Файл: Рабочая программа по биологии (предметная область биология ) для 6го класса разработана на основании фз 273 Об образовании в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Размножение, рост и развитие организмов. Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторная работа №4. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу».

Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение и функции семени. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Виды корней и их видоизменения. Типы корневых систем. Побег и почки. Строение почек и их разнообразие. Строение стебля и его функции. Внешнее и клеточное строение листа. Функции листьев. Видоизменения листьев. Видоизменения побегов и их адаптивное значение. Цветок, его строение и функции. Разнообразие цветков. Соцветия. Значение соцветий и их значение в жизни растения. Плоды, их функции и строение. Классификация плодов. Размножение покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение цветковых. Классификация покрытосеменных растений. Класс Двудольные, его характерные признаки и семейства.  Класс Однодольные, его характерные признаки и семейства. Многообразие живой природы. Охрана природы.

Тематическое планирование




Тема раздела


Характеристика основных видов деятельности

Кол-во

час

Время изучения материала

Формы текущего контроля

Сроки контроля

Предметные

Личностные

Метапредметные

Раздел 1

Жизнедеятельность организмов

Предметные результаты освоения учащимися 6 класса программы по биологии являются:

1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

6)исследовать строение отдельных органов организмов;

7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. приводят доказательства.

Выявляют приспособленность расте­ний к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия про­текания фотосинтеза . Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаи­мосвязь процессов дыхания и фотосин­теза

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особеннос­ти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказатель­ства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений. Учатся объяснять зна­чения понятия сосудистые пучки', различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвую­щих в передвижении воды и питательных веществ в ра­стении; различать сосуды дре­весины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; при­водить доказательства пере­движения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным труб­кам луба; объяснять значение движения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ расте­ниями; применять получен­ные знания при выполнении лабораторной работы; соблю­дать правила работы с лабора­торным оборудованием

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размно­жения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и развития органического мира.

Приводить наблюдения за ростом и развитием растений.


Раздел 2

Строение и многообразие покрытосеменных

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— основные методы изучения растений;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Объясняют роль семян в жизни расте­ний. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Учатся объяснять зна­чение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни', характеризуют влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяс­няют причины видоизмене­ния корней и их значение для растений; приводят примеры растений с ви­доизмененными корнями (корнеплодами, корневыми клубнями, дыхательными, воздушными, подпорками); различать на рисунках, таб­лицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать при­чинно-следственные связи между особенностями строе­ния корней растений и усло­виями среды, в которой они произрастают; проводить фе­нологические наблюдения

Определяют понятия: «главный ко­рень», «боковые корни», «придаточ­ные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка»,«вегетативная почка», «генеративная почка», «кону снарастания», «узел»,«междоузлие», «пазуха» «очередное листорасположение ,«супротивное листорасположение»,« мутовчатое расположение ».Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдении за ростом и развитием побега

Определяют понятия: «травянистый стебель », « деревянистый стебель », «прямостоячий стебель» , «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу­чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «дре­весина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты

Определяют понятия: «видоизме­нённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее ре­зультаты

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаш листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простои околоцветник», « двойной околоцветник », «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения»,« двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простои лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилко­вание», «дуговое жилкование». Запол­няют таблицу по результатам изучения различных листьев.

Определяют понятия: « кожица листа » , «устьица», «хлоропласты», «столбча­тая ткань листа», «губчатая ткань лис­та», «мякоть листа», «проводящий пу­чок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «тене­вые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

Определяют понятия: «околоплодник », «простые плоды », « сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды»,« односемянные плоды », « многосемянные плоды», «ягода», «костянка»,«орех», «зерновка», «семянка», «боб», |стручок»,«коробочка»,«соплодие». Выполняют лабораторную работу. Ана­лизируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Работают с текстом учебника, коллек­циями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распростране­ния плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск» «отводок», «прививка», «культура тканей»,, «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных рас­тений и его использование человеком.

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле».

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабора­торных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение

Личностные результаты:

1)формирование ответственного отношения к обучению;

2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

3) развитие навыков обучения;

4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

6) осознание значения семьи в жизни человека;

7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Формирование мотивации (учебной, социальной)

Развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности;

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания
Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

 
Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию

 


.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

 

 
 


Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

 

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)


Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)


Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.


Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.


Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать:

1)организовывать свою учебную деятельность;

2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

3)составлять план работы;

4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

5)осуществлять поиск дополнительной информации;

6)работать с текстом параграфа и его компонентами;

7)составлять план ответа;

8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;

10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Позновательные:развивается умение самосто­ятельно работать с текстом и иллюстрациями учебни­ка,

Регулятивные: получать информацию в ходе наблюдения за де­монстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

Коммуникативные.: умение дискутировать

Познавательные: развивается умение   наблюдений  за

экспериментом 

Регулятивные: фиксировать, объяснять

анализировать  результаты. экспериментов

Коммуникативные.: делать выводы, высказывать версии

Познавательные : осваиваются основы исследо­вательской деятельности, 

 Регулятивные:  фиксировать,

анализировать и объяснять результаты опытов-.

Коммуникативные.: умение рассуждать, поддерживать диалог

Познавательные. развиваются навыки исследо­вательской деятельности

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

Регулятивные: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

Коммуникативные.: умение делать выводы, ,высказывать версии

Познавательные.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками,   сравнивать объекты.

Регулятивные: делать выводы по результатам работы

Коммуникативные.: умение воспроизводить информацию

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;


Позновательные: развивается умение самосто­ятельно работать с текстом и иллюстрациями учебни­ка,

Регулятивные: получать информацию в ходе наблюдения за де­монстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

Коммуникативные: умение дискутировать


11

22

08.09-17.11

24.11-18.05




Лаборатор-ная работа №1


Контрольная работа

по теме « Жизнедеятельность организмов»

Лабораторная работа № 2
Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа №6


Лабораторная работа №7
Лабораторная работа №8
Лабораторная работа №9
Контрольная работа №2

Итоговая контрольная работа




10.11

17.11

24.11


24.11


1.12


15.12


22.12


19.01


26.01
9.02

16.02

18.05




ИТОГО:







33












Календарно-тематическое планирование 6 кл


урока

Название темы урока

Кол-час

Дата прохождения










План

Примечание

1

Введение . Биология как наука

1

1.09







Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (10 часов)

2

Обмен веществ – главный признак жизни

1

8.09




3

Питание бактерий, грибов и животных

1

15.09




4

Питание растений. Удобрения.

1

22.09




5

Фотосинтез

1

29.09




6

Дыхание растений и животных.

1

6.10




7

Передвижение веществ у растений

1

13.10




8

Передвижение веществ у животных

1

20.10




9

Выделение у растений и животных

1

27.10




10

Размножение организмов и его значение

Л/ р 1. «Вегетативное размножение растений».

Рост и развитие – свойства живых организмов

1

10.11




11

Контрольная работа №1 по теме « Жизнедеятельность организмов»

1

17.11




Раздел 2 Строение и многообразие покрытосеменных растений( 22 час)


12

Строение семян

Л/ р 2. «Строение семян двудольных растений»

Л/ р 3. «Строение семян однодольных растений»

1

24.11




13

Виды корней и типы корневых систем.

Л/ р 4. «Стержневая и мочковатая корневые системы»

1

1.12




14

Видоизменения корней.

1

8.12




15

Побег и почки.

Л/ р 5. «Строение почек. Расположение почек на стебле»

1

15.12




16

Строение стебля.

Л/ р 6. «Внутреннее строение ветки дерева»

1

22.12




17

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа

1

12.01




18

Видоизменения побегов. Л/ р 7. «Видоизменения подземных побегов»

1

19.01




19

Строение и разнообразие цветков. Л/ р 8. «Строение цветка»

1

26.01




20

Соцветия

1

2.02




21

Плоды Л/ р 9. «Определение плодов»

1

9.02




22

Контрольная работа№2 по теме « Строение покрытосеменных растений»

1

16.02




23

Размножение покрытосеменных растений

1

2.03




24

Классификация покрытосеменных

1

9.03




25

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

1

16.03




26

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

1

30.03




27

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.

1

6.04




28

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные.

1

13.04




29

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые

1

20.04




30

Класс Однодольные. Семейство Злаки

1

27.04




31

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

1

4.05




32

Многообразие живой природы. Охрана природы

1

11.05




33

Итоговая контрольная работа

1

18.05







ИТОГО:

33








Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса

УМК учащихся:

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2020

УМК учителя:

1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2020

2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс, М. «Просвещение», 2013

3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013

4. Уроки биологии 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012
1.Компьютер
Multimedia – поддержка курса «Общая биология»

  1. «Кирилл и Мефодий. 6 кл. Общая биология»

  2. Биология, 6 класс («1С:Образование», 2008)


Интернет-ресурсы

  1. http://www.bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»

  2. http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  3. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  4. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  6. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

  7. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  8.  - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  9. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  10. http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».


Другие интернет - ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся

Общедидактические

Оценка   «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка   «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.