методической поддержке со стороны преподавателя;
3) при обучении студентов СПО индивидуальные траектории не допускаются.
9. Что из ниже перечисленного является компетенцией для раздела 1:

«Банки: чем они могут быть полезны»?
1) Читать договоры по депозитам и кредитные договоры.
2) Находить и интерпретировать рейтинги банков.
3) Сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач.
4) Соотносить вид кредита с целью кредита.
10. Курс обучения финансовой грамотности для учреждений СПО включает:
1) содержание учебного материала, соответствующего 10-11 классам общеобразовательной школы, но в большей степени ориентированного на освоение теоретических знаний;