Файл: Понятия, история, вехи и аспекты паллиативной помощи. Понятие паллиативная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия, история, вехи и аспекты паллиативной помощи.

Понятие «паллиативная» (медицина/помощь) происходит от латинского «pallium» и означает «покрывало, покров, покрытие». Иными словами, это защита и всестороння опека больного. Слово «хоспис» имеет значение «дом для странника». Оно пришло в английский язык из старофранцузского слова «hospitium» («гостеприимство»). Этим термином с VI века н. э. обозначали места отдыха пилигримов.

Паллиативная помощь - (palliativecare - WHO 2002) - активная и всесторонняя помощь пациентам, страдающим далеко зашедшим прогрессирующим заболеванием, основными задачами которой являются купирование боли и других симптомов, решение психологических, социальных и духовных проблем. Цель паллиативной помощи - достижение несколько возможно наилучшего качества жизни больных и членов их семей.

Паллиативная медицина - (palliativemedicine) особый вид медицинской помощи пациентам с активными проявлениями прогрессирующих заболеваний в терминальных стадиях развития с неблагоприятным прогнозом для жизни, целью которой является обеспечение качества жизни. Это составляющая часть паллиативной помощи, в которую не входят аспекты социально-психологической и духовной помощи.

Терминальный уход - (terminalcare) раздел паллиативной помощи, которая обычно оказывается больным в течение последних часов или дней их жизни.

Аспекты паллиативной помощи:

- медицинские аспекты по снятию болевого синдрома, уходу за открытыми очагами, правилам асептики, питания и личной гигиены пациента.

- психологические аспекты, связанные с уменьшением уровня стресса и страха, вызыванного прогрессирующим заболеванием, и снижающего качество жизни пациента и его близких.

- социальные аспекты, связанные с решением ряда социально-бытовых вопросов и проблем, обеспечения необходимой социальной поддержки для больного, его семьи и ухаживающих лиц.

- духовные и культурные аспекты, связанные с удовлетворением религиозных и культурных потребностей больного и членов его семьи на основе признания и уважения этнокультурных различий и особенностей.

Паллиативная помощь:

• утверждает жизнь и относится к умиранию как к естественному процессу;

• обеспечивает облегчение боли и других симптомов, причиняющих страдания
;

• включает психологические и духовные аспекты помощи пациентам;

• предлагает систему поддержки, помогающую пациентам жить по возможности активно до наступления смерти;

• предлагает систему поддержки близким пациента во время его болезни, а также в период тяжелой утраты.

На сегодняшний день паллиативную помощь признают и ценят не только пациенты и их семьи, но и самые авторитетные организации по всему миру.

Исторические корни современных хосписов.

Истоки современной паллиативной помощи и медицины следует искать в первых домах сестринского ухода, а также хосписах (домах для странников), богадельнях и домах приюта (Богоугодных заведениях для асоциальных лиц), которые возникали в средневековье при костёлах и монастырях, поскольку во врачебной практике было не принято иметь дело с проблемами умирающих. Только христианская церковь брала на себя в те времена заботу об умирающих и безнадёжно больных людях, обеспечивая им социальную и духовную помощь силами сестёр милосердия.

Как и все богоугодные заведения того времени, первые специализированные богадельни и хосписы первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше богадельни с давних времен существовали большей частью под названием «приходских гошпиталей», и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февраля (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в «домы приюта для престарелых и немощных».

Некоторые из этих домов очень старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах в 1530.

Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под наиболее распространённым названием хосписы (hospices) составляют вместе с больницами общего ухода одно ведомство госпиталей.

В России первые упоминания о богадельнях относятся ко времени издания указа 1682 г. царя Фёдора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами на Гранатном дворе.

Поворот всей европейской медицины «лицом к умирающим больным» одним из первых предсказал английский философ Фрэнсис Бэкон в своем труде «О достоинстве и приумножении наук» в 1605 г.: «…необходимо специальное направление научной медицины по эффективному оказанию помощи неизлечимым, умирающим больным». Таким образом, современная история хосписов тесно связана с христианской духовной культурой и сестричеством. В 1879 г. Мэри Эйкенхед, основательница ордена сестер милосердия, открыла в Дублине (Ирландия) приют девы Марии, главной заботой которого была забота об умирающих. В 1905 г. ирландские сестры милосердия открыли аналогичный приют Св.Иосифа в Лондоне, куда принимались в основном умирающие. После второй мировой войны в приюте Св. Иосифа Сесилия Сандерс стала первым штатным доктором, в 1967 г. она организует в пригороде Лондона в приюте Св.Христофера первый в мире хоспис современного типа. В 1967 г. в Нью-Йорке

организован фонд тонатологии, который ставит целью создание помощи терминальным больным через усилия различных специалистов, т.е. делая акцент на междисциплинарной природе проблем умирающего человека.

