Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напряжение)
- измеряется АД (снижено, повышено).
II Этап – Сестринская диагностика
Включает в себя анализ обследований, определение с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, определить направление сестринского ухода.
Выявление проблем пациента:
1) Дыхание (кашель, нехватка воздуха, сдавление в груди, одышка, апноэ, боли в груди, выделение мокроты)
2) Питание (снижение аппетитаотставание в весе, отказ от груди, необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты)
3) Движение (недомогание, разбитость, возбуждение, угнетение и пр.)
4) Кровообращение (отеки, аритмия)
5) Пищеварение (боли в животе , рвота, тошнота, нарушение глотания и пр.)
6) Мочевыделение (задержка, недержание)
7) Гомеостаз (гипертермия, гипотермия, обезвоживание, снижение иммунитета и др.)
8) Поведения (отказ от приема лекарств, социальная самоизоляция, суицид и др.)
9) Восприятия и ощущения (нарушение вкуса, боль и др.)
10) Внимания (произвольного, непроизвольного и др)
11) Памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия)
12) Мышления (снижение интеллекта, нарушение пространственной ориентации)
13) Изменения в эмоциональной и чувствительной сферах (страх, беспокойство, апатия, эйфория, отрицательное отношение к личности мед.работника) Нарушение сна
14) Изменения гигиенических потребностей (потливость, затруднения в самоуходе)
III Этап – Определение целей сестринского вмешательства
и
IV Этап – Планирование объема сестринских вмешательств. Реализация
III Этап | IV Этап | ||
Проблема | Цель | Сестринские вмешательства | Мотивация (Обоснование) |
1.Развитие осложнений, повторных приступов | Достижение и поддержание контроля над клиническими проявлениями заболевания | Независимые: Информировать больного и/или его родственников о заболевании и возможных осложнениях | Обеспечение права пациента на информацию Осознанное участие пациента в мероприятих лечения и ухода |
| | Обеспечить лечебно-охранительный режим. | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
| | Контроль за соблюдением постельного режима | Для профилактики осложнений |
| | Осуществлять согласно графику проветривание и кварцевание палаты | Для улучшения состояния, для облегчения дыхания |
| | Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №9. Организовать питание в палате; Провести беседу с пациентом о назначении диеты и соблюдении режима питания; Провести беседу о сути диеты при его заболевании; Проводить контроль за соблюдением пациентом предписанной диеты, передачами родственников. | Для улучшения состояния, для профилактики развития осложнений |
| | Измерять температуру тела, артериальное давление, пульс, частоту дыхательных сокращений, пиковую скорость выдоха; Взаимозависимые: Контроль за стулом, кожными покровами; Зависимые: Контроль за своевременным приёмом лекарственных препаратов, назначенных врачом | Для контроля состояния |
| | Независимые: Объяснить пациенту первые признаки удушья; Обучить пациента правилам приёма назначенных лекарственных средств; Обучить пациента правилам пользования карманным ингалятором; Обучить пациента самостоятельно купировать приступ бронхиальной астмы | Осознанное участие пациента в мероприятих лечения и ухода |
| | Провести беседу с пациентом о здоровом образе жизни, объяснить ему, что нужно избегать пассивное курение; Объяснить пациенту для чего нужно избегать переохлаждения, контакты с аллергенами; Провести беседу о режиме дня, режиме труда и отдыха; Рассказать пациенту для чего нужно избегать чрезмерных физических нагрузок; Рекомендовать пациенту гипоаллергенный быт; Провести беседу о необходимости выполнения всех рекомендаций и назначений врача, соблюдать диету; Порекомендовать записать в школу бронхиальной астмы; Рассказать пациенту о необходимости контролировать своё здоровье | Осознанное участие пациента в мероприятих лечения и ухода Для профилактики развития осложнений |
2.Экспираторная одышка | Цель краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток. Цель долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки. | Независимые: Успокоить пациента, рассказать о преходящем характере одышки. | Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием |
| | Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, при необходимости - провести оксигенотерапию | Для улучшения дыхания и газообмена в легких |
| | Обеспечить теплым питьем | Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения. |
| | Взаимозависимые: При возможности - исключить воздействие аллергенов | Для предупреждения прогрессирования приступа удушья |
| | Обеспечить соблюдение лечебно- охранительного режима | Для улучшения состояния |
| | Объяснить необходимость приема удобного положения - сидя с упором на руки | Для облегчения дыхания. |
| | Зависимые: Обеспечить прием лекарственных препаратов по назначению врача: ингаляции беродуала, в2-агонистов длительного действия, ГКС. | Для оказания квалифицированной помощи |
| | Взаимозависимые: Объяснить необходимость ограничения физических нагрузок | Для профилактики развития осложнений |
| | Взаимозависимые: При удовлетворительном состоянии рассказать пациенту о причинах появления одышки и мерах ее предупреждения: - ДН, - соблюдения гипоаллергенной диеты, - соблюдения режима труда и отдыха, - постоянного приема ЛС, - при усилении одышки - пользоваться ДАИ (сальбутамол, беродуал) | Для профилактики развития осложнений |
3.Приступ удушья | Цель: Устранить приступ, улучшение общего состояния | Независимое вмешательства: -Успокоить пациента, помочь придать удобное положение – сидя с упором на руки ; -Вызвать врача через третье лицо; -Расстегнуть стесняющую одежду; -Обеспечить доступ свежего воздуха; -Обеспечить теплым питьем для лучшего отхождения мокроты; -Контролировать состояние пациента (АД, ЧДД, ЧСС) | Для облегчения дыхания |
| | Зависимые: Применить карманный ингалятор с бронхолитиком (Беротек), по необходимости произвести оксигенотерапию | Купировать гипоксию,улучшить дыхательную функцию, для разжижения и лучшего отхождения мокроты |
| | Зависимые: Бронхолитики (Сальбутамол, Атровент, Эуфиллин) ГКС (Преднизолон) | Уменьшить бронхообструкцию, предупредить бронхоспазм |
V Этап – Оценка результатов и коррекция ухода
Пациент отмечает снижение количества повторных приступов, уменьшение выраженности одышки, демонстрирует знания знания о заболевании, способах лечения и профилактики, использования карманного ингалятора. Цель достигнута.
Вывод по второй главе
В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме. Провести объективные и субъективные методы исследования, опрос родственников пациента о заболевании, опрос самого пациента – это поможет медицинской сестре выявить проблемы пациента, выявить нарушенные потребности. Сформировать план ухода. Таким образом, роль медицинской сестры в уходе за больными при бронхиальной астме очень велика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные связи соединяют человека с окружающей природой. По своей направленности и содержанию эпидемиологический анамнез приобретает не только клиническое, но одновременно и профилактическое значение. Продуманный и умело собранный, достоверный и своевременный анамнез не только облегчает распознавание болезни, но и становится своего рода контролем за состоянием окружающей обстановки, сигналом ее неблагополучия. Оздоровление окружающей среды - важнейшая государственная задача, одно из решающих условий для дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости За последние годы в большинстве развитых стран отмечается рост распространённости и смертности, связанных с бронхиальной астмой (БА), несмотря на неуклонное увеличение числа аллергологов, пульмонологов, значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи. В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. При этом большая роль в лечении и эффективном диспансерном наблюдении отводится участковым терапевтам. Поэтому столь актуальна проблема обучения этих врачей, в том числе и на данном цикле (поликлиническое обучение). Узким же специалистам отведена роль консультантов и лечение наиболее тяжёлых больных. Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение. Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. Но пациенты с одинаковыми диагнозами имеют различные приоритетные проблемы, что продемонстрировано в практических наблюдениях, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.
Бронхиальная астма - заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза медсестре необходимо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, правилах пользования различными средствами доставки лекарственных препаратов (ДАИ, мультидиск, спинхалер, турбухалер и т.д.), методах самоконтроля (ПФМ), чтобы предотвращать развитие обострений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотовский, Г.В. Бронхиальная астма: заболевание которое в настоящее время считается неизлечимым / Г.В. Болотовский., Ф. А Брокгауза. - М.: Медицина, 2018. - 345c.
2. Боголюбов, В.М. Внутренние болезни. Учебная литература для учащихся медицинских училищ / В.М. Боголюбов. - М.: Медицина. М.: Изд- во: Эксмо, 2019. - 123с.
3. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа - М.; 2019. 4. Вебер, В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., Основы сестринского дела: учебное пособие / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М.: Медицина, 2017. - 496с.
5. Воробьева, Н.С. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. Учебное пособие/ Н.С. Воробьева – М.: Изд-во: Эксмо, 2018. - 960с.
6. Галкин, В.А. Внутренние болезни / В.А. Галкин. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2019. - 400с.
7. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы Под ред. Чучалина А.Г. - М.: Издательский холдинг "Атмосфера", 2020. - 108 с., ил.
8. Давлицарова, К. Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: Учебное пособие / К. Е. Давлицарова. - М.: Форум: Инфа – М, 2017. - 386с.
9. Давиденкова, Е.Ф., Либерман И.С. Генетика бронхиальной астмы / Е.Ф. Давиденкова, И.С. Либерман. – Л.: Медицина, 2018. – 156 с.
10. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. / В. А. Епифанов. - М.: Гэотар-Мед, 2017. - 120с.
11. Иванов, С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой / С. М. Иванов - М.: Медицина, 2018.- 134.
12. Князев, Ю.А., Никберг. И.И. Бронхиальная астма/ Ю.А. Князев, И.И. Никберг. - М.: медицина, 2019. - 237с.
13. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И Тарновская. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. - 512 с.
14. Медицинская сестра. Научно - практический и публицистический журнал - Издательский дом «Русский врач» - №5 2019. -78с.
15. Медсестра - Научно-практический журнал - Медиздат - №2 - 2018. - 127с.
16. Мокина, Н.А. Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. / Н.А. Мокина. №3, 2019. - 89с.
17. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма: Карманное руководство для практических врачей. - М.: Издательский холдинг "Атмосфера", 2019. - 96 с.
18. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии. Э.В. Смолева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 112 с.
19. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. К.м.н. Б.В.Кабарухина. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 473 с.
20. Смолева, Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи: Учебное пособие/ Э.В. Смолева, Ростов-н /Д: «Феникс». Серия «Медицина для вас», 2019 – 544с
21. Сестринское дело в терапии - ООО «Медицинское информационное агенство», 2018. - 549с.
22. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: Учебное пособие / Н.И. Федюкович, Ростов н/Д: «Феникс», 2018. – 576с.
23. Цой А.Н., Архипов В.В. Комбинированная терапия бронхиальной астмы: перспективы гибкого дозирования препарата / Consilium-Medicum, Том 06, № 10, 2018.
24. Чучалин, А.Г. Бронхиальная астма. – А.Г. Чучалин - М. Медицина, 2019- 89с.
25. Шапкин, В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. - Справочник по терапии с основами реабилитации / В.Е. Шапкин, А.А. Заздравнов, Л.Н. Бобро. - М.: - Феникс, 2017 - 275с.
26. https://minzdrav.gov.ru/news/2022/05/03/18656-glavnyy-vneshtatnyy-spetsialist-pulmonolog-minzdrava-rossii-sergey-avdeev-o-rasprostranennosti-bronhialnoy-astmy-i-mifah-o-ney
27. Быстрицкая Е.В., Биличенко Т.Н. Обзор общей заболеваемости населения Российской Федерации бронхиальной астмой. Пульмонология. 2022;32(5):651-660. https://doi.org/10.18093/0869-0189-2022-32-5-651-660