Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Оценка предприятия и анализ конкурентоспособности

АО «Тандер»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия

Компания АО «Тандер» была основана в 1994 году в Краснодаре. Бизнес начинался с оптовых продаж небольшого ассортимента парфюмерии, косметики и бытовой химии. В 1998 году в магазинах компании началась розничная торговля продуктов питания.  Открытие первого продуктового магазина, магазины объединены в розничную сеть «Магнит».

Сеть магазинов «Магнит» это:

  • лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России – 64 филиала, 1 представительство, более 5000 магазинов формата «у дома» и 93 гипермаркета и 210 магазинов косметики в более чем 1389 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц;

  • более 140000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;

  • новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;

  • сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;

  • предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;

  • около 640 наименований товаров под частной маркой.

В настоящее время, в соответствии с Уставом, основными видами деятельности АО «Тандер» являются:

– оптовая торговля продуктами питания;

– оптовая торговля безалкогольными и алкогольными напитками;

– оптовая торговля чистящими средствами, парфюмерными и косметическими товарами;

– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

– прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

– осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;

– осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам).


Компания АО «Тандер» известна на рынке как серьезный и надежный партнер, отличающийся прекрасной организацией работы и нацеленностью на долгосрочное сотрудничество. Сеть супермаркетов «МАГНИТ» занимает сегодня третье место среди ритейлеров в России, а также является крупнейшей национальной сетью. Также необходимо отметить, что данная организация является одним из крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации.

Миссией компании АО «Тандер» является работа для повышения благосостояния своих покупателей, сокращая их расходы на покупку товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.

Цель компании: обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.

Органы управления общества: общее собрание акционеров и генеральный директор. Общее собрание акционеров решает основные вопросы: внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация или ликвидация общества, и прочее. К компетенции генерального директора относят: оперативное руководство деятельностью, право первой подписи финансовой документации, открытие банковских счетов, и т.д.

В АО «Тандер» линейная организационная структура управления. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.


Рис.2.Организационная структура предприятия

Линейно-функциональная структура - это микс линейного и функционального управления. Функциональные звенья теряют возможность принятия решений и прямого руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, оказывают помощь линейному руководителю в исполнении отдельных функций управления. Так, например, отдел по закупкам занимается поиском поставщиков, подготовкой, разработкой и заключением договоров поставки, которые в свою очередь затем подписываются директором. Основной задачей бухгалтерии является подготовка финансовой отчетности, также утверждаемой директором. Долголетний опыт пользования линейно-функциональными структурами управления показал, что они наиболее рациональны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи, и с помощью жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.



Главные конкуренты сети – супермаркеты «Пятерочка», отстают по темпу роста от «Магнита», хотя и превосходит по обороту. Это происходит потому, что «Пятерочка» работает в крупных городах и на столичных рынках, а сеть «Магнит» ориентированна на средние города и имеет более демократичную ценовую политику.

Другими конкурентами Группы является такие магазины-дискаунтеры розничной торговли «Пятерочка», «Дикси», группа компаний «Виктория», «Копейка».

Основные факторы конкурентоспособности: оптимальные цены на продукцию, которые обеспечиваются за счет эффекта масштаба и увеличения эффективности логистики и бюджетного контроля затрат; широкий ассортимент товаров; удобное местоположение магазинов в соответствии с их форматом; контроль качества продукции и обслуживания.

Высокий уровень обслуживания, достигнут за счет:

  • построения ассортиментной политики, на основании постоянного изучения существующего спроса и будущих потребностей целевых покупателей, быстрого реагирования на изменение конъектуры рынка;

  • закупочной силы, позволяющей закупать лучшие товары у лучших производителей по лучшим ценам;

  • применения инновационных торговых технологий;

  • размещения магазинов в лучших местах регионов присутствия.

Рассмотрим показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2015год. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Экономические показатели деятельности предприятия, тыс. руб.

Показатели

2015 г.

2014г.

2013г.

Абсолютное изменение

(+/-)

Темп роста

2015 / 2014

2014/

2013

2015/ 2014

2014/

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (товарооборот)

477 464 779

350 577 244

241 427 782

126 887 535

109 149 462

36%

45%

себестоимость

360 045 031

266 947 272

189 837 212

93 097 759

77 110 060

35%

41%

валовая прибыль

117 419 748

83 629 972

51 590 570

33 789 776

32 039 402

40%

62%

уровень валового дохода %

25

24

21

1

2

3%

12%

коммерческие расходы

108 905 748

80 032 327

46 938 747

28 873 421

33 093 580

36%

71%

прибыль от продаж

18 514 000

13 597 645

14 651 823

4 916 355

-1 054 178

137%

-23%

прочие доходы

33 658 073

21 195 048

14 869 052

12 463 025

6 325 996

59%

43%

прочие расходы

12 089 939

11 855 264

8 326 452

234 675

3 528 812

2%

42%

прибыль до налогообложения

24 502 852

8 915 069

9 599 996

15 587 783

-684 927

175%

-7%

чистая прибыль

18 878 772

5 994 668

6 974 621

12 884 104

-979 953

215%

-14%

Среднесписоч численность сотрудников

200 000

148 000

105 000

52 000

43 000

35%

41%

Производительность труда

2 387

2 369

2 299

19

69

1%

3%

среднемесячна заработная плата

18,000

15,000

12,000

3

3

20%

25%

среднегодовая стоимость ОПФ

( раз. I баланса)

120 594 904

92 473 466

60 822 295

28 121 438

31 651 171

30%

52%

Сред.величина собственного капитала

(раз. III баланса)

36 117 324

24 025 752

20 403 084

12 091 572

3 622 668

50%

18%

общие активы

(I + II раз. баланс)

210 310 325

164 329 763

103 223 910

45 980 562

61 105 853

28%

59%

Показатель рентабельности продаж

3,87

3,87

6,06

0

-2,19

1%

0,63%


Для того, чтобы объективно проанализировать технико-экономические показатели АО «Тандер», воспользуемся таблицей 1. В процессе анализа все показатели рассматриваются в движении за 3 анализируемых периода 2013-2015 г.г.

Из таблицы видно, что на предприятии АО «Тандер» при росте себестоимости товаров на 41% в 2014г. и 35% в 2015 г. наблюдается пропорциональный рост выручки на 45% в 2014 г. по отношению к 2013 г. и на 35 % в 2015г. по отношению к 2014 г. Причем рост себестоимости оправдывается ростом валового дохода, так как темпы роста валового дохода опережают темпы роