Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях
-
Понятие конкурентоспособности торгового предприятия
В настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений [6].
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия на рынке (занимаемая доля рынка) и тенденции его изменения.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [16]:
- микроуровень (конкретные виды продукции, предприятия);
- мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий);
- макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны).
Их можно представить на рисунке 1
Рис.1.Уровни конкурентоспособности
Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на [13]:
-
микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции); -
мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей); -
макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.).
Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.
Динамический характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в стратегических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед. Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на рынке необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.
Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой. В общем случае целесообразно выделять следующие структурные составляющие [16]:
1 - конкурентоспособность предложения на рынке;
2 - конкурентоспособность ресурсов предприятия;
3 – конкурентоспособность менеджмента;
4 - конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения).
Их тесная взаимосвязь очевидна. Представим их описание в таблице 1.
Таблица 1
Общие структурные составляющие конкурентоспособности предприятия
Структурная составляющая | Описание |
1 | 2 |
Конкурентоспособность предложения | Определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современных маркетинговых рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того, чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещами. Понятие «предложение товара» существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
| продукт, цену и сопутствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента |
Конкурентоспособность располагаемых ресурсов: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других. | Ею определяется долгосрочная конкурентоспособность предприятия. Платежеспособный спрос также можно рассматривать как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать конкурентоспособность предложения. |
Конкурентоспособность менеджмента предприятия | В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для условий рынка состоянии. Это грамотное использование ресурсов с точки зрения конкуренции определяется, конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего высшего руководства. Способности топ-менеджеров к принятию важнейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности менеджмента. Конкурентоспособность - это сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов. Прежде всего это различия в квалификации, мотивации, организации управления. |
Конкурентоспособность предпринимательской идеи. | Является связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, о способе поддержания и развития потенциала и о способах управления предприятием. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого предприятия, а их удачное сочетание и определяет конкурентоспособность предпринимательской идеи. |
Устойчивое конкурентное преимущество – это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени.
Критерий - это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности предприятия. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния и характеризующий количественные и качественные стороны явлений, их сущность. Критерий должен выражать конечную цель достижения конкурентоспособности предприятия.
Критерии, характеризующие конкурентоспособность торгового предприятия, должны отвечать следующим требованиям [26]:
1) отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
2) фиксировать уровень затрат предприятия на достижение поставленных целей;
3) быть универсальным, чтобы его можно было сопоставлять критериями других организаций;
4) подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;
5) учитывать масштабы времени.
Конкурентоспособность торгового предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных.
Для того чтобы создать конкурентоспособное предприятие все усилия в организации и управлении должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов [12]
При создании конкурентоспособного предприятия, надо не просто, модернизировать организацию и управление, но, и четко знать, для чего это делается.
1.2.Основные методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия
Решением проблемы повышения конкурентоспособности торгового предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности и в то же время - критерием результативности этих мероприятий.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима в целях [13]:
-
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; -
выбора контрагентов для совместной деятельности; -
составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта; -
осуществления инвестиционной деятельности; -
осуществления государственного регулирования экономики.
Методы оценки эффективности классифицируются по нескольким критериям:
1. По целям:
- для инвестиционных проектов;
- для технико-экономического обоснования;
- для внедрения новых услуг на рынке;
- для внедрения новых сервисов по обслуживанию клиентов;
2. По методам:
- аналитические;
- экономико-математические;
- статистические;
- нормативные;
- логические;
- теория очередей
3. По показателям:
- на основе показателя расчета эффекта (прибыль, доход, результат);
- на основе показателя расчета эффективности (рентабельность, доходность)
- метод многокритериальной оптимизации;
- интегральные и иные сложно-расчетные показатели.
Особое место занимает показатель имиджа предприятия (доверия со стороны потребителя). Он может использоваться как при оценке коммуникативной подсистемы, так и в целом предпринимательской деятельности при ориентации на концепцию социально-экономического маркетинга.
Существует несколько подходов к решению сформулированной задачи ]15].
Матричные методы.
Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности предприятия.
Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции.
Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
Комплексные методы.
Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности