Файл: Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для параллели 56х классах составлена в соответствии с нормативно правовыми документами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для параллели 5-6-х классах составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 12 декабря 2010 года);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лицей №3» им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова г.о.
Дзержинский Московской области, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования «Городской округ
Дзержинский» 2021 г.
- Приказ 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №3» им. Главного маршала авиации А.Е.
Голованова на 2021-2022 уч.г.
- Авторская программа Б.М. Неменского по изобразительному искусству для 5-8 класса. Сборник рабочих программ
«Изобразительное искусство 5-8 классы». Б.М. Неменский 5–е изд., М.: Просвещение, 2019г.-176 c.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
Для учащихся 5 класс: Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская. Изобразительное искусство. 5 класс «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» – М., Просвещение – 2020;

Для учителя: Дополнительная литература: Н.А.Горяева. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 5 класс – М., Просвещение -2019; Рабочие программы. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. ФГОС – М., Просвещение – 2019 г.
Для учащихся 6 класс: Учебник: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 6 класс «Искусство в жизни человека» – М., Просвещение –
2020; Для учителя: Дополнительная литература: Методическое пособие под редакцией Б. М. Неменского 6 класс – М., Просвещение -
2019; рабочие программы. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. ФГОС – М., Просвещение – 2020 г.
Определение места и роли учебного курса
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно- эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. Программа по изобразительному искусству для обучающихся в 5 классе разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Основная цель курса: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
Образовательные:



освоение учащимися целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности: знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства и умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Развивающие:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и окружающего мира;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Воспитательные:

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно- прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы основной школы.
Основные содержательные линии:
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.


Учебный материал в рабочей программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Древние корни народного искусства», «Связь времён в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».
Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.
Учебный материал в рабочей программе представлен разделами: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж».
Информация о количестве учебных часов
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком лицея отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком лицея отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу
Рабочая программа отличается от авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство». Базовый уровень авторской программы рассчитан на 35 часов в год, что на 1 час больше, чем количество часов в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком лицея.
№ п/п Глава
Количество часов по авторской
программе
Количество
часов
по
рабочей
программе
1
Древние корни народного искусства
8 8
2
Связь времён в народном искусстве
8 7
3
Декор – человек, общество, время
12 10

4
Декоративное искусство в современном мире
7
9
ИТОГО
35ч.
34ч
Рабочая программа отличается от авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство». Базовый уровень авторской программы рассчитан на 35 часов в год, что на 1 час больше, чем количество часов в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком лицея.
№ п/п Глава
Количество часов по авторской
программе
Количество
часов
по
рабочей
программе
1
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
8 8
2
Мир наших вещей. Натюрморт
8 8
3
Вглядываясь в человека. Портрет
12 11
4
Человек и пространство. Пейзаж
7
7
ИТОГО
35ч.
34ч
Виды и формы контроля
Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет определять уровень усвоения учебного материала и своевременно выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу. Основная цель контроля и оценки качества знаний - определение уровня усвоения учащимися программного материала. Для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному искусству используются виды контроля: входной, текущий, итоговый, устный, письменный. Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная, взаимный контроль, самоконтроль.
Тема
Формы уроков
Формируемые УУД
Обсуждение тем исследования.
Осуществление выбора темы каждым учеником.
Урок-исследование, урок- лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение ставить вопросы как компонент умения видеть проблему; - умение формулировать проблему;
Аргументирование актуальности темы.


Формулировка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение противоречия. Постановка цели, задач исследования.
«Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных.
- умение выделять главное;
- умение давать определение понятиям, владение терминами.
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия;
- умение планировать общие способы работы;
Изучение различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме проектно-исследовательской работы.
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла.
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Умение проводить анализ, синтез. Определять проблему как противоречие
Определение основных задач проектно- исследовательской работы и планирование их решения. Создание «карты» проектно- исследовательской работы.
-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Планирование и проведение эксперимента для проектно-исследовательской работы, обработка и анализ его результатов.
Форма проведения урока - учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
- умение работать с информацией: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурировать информацию, выделять главное и второстепенное; - умение работать с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение); - умение работать с метафорами; - умение давать определение понятиям; - умение делать выводы и умозаключения; - умение устанавливать причинно-следственные связи, родовидовых отношений, обобщать понятия; - умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -
умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - умение анализировать полученные результаты и применять их к новым ситуациям.
Анализ и оценка обучающимися полученных результатов проектно- исследовательской работы.
Коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работ.
- умение структурировать материал; умение выбрать оптимальную форму презентации образовательного продукта; умение использовать ИКТ для защиты полученного образовательного продукта. - умение выражать и доказывать свою позицию, объяснять, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - умение формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывание; - использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
- уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства
Предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта.
Оформление, представление (защита) продукта проектных работ, результатов учебного исследования.
Урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей.
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности: анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; карта; коллекция; дизайн - макет; модель; пакет рекомендаций; публикация; путеводитель; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник; словарь; статья; сценарий; виртуальная экскурсия; сборник рисунков; дневник.


Нестандартные формы организации образовательного процесса
Урок-экскурсия, урок-дидактические игры, урок-путешествие, урок творчества, урок-сказка, урок-концерт, урок-исследование, видео-урок (аудио-, медиа-), урок-защита проектов, урок-поиск, урок-викторина, стихотворно-музыкальный урок, урок-тест, урок-спектакль, урок-квест
Методы работы с детьми, требующими особого подхода
Методы работы с детьми, чье воспитание
вызывает особые трудности
Методы работы с детьми с
ограниченными
возможностями здоровья
Методы работы с одаренными детьми

Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);

Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);

Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);

Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);

Просьба (способствует повышению авторитета

Индивидуальный подход к каждому ученику.

Предотвращение
наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

Использование методов,
активизирующих
познавательную

Использование современных
образовательных технологий и
методов:
-технологии развивающего и проблемного обучения,
-технология критического мышления,
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
· -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
- деятельностный метод,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

Работа на уроке «консультантов»
(мотивированные учащиеся в
ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);

Поощрение - похвала, награда, одобрение;

Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);

Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);

Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);

Проявление умений и превосходство учителя
(ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);

Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);

Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
деятельность учащихся

Проявление
педагогического такта.
(Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности) определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

Возможность выбора заданий
повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

Предложение учащимся
индивидуальных домашних заданий
повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный.