Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из полученных показателей можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия в отчетном году стала выше. Эффективность продаж и основная деятельность выросла, за счет рационального использования торговых площадей и труда персонала.

Произведем еще один расчёт группового показателя конкурентоспособности по показателям привлекательности розничного торгового предприятия.

Результаты расчета представлены в таблице 5

Таблица 5

Показатели культуры торговли

Показатель культуры торговли

Коэф.весомости(желаемое значение)

Полнота ассортимента

0,35

Культура обслуживания

0,30

Интерьер (эстетическое и рекламное оформление зала)

0,15

Выкладка товаров в торговом зале

0,20

Для выявления фактических значений показателей культуры торговли и коэффициентов их весомости было проведёно маркетинговое исследование в форме анкетирования покупателей. В ходе проведения маркетингового исследования покупателям было предложено оценить культуру торговли по показателям, представленным в таблице 6, по 3 балльной шкале.

Результаты опроса потенциальных и фактических покупателей товаров магазина «Магнит» представлены в таблице 6.

Таблица 6


Расчёт средних значений показателей культуры торговли

Показатель культуры торговли

Балльная оценка

Средний балл

1

2

3

Процент от общего числа , %

Полнота ассортимента

0,28

0,00

0,72

2,44

Культура обслуживания

0,05

0,00

0,95

2,9

Интерьер (эстетическое и рекламное оформление зала)

0,00

0,22

0,78

2,78

Выкладка товаров в торговом зале

0,05

0,00

0,95

2,9

При расчёте группового показателя конкурентоспособности магазина «Магнит» по показателям привлекательности розничного торгового предприятия коэффициент покупки был определен соотношением количества покупателей совершивших покупку к общему количеству покупателей посетивших магазин. Было проведено маркетинговое исследование в течение двух часов магазин посетило 100 человек, 85 из них совершили покупку. Из этого следует, что коэффициент покупки равен 0,85.

Для оценки группового показателя конкурентоспособности предприятия розничной торговли по показателям организации и реализации продаж, по данным исследований и опроса проведем расчет группового показателя конкурентоспособности, полученные результаты расчета проанализируем и сведем в таблицу 7

Таблица 7

Расчёт группового показателя конкурентоспособности по

показателям привлекательности розничного торгового предприятия

Показатель культуры торговли

Желаемое значение

Фактическое значение

коэффициента весомости

показателя

средневзвешен. показателя

Коэффициент весомости

показателя

средневзвешен. показателя

Полнота ассортимента

0,35

3,00

1,05

0,22

2,44

0,54

Культура обслуживания

0,30

3,00

0,90

0,26

2,90

0,75

Интерьер

0,15

3,00

0,45

0,25

2,78

0,70

Выкладка товаров в торговом зале

0,20

3,00

0,60

0,26

2,90

0,75

Итого

-

3,00

-

-

2,74

-

Коэффициент покупки

0,85

Коэффициент конкурентоспособности по показателям привлекательности магазина

0,78



Полученное значение коэффициента конкурентоспособности магазина «по показателям привлекательности розничного торгового предприятия свидетельствует о достаточно высоком уровне организации и реализации торгового процесса на предприятии.

Произведем еще один расчёт группового показателя конкурентоспособности по показателям привлекательности товаров. Для анализа по данной методики оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия рассматривалась оценка конкурентоспособности магазина по показателям привлекательности товаров на примере продуктового набора, составленного исходя из данных статистики по товарам, пользующихся постоянным спросом у выбранного сегмента покупателей, в который вошли такие продукты как: 2 кг картофеля, упаковка котлет, булка хлеба, пачка чая, 0,5 кг огурцов, 0,5 кг помидор, 0,3 кг печенья, 0,4 кг колбасы, 0,2 кг сыра, упаковка йогурта (4 шт.), масло сливочное упаковка.

Фактическая стоимость продуктового набора в данном магазине составила 396 рублей. Эталонная стоимость была рассчитана по ценам на продуктовом рынке и она составила 360 рублей.

Минимальная цена была рассчитана исходя из самых низких цен на продукты этого набора и составила 305,4 рублей.