В последнее время (несколько десятилетий) на фоне ряда взаимообуславливающие тенденций, связанных с одной стороны с увеличением средней продолжительности жизни и увеличением доли пожилых лиц, а с другой стороны - с развитием в современном обществе гуманистических идей в мире значительно возрос интерес к проблемам качества жизни и смерти пожилых и безнадёжно больных людей. Это обстоятельство и привело к активному развитию в мире такой специфической отрасли, основной задачей которой и является улучшение качества жизни и облегчение страданий неизлечимо больного.

1. 1967г. - Сесилия Сондерс организует в пригороде Лондона в приюте Св.Христофера первый в мире хоспис современного типа.

2. 1969г. - Элизабет Кюблер - Росс издаёт первую книгу по танатологии, основанную на более чем 500 интервью с умирающими пациентами. Книга становится международным бестселлером, после чего поднимается вопрос о законодательном урегулировании права участия самого больного в решении вопросов, которые касаются условий их смерти.

3. После целого ряда дебатов и данная тенденция была отражена и закреплена в т.н. Лиссабонской декларации, принятой ВОЗ в 1981 г. Она представляет международный свод прав пациента, среди которых отдельно выделено право человека на смерть с достоинством.

4. 1986 г. ВОЗ принимает «лестницу обезболивания».

5. 1990 г. ВОЗ публикует доклад экспертов под названием «Обезболивание при раке и паллиативное движение».

С этого момента паллиативная помощь, как самостоятельное направление деятельности, получает официальное международное признание. В ряде наиболее развитых стран мира, имеющих к этому времени значительное число хосписов и домов ухода начинают создаваться первые национальные объединения и ассоциации хосписной и паллиативной помощи: NHPCO (США), IAHPC (США), EAPC (Италия), HelpTheHospices (Великобритания) и др.

6. 2002 г. уже в 8 странах мира были созданы национальные стандарты по оказанию паллиативной помощи.

7. 2003 г. - разработка Рекомендаций 2003 (24) Комитета Министров Совета Европы государствам – участникам по организации паллиативной помощи.


На территории бывшего СНГ одной из первых начала развивать данное направление Россия. С 1990 г. существует Российско-Британская Ассоциация Хосписов. Задачей ассоциации является содействие развитию хосписов в России и помощь коллегам в решении практических вопросов. Основал Ассоциацию Виктор Зорза. В 1990 г. вышла в русском переводе книга Р. И В. Зорза «Путь к смерти. Жить до конца».

Один из первых в России профильных хосписов для раковых больных был открыт 8 ноября 1903 по инициативе онколога, профессора МГУ Л. Л. Левшина. В 1897 Левшин самостоятельно организовал сбор пожертвований у московских благотворителей; 12 февраля 1898 он получил одобрение проекта на правлении МГУ. К этому моменту, только меценаты Морозовы вложили в раковый фонд 150 000 рублей, поэтому даже в советские годы — до середины двадцатых годов — учреждение носило имя Морозовых.

Ренессанс или возрождение хосписных традиций в России относится к 90-м годам. В это время в 1990 г. Ленинграде был открыт Лахтинский хоспис - первый хоспис эпохи перестройки. Первое в России онкологическое отделение паллиативного лечения было организовано в больнице общетерапевтического профиля г. Москвы (1997 г.).

Сесилия Сондерс

В 1967 году доктор Сесилия Сондерс открыла первый современный хоспис — хоспис Святого Христофора в Лондоне. Сесилия Сондерс родилась в Англии в июне 1918 года. Это был последний год Первой мировой войны. После окончания школы в 1938 году она поступила в Оксфордский университет, где изучала политику, философию и экономику. Когда Сесилия была на втором курсе, началась война. Сесилия чувствовала, что неправильно просиживать в университете, когда идет война и есть множество нуждающихся в помощи людей. Она оставила университет и пошла учиться на медсестру в больнице Святого Фомы в Лондоне. Сразу после получения диплома Сесилии, к сожалению, пришлось прервать работу медсестры из-за болей в спине. В скором времени она нашла новое применение своей заботливой натуре. В том же университете, где она училась ранее, она поступила на специальность «Медицинский социальный работник». Примерно в это же время Сесилия приняла решение стать христианкой. В сентябре 1947 года она начала работать медицинским соцработником в онкологическом отделении Лондонской больницы Святого Фомы, и там она встретила Дэвида Тасма. Он был польским евреем агностиком из варшавского гетто. У него был неоперабельный рак. Некоторое время спустя Дэвид смог вернуться домой и продолжить работу, но вскоре снова попал в больницу. Сесилия отыскала его там, их дружба возобновилась и стала крепче. До его смерти они виделись 25 раз. Во время этих встреч они обсуждали различные жизненные вопросы, в том числе что можно сделать для людей, которые оказались в такой же ситуации, как Дэвид. Постепенно к ним пришла мысль, что Сесилия могла бы что-то изменить. Нужда была такой огромной, а отчаяние таким реальным. Обезболивание и облегчение душевных, эмоциональных и социальных проблем — вот те области, на которые надо было обратить внимание. Эта идея дала Дэвиду Тасма новый смысл жизни. Возможно, его жизнь, если разобраться, не была такой уж бессмысленной (как он сам считал). Когда в феврале 1948 года Дэвид умер, он завещал Сесилии 500 фунтов стерлингов, и благодаря этой денежной помощи для нее открылись новые возможности. Это был первый шаг на пути к мечте — основанию хосписа Святого Христофора. Сесилия была соцработником и при этом занималась волонтерской работой в хосписе Святого Луки в Лондоне. Мисс Пипкин, старшая медицинская сестра хосписа с 1935 года, ввела в нем систему регулярного приема обезболивающих препаратов. Таким образом, купированная боль больше не возвращалась. По возможности пациенты получали препараты чаще перорально, чем инъекционно.
Хоспис был больше похож на дом, чем на больницу. Отношение к пациенту было как к человеку, личности, а не как к «клиническому случаю», помощь пациенты получали бесплатно. Люди вносили пожертвования, только если имели возможность и хотели это сделать. Все эти принципы позже использовались в хосписе, который открыла сама Сесилия.

Однажды Сесилия говорила о потребностях умирающих с мистером Норманном Барреттом, хирургом отделения, где она работала. Он посоветовал ей: «Идите и изучайте медицину. Именно врачи отказываются от умирающих». Так Сесилия в возрасте 33 лет поступила в медицинский университет при больнице Святого Фомы. Это образование помогло ей начать хосписное движение, которое в последующие годы распространилось на все континенты.

Хоспис Святого Христофора.

Сесилия Сондерс открыла хоспис Святого Христофора в 1967 году. В нем она объединила и применила весь имевшийся на тот момент в Лондоне опыт по хорошему уходу за пациентами. К этому Сесилия добавила собственный опыт, который получила в хосписе Святого Луки и который в дальнейшем развила и усовершенствовала.

Вид помощи, который оказывался в хосписе, был назван «уход в конце жизни, помощь на терминальном этапе». Такая помощь предоставлялась неизлечимым онкологическим пациентам в хосписе в последние недели их жизни. В 1973 году было сформулировано одно из первых определений такого ухода.

Есть общее понимание того, что помощь на терминальном этапе относится к ведению пациентов, для которых смерть неизбежна и довольно близка и для которых усилия медиков теперь направлены не на излечение заболевания, а на облегчение симптомов, а также на поддержку как самого пациента, так и его семьи. Первоначально медицинское сообщество рассматривало хосписы с некоторым скептицизмом. Однако врачи, взаимодействовавшие с хосписами, заметили, что те хорошо помогали облегчить боль и другие симптомы. Они начали направлять туда пациентов на более ранней стадии заболевания, когда пациенты испытывали боли и другие неприятные симптомы еще в умеренной степени. Пациенты, направляемые в хоспис на более ранней стадии болезни, стали приходить в хоспис не просто для того, чтобы умереть. После того как неблагоприятные симптомы отступали, они даже могли отправиться домой на некоторое время. Позже в хосписах стали появляться амбулаторные отделения. Выездные бригады, состоящие из медсестер, начали консультировать пациентов на дому. К тому же они давали рекомендации, как вести работу с умирающими пациентами и их семьями, участковым медсестрам и семейным врачам.