Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация и методика проведения налоговых проверок Тема Организация и методика проведения налоговой проверки по правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проверке доходов, полученных от продажи имущества, используется информация из различных источников. Налоговые органы вправе требовать от источника выплаты доходов информацию о проданном имуществе. В первую очередь это договор купли-продажи. В случае если при продаже жилья в договоре купли-продажи отсутствует нотариально заверенная запись, подтверждающая факт получения наличных денег продавцом, то к договору должны быть приложены документы, подтверждающие передачу покупателем денежных средств.
При проверке выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, сумма доходов, указанная в представленной налоговой декларации, сопоставляется с суммой доходов в справке о полученных доходах. Налоговые органы' проверяют документы, подтверждающие факт получения дохода.
Последним этапом при проверке налоговой декларации является проверка правомерности предоставления налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218- 221 НК РФ. Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 210 НК РФ налоговые вычеты применяются только при определении налоговой базы для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%.
Перечень и порядок предоставления имущественных налоговых вычетов установлен в ст.220 НК РФ. Налоговые органы проверяют обоснованность применения вычета, наличие заявления на получение вычета, справку о доходах, а также:
• документы, подтверждающие право собственности на жилье (например, договор купли-продажи (в котором обязательно должна быть установлена цена сделки); акт о передаче квартиры или свидетельство о регистрации права собственности на квартиру (при приобретении квартиры); свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом (при приобретении жилого дома));
• документы, подтверждающие приобретение прав на строящееся жилье (например, договор долевого участия в строительстве; акт о передаче квартиры или свидетельство о регистрации права собственности на квартиру (при строительстве (приобретении) квартиры); свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом (при строительстве (приобретении) жилого дома));
• документы, подтверждающие оплату расходов на покупку (строительство) жилья (расписка продавца в получении денег; документы, подтверждающие уплату процентов по целевому кредиту (займу), израсходованному на приобретение (строительство) жилья; квитанции к приходным ордерам; платежные поручения; товарные и кассовые чеки; выписка банка о перечислении денег со счета; акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца); заявление о распределении размера вычета (только при покупке имущества в совместную собственность).
Имущественный налоговый вычет переноситься на последующие налоговые периоды, и, в связи с этим необходимо установить, не утрачено ли право собственности налогоплательщика на приобретенное жилье. Налогоплательщик обязан каждый год предоставлять в налоговый орган все необходимые документы для получения вычета.
В случае выявления камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации или противоречий, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.
При камеральных проверках налоговые органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Именно камеральные налоговые проверки являются тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Но результативность камеральной проверки по сравнению с выездной остается низкой. [9]
Методика проведения выездной налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит из следующих этапов:
1. До выхода работников налоговых органов на предприятие-предпроверочный анализ (подготовительный этап), при котором составляется программа проведения выездной налоговой проверки.
2. Проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского и налогового учета, относящиеся к данному налогу.
3. Оформление акта выездной налоговой проверки.
4. Вынесение решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности иди об отказе в привлечении ответственности и направление требования об уплате налога.
Предпроверочный анализ — это автоматизированный процесс анализа первичной информации о налогоплательщике и отбор налогоплательщиков для выездных проверок.
Результативность документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию, основанными на анализе информации, полученной из многочисленных источников, так как предпроверочный анализ должен быть всесторонним. В связи с этим, налоговые инспекции до составления плана выездных налоговых проверок формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках, состоящих на налоговом учете, используя сведения из внутренних и внешних источников. По результатам работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках налоговые органы формируют «Досье» на каждого из них, состоящего на налоговом учете, и осуществляют предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
В ходе активной борьбы с уклонением от уплаты налогов налоговые органы накопили достаточное количество информации о схемах уклонения от налогообложения и схемах минимизации налоговых обязательств. Эти сведения рассылаются в территориальные налоговые органы в обзорах «для служебного пользования» с квартальной периодичностью. Также налоговые органы пользуются своей внутренней информационной базой по известным им схемам уклонения, которая постоянно пополняется.
Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны программы проведения документальной проверки. Программа проведения проверки — это перечень вопросов, которые должны быть затронуты в процессе проверки.
В базовую программу включены следующие вопросы:
• выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
• соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;
• соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов;
• соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения, невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;
• правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера;
• соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога.
Сведения налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов.
По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.
Выездная налоговая проверка индивидуальных предпринимателей проводится при наличии достаточных оснований полагать, что данные, отраженные в декларации о доходах, не соответствуют фактическим данным.
Выездные налоговые проверки могут проводиться также на основании актов выездных проверок организаций, поступивших из других налоговых органов, а также любых других сведений о доходах физического лица, поступивших из различных источников.
При выездной проверке индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой, проверяются их выручка, отражение полноты прихода и расхода материалов, товаров, работ, наличие работников или лиц, заключивших с ним гражданско-правовые договоры.
В процессе проведения налоговой проверки могут привлекаться свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые в порядке, установленном НК РФ.
При выявлении фактов занижения или завышения удержанных сумм НДФЛ составляется акт, на основании которого выносится решение руководителя налогового органа.
При проведении выездной проверки налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведений, проверяются хозяйственные операции, при которых физические лица получают доход от предприятия, учреждения, организации.
Одним из направлений проверки НДФЛ является подтверждение правомерности произведенных работодателями стандартных налоговых вычетов. При этом проверяется наличие письменного заявления и подтверждающих документов (свидетельство о рождении ребенка, справка из учебного заведения, решение суда об установлении опекунства и т.д.).
Одним из заключительных этапов проверки является проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.
Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика под расписку. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате пени, задолженности бюджету и штрафных санкций.