 При этом набор показателей, характеризующих уровень качества продуктового набора, следующий:

- доля товаров с истекшими сроками годности;

- процент возврата продукции;

- качество упаковочного материала;

- внешний вид продукта.

По единичному показателю качества, полностью отвечающему требованиям покупателей присваивается три балла, частично отвечающему – два балла и практически не удовлетворяющему требованиям покупателей – один балл.

Результаты опроса покупателей по единичным показателям качества данного набора и значениям коэффициентов их весомости показаны в таблице 8

Таблица 8

Расчёт средних значений показателей привлекательности

Показатель привлекательности товара

Балльная оценка

Средний балл

1

2

3

Доля товаров с истекшими сроками годности

0,10

0,12

0,78

2,68

Процент возврата продукции

0,15

0,00

0,85

2,70

Качество упаковочного материала

0,10

0,00

0,90

2,80

Внешний вид продукта

0,10

0,00

0,88

2,74



Соотношение желаемой и фактической цен составляет 0,91, что свидетельствует о конкурентоспособности данного продуктового набора по цене в этом магазине.

Завершающим этапом определения конкурентоспособности розничного торгового предприятия по показателям привлекательности товаров является определение коэффициентов весомости уровня качества и цены товара. Расчёт коэффициентов весомости уровня качества и цены представлен в таблице 9

Таблица 9

Расчёт уровня качества фактического и эталонного товаров

Показатель привлекательности товара

Желаемое значение

Фактическое значение

Коэффиц. весомости

показателя

Средневзв.

показателя

Коэффиц. весомости

показателя

Средневзв.

показателя

1

2

3

4

5

6

7

Доля товаров с истекшими сроками годности

0,25

3,00

0,75

0,24

2,68

0,66

Процент возврата продукции

0,20

3,00

0,60

0,25

2,70

0,67


Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

5

6

7

Качество упаковочного материала

0,25

3,00

0,75

0,26

2,80

0,72

Внешний вид продукта

0,30

3,00

0,90

0,25

2,74

0,69

Уровень качества фактического товара

-

2,73

Уровень качества эталонного товара

3,00

-

Соотношение уровней качества фактического и эталонного товара

0,91



Таблица 10

Расчёт коэффициентов весомости уровня качества и цены

продуктового набора

Показатель

Значение

Минимальная цена, руб.

305,4

Максимальная цена, руб.

406,0

Минимальный уровень качества, балл

1

Максимальный уровень качества, балл

3

Коэффиц. весомости качества товара

0,141

Коэффициент весомости цены товара

0,859


Для расчета показателя конкурентоспособности магазина «Магнит» были использованы показатели уровня качества и цены фактического и эталонного продуктового набора, а также коэффициенты весомости уровня качества и цены.

В результате групповой показатель конкурентоспособности по привлекательности продуктового набора составил 0,929.

Расчёт интегрального показателя конкурентоспособности розничного торгового предприятия:

- по показателям экономической эффективности в отчетном году – 1,81 и в предыдущем – 0,88;

- по показателям привлекательности розничного торгового предприятия – 0,78;

- по показателям привлекательности товаров – 0,929.

На основе интегрального показателя выделяют следующие уровни конку­рентоспособности розничного торгового предприятия таблица 11

Таблица 11

Классификация уровня конкурентоспособности

Уровни конкурентоспособности предприятия

торговли

Значение рассчитанного инте­грального коэффициента конку­рентоспособности предприятия

Абсолютно конкурентоспособное предприятие

1-0,99

Конкурентоспособное предприятие в долгосрочном периоде

0,85-0,98

Конкурентоспособное предприятие в среднесрочном периоде

0,75-0,84

Относительно конкурентоспособное предприятие (краткосрочный период)

0,65-0,74

Неконкурентоспособное предприятие

<0,65


Интегральный показатель конкурентоспособности магазина «Магазина», рассчитанный на основании экономических показателей в отчетном году составит 0,89. Из этого можно сделать вывод, что магазин «Магнит» является конкурентноспобным предприятием в долгосрочном периоде, но по факту магазину требуется изменение стратегий маркетинга для повышения интегрального показателя.