Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ стратегического менеджмента на предприятии

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются: определение назначения и главных целей бизнеса фирмы; анализ внешней среды фирмы; анализ ее внутренней обстановки; выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы; анализ портфеля диверсифицированной фирмы; проектирование ее организационной структуры; выбор степени интеграции и систем управления.

Стратегической задачей является достижение максимальной зоны покрытия АО «Тандер».

Цели и задачи: открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России, повышение квалификации персонала, сокращение текучести кадров.

Таблица 2

SWOT – анализ по ОАО «Магнит»

SWOT – анализ по ОАО «Магнит»


Возможности (O)

Угрозы (T)

1

2

3




Хорошая репутация фирмы среди клиентов


Наличие постоянных клиентов

Проводить акции со скидкой на товары народного потребления

Повышение прочих затрат

Постоянно растущее число конкурентов, снижение покупательской способности клиентов

Трудности в подборе квалифицированного персонала

Сила (S)

Стабильное финансовое положение

Увеличение объема продаж

Повышение потребительского спроса

Увеличение объема продаж с привлечением новых клиентов

Отслеживание качественного товара

Использование финансовых возможностей для усиления конкурентоспособности

Привлечь квалифицированный и опытный персонал

Низкие цены, большие обороты продаж

Увеличение объема поставок

Увеличение товарооборота

Привлечение новой клиентской базы

Затраты на грузоперевозки

Убеждение клиентов в преимуществе работы с фирмой

Использовать средства от высоких продаж для премирования персонала

Большой выбор наименования товара и его качество

Высокий уровень поставок

Увеличение объема продаж

Привлечение новой клиентской базы

Своевременная выкладка товара

Убеждение клиентов в преимуществе работы с фирмой

Обучение персонала для работы с клиентами


Продолжение таблицы 2

1

2

3

Слабость (W)

Невысокий доход работников торгового зала

Борьба с текучестью кадров

Премирование

Повышение заработной платы

Обеспечение сохранности товара в торговом зале

Усиление мотивации персонала

Стимулирование персонала

Высокая текучесть кадров

Заинтересовать новых кадров предложенной деятельностью

Заинтересовать новых кадров преложенной деятельностью

Максимально эффективно использовать информацию о клиентах

повышение персонала в заинтересованности деятельности фирмы

Усиление мотивации персонала

Стимулирование персонала

большая загруженность работой

Налаживание постоянных отношений с клиентами и поставщиками

Использование преимуществ организации в коммерческой деятельности

Развитие системы сбыта

Совершенствование системы сбыта товара

Усовершенствование системы сбыта товара

Повышение квалификации работы с клиентами


PEST-анализ предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:

Политических (Policy) ;

Экономических (Economy);

Социальных (Society);

Технологических (Technology).

Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 5-балльной шкале).


Таблица 3

PEST-анализ организации АО «Тандер»

Значимые факторы внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия

Экспертная оценка

1. Политические факторы




Отсутствие поддержки со стороны государства

3

Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции

4

2. Экономические факторы




Сезонность \ влияние погоды

2

Высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления

5

Динамика курса рубля

4

Инфляция

4

Опасность экономической нестабильности

5

Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ

5

Наличие 3 прямых конкурентов

4

Рост цен на сырье

5

Агрессивный маркетинг со стороны конкурентов

4

Ухудшение позиций конкурентов

5

3. Социальные факторы




Стабильный и постоянно растущий круг потребителей.

5

Снижение уровня жизни основной массы населения в связи с кризисом

4

Отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России.

5

Влияние СМИ

4

4. Технологические факторы




Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

5

Источник: таблица составлена и разработана автором Кочубеев С.И.





Таким образом, по результатам PEST-анализа можно сделать вывод, что наибольшими угрозами со стороны факторов внешней среды являются: высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления, опасность экономической нестабильности, рост цен на сырье, динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ, отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. Среди возможностей это такие факторы как: доступ к технологиям, лицензирование, патенты, стабильный и постоянно растущий круг потребителей, ухудшение позиций конкурентов.

Оценка конкурентоспособности АО «Тандер» проведена несколькими методами.

Один из них анкетирование покупателей.

Для выявления конкурентоспособности предприятия был проведен опрос среди покупателей. Целевой группой стали респонденты в возрасте от 20 до 55 лет со средним уровнем дохода. Им предлагалось оценить показатели, характеризующие товарный ассортимент, процесс торгового обслуживания, условия обслуживания и дополнительные услуги по 5-бальной шкале, где 5 баллов - отличная оценка показателя, 4 балла - хорошая, 3 - удовлетворительная, 2 - плохая, 1 - неприемлемая.

Уровень конкурентоспособности АО «Тандер» по четырем показателям находится на высоком уровне (имеет оценку 5), по четырем показателям находится на среднем уровне (имеет оценку 4), один показатель - ниже среднего.

Товарный ассортимент магазина является широким и глубоким, покупатели отметили наличие большого количества разновидностей товаров в каждой из разнообразных товарных групп. Структура товарного ассортимента полностью удовлетворяет предпочтения конечных покупателей. В ходе опроса покупателей не было зафиксировано ни одной жалобы на то, что желаемый товар отсутствует в магазинах.

В ходе опроса выявлено, что каждая товарная группа представлена в нескольких ценовых категориях. Покупатели отметили, что наиболее высокая ценовая категория соответствует товару с наивысшим качеством.

Также покупатели отметили, что товарный ассортимент магазинов АО «Тандер» практически полностью совпадает с ассортиментом прямых конкурентов Компании на рынке. Для того, чтобы выйти на лидирующие позиции в отрасли в современных условиях конкурентной борьбы этого недостаточно, так как имея в товарном ассортименте уникальные товары, которые можно приобрести только в магазинах «Магнит», АО «Тандер» сможет увеличить для себя количество покупателей.


Проведенный опрос показал, что в магазинах «Магнит» не совсем удобно спланирован торговый зал, некоторые стеллажи с товаром расположены в узких проходах. Тем не менее экономический эффект от предложенной планировки достаточно высок, так как покупатель останавливается в неудобном ему месте, тем самым задерживает поток покупателей, следующий за ним. Увеличивается время нахождения покупателя в магазине, которое находится в прямой пропорциональной зависимости с выручкой. Самую низкую оценку покупателей получил показатель «Время расчета за покупку». В ходе опроса многие покупатели сообщали о том, что время их обслуживания на кассе в несколько раз превышало время, затраченное на формирование своей покупки в торговом зале, некоторые заявляли, что не дождавшись своей очереди на кассе они оставляли свои покупки и покидали магазин.

Оценивая доступность торговой услуги покупателями было отмечено, что практически до любого посещаемого ими магазина можно добраться на общественном транспорте, расстояние от транспортной остановки до магазина преодолевается за короткое время (в среднем меньшее 5 минут). Однако владельцы автомобилей высказывали жалобы на то, что найти место для парковки своего транспортного средства зачастую затруднительно.

Проведенный опрос зафиксировал несколько нарушений правил корректности и вежливости со стороны персонала магазина. Но в целом, покупатели остались довольны культурой обслуживания.

Высоко были оценены дополнительные услуги Компании. Покупателям предлагаются: предварительный заказ кур-гриль, предварительный (возможно телефонный) заказ тортов, дегустации новой для магазина продукции, упаковка покупки в фирменные пакеты продавцом-кассиром. Кнопка вызова сотрудника магазина для людей с ограниченными возможностями.

Проведенный экспертный анализ, главными участниками которого были покупатели, выявил слабые стороны магазинов «Магнит» относительно их конкурентов: практически полное совпадение товарного ассортимента с ассортиментом конкурентов, неудобная планировка торгового зала и наличие стеллажей с товаром в узких проходах, долгое обслуживание на кассе, нехватка сотрудников в торговом зале, недостаточная вежливость персонала.

Расчёт группового показателя конкурентоспособности по показателям экономической эффективности.

Исходные данные для расчёта группового показателя конкурентоспособности магазина «Магнит» по показателям экономической эффективности представлены в таблице 3


Таблица 3

Исходные данные по магазину «Магнит»

Показатель

2015год

2014год

2013год

Товарооборот, тыс.р.

477 464 779

350 577 244

241 427 782

Издержки обращения, тыс.р.

468950779

346979599

236775959

Прибыль от реализации, тыс.р.

8 514 000

3 597 645

4 651 823

Численность торгового персонала, тыс. чел.

200

148

105

Фонд оплаты труда торгового персонала, тыс.р.

43200000

26640000

15120000

Площадь торгового зала, м2

200

210

200


Полученные результаты запишем в таблицу 4

Таблица 4

Показатели экономической эффективности

Показатель

2015

2014

2013

Коэффициент

конкурен-сти

2015/2014

2014/2013

Эффект. текущих затрат ( )

1,018

1,010

1,019

1,015

0,991

Эффект. продаж ( )

0,017

0,010

0,019

3,019

0,533

Эффективность основной деятельности ( )

0,018

0,010

0,019

3,066

0,528

Эффект. использования живого труда ( )

2387,324

2368,765

2299,312

1,016

1,003

Эффективность оплаты труда ( )

11,052

13,159

15,967

0,705

0,824

Эффект. использов. торговой площади ( )

238,732

166,941

120,713

2,045

1,383

Коэффициент конкурентоспособности по показателям экономической эффективности










1,811

0,881