Файл: Рабочая программа по биологии (предметная область биология ) для 6го класса разработана на основании фз 273 Об образовании в рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размножение, рост и развитие организмов. Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа №4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение и функции семени. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Виды корней и их видоизменения. Типы корневых систем. Побег и почки. Строение почек и их разнообразие. Строение стебля и его функции. Внешнее и клеточное строение листа. Функции листьев. Видоизменения листьев. Видоизменения побегов и их адаптивное значение. Цветок, его строение и функции. Разнообразие цветков. Соцветия. Значение соцветий и их значение в жизни растения. Плоды, их функции и строение. Классификация плодов. Размножение покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение цветковых. Классификация покрытосеменных растений. Класс Двудольные, его характерные признаки и семейства. Класс Однодольные, его характерные признаки и семейства. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Тематическое планирование
Тема раздела | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во час | Время изучения материала | Формы текущего контроля | Сроки контроля | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Раздел 1 Жизнедеятельность организмов | Предметные результаты освоения учащимися 6 класса программы по биологии являются: 1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных; 2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов; 3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой; 4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов; 5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы; 6)исследовать строение отдельных органов организмов; 7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; 8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. приводят доказательства. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза . Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений. Учатся объяснять значения понятия сосудистые пучки', различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в растении; различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным трубкам луба; объяснять значение движения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ растениями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и развития органического мира. Приводить наблюдения за ростом и развитием растений. Раздел 2 Строение и многообразие покрытосеменных Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. — основные процессы жизнедеятельности клетки; — основные методы изучения растений; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Учатся объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни', характеризуют влияние факторов окружающей среды на корни растений; объясняют причины видоизменения корней и их значение для растений; приводят примеры растений с видоизмененными корнями (корнеплодами, корневыми клубнями, дыхательными, воздушными, подпорками); различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения корней растений и условиями среды, в которой они произрастают; проводить фенологические наблюдения Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня. Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка»,«вегетативная почка», «генеративная почка», «кону снарастания», «узел»,«междоузлие», «пазуха» «очередное листорасположение ,«супротивное листорасположение»,« мутовчатое расположение ».Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдении за ростом и развитием побега Определяют понятия: «травянистый стебель », « деревянистый стебель », «прямостоячий стебель» , «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаш листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простои околоцветник», « двойной околоцветник », «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения»,« двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простои лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев. Определяют понятия: « кожица листа » , «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты Определяют понятия: «околоплодник », «простые плоды », « сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды»,« односемянные плоды », « многосемянные плоды», «ягода», «костянка»,«орех», «зерновка», «семянка», «боб», |стручок»,«коробочка»,«соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» Определяют понятия: «черенок», «отпрыск» «отводок», «прививка», «культура тканей»,, «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа. | Личностные результаты обучения Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение Личностные результаты: 1)формирование ответственного отношения к обучению; 2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы; 3) развитие навыков обучения; 4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома; 5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; 6) осознание значения семьи в жизни человека; 7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам. Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование мотивации (учебной, социальной) Развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности; Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию . Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. | Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать: 1)организовывать свою учебную деятельность; 2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); 3)составлять план работы; 4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс); 5)осуществлять поиск дополнительной информации; 6)работать с текстом параграфа и его компонентами; 7)составлять план ответа; 8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; 9)узнавать изучаемые объекты на таблицах; 10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Учащиеся должны: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую Позновательные:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Регулятивные: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. Коммуникативные.: умение дискутировать Познавательные: развивается умение наблюдений за экспериментом Регулятивные: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов Коммуникативные.: делать выводы, высказывать версии Познавательные : осваиваются основы исследовательской деятельности, Регулятивные: фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов-. Коммуникативные.: умение рассуждать, поддерживать диалог Познавательные. развиваются навыки исследовательской деятельности — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; Регулятивные: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений Коммуникативные.: умение делать выводы, ,высказывать версии Познавательные.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Регулятивные: делать выводы по результатам работы Коммуникативные.: умение воспроизводить информацию — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; Позновательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Регулятивные: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. Коммуникативные: умение дискутировать | 11 22 | 08.09-17.11 24.11-18.05 | Лаборатор-ная работа №1 Контрольная работа по теме « Жизнедеятельность организмов» Лабораторная работа № 2 Лабораторная работа № 3 Лабораторная работа № 4 Лабораторная работа №5 Лабораторная работа №6 Лабораторная работа №7 Лабораторная работа №8 Лабораторная работа №9 Контрольная работа №2 Итоговая контрольная работа | 10.11 17.11 24.11 24.11 1.12 15.12 22.12 19.01 26.01 9.02 16.02 18.05 | |
| ИТОГО: | | | 33 | | | |
Календарно-тематическое планирование 6 кл
№ урока | Название темы урока | Кол-час | Дата прохождения | |
| | | План | Примечание |
1 | Введение . Биология как наука | 1 | 1.09 | |
| Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (10 часов) | |||
2 | Обмен веществ – главный признак жизни | 1 | 8.09 | |
3 | Питание бактерий, грибов и животных | 1 | 15.09 | |
4 | Питание растений. Удобрения. | 1 | 22.09 | |
5 | Фотосинтез | 1 | 29.09 | |
6 | Дыхание растений и животных. | 1 | 6.10 | |
7 | Передвижение веществ у растений | 1 | 13.10 | |
8 | Передвижение веществ у животных | 1 | 20.10 | |
9 | Выделение у растений и животных | 1 | 27.10 | |
10 | Размножение организмов и его значение Л/ р 1. «Вегетативное размножение растений». Рост и развитие – свойства живых организмов | 1 | 10.11 | |
11 | Контрольная работа №1 по теме « Жизнедеятельность организмов» | 1 | 17.11 | |
Раздел 2 Строение и многообразие покрытосеменных растений( 22 час) | ||||
12 | Строение семян Л/ р 2. «Строение семян двудольных растений» Л/ р 3. «Строение семян однодольных растений» | 1 | 24.11 | |
13 | Виды корней и типы корневых систем. Л/ р 4. «Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1 | 1.12 | |
14 | Видоизменения корней. | 1 | 8.12 | |
15 | Побег и почки. Л/ р 5. «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1 | 15.12 | |
16 | Строение стебля. Л/ р 6. «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | 22.12 | |
17 | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа | 1 | 12.01 | |
18 | Видоизменения побегов. Л/ р 7. «Видоизменения подземных побегов» | 1 | 19.01 | |
19 | Строение и разнообразие цветков. Л/ р 8. «Строение цветка» | 1 | 26.01 | |
20 | Соцветия | 1 | 2.02 | |
21 | Плоды Л/ р 9. «Определение плодов» | 1 | 9.02 | |
22 | Контрольная работа№2 по теме « Строение покрытосеменных растений» | 1 | 16.02 | |
23 | Размножение покрытосеменных растений | 1 | 2.03 | |
24 | Классификация покрытосеменных | 1 | 9.03 | |
25 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные | 1 | 16.03 | |
26 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные | 1 | 30.03 | |
27 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. | 1 | 6.04 | |
28 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные. | 1 | 13.04 | |
29 | Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые | 1 | 20.04 | |
30 | Класс Однодольные. Семейство Злаки | 1 | 27.04 | |
31 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | 1 | 4.05 | |
32 | Многообразие живой природы. Охрана природы | 1 | 11.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | |
| ИТОГО: | 33 | | |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса
УМК учащихся:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2020
УМК учителя:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2020
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс, М. «Просвещение», 2013
3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
4. Уроки биологии 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012
1.Компьютер
Multimedia – поддержка курса «Общая биология»
-
«Кирилл и Мефодий. 6 кл. Общая биология» -
Биология, 6 класс («1С:Образование», 2008)
Интернет-ресурсы
-
http://www.bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября» -
http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии -
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования -
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» -
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека. -
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. -
- тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. -
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. -
http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
Другие интернет - ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся
Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
-
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала. -
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. -
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
-
Знания всего изученного программного материала. -
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. -
Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
-
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя. -
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. -
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
-
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале. -
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. -
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. -
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. -
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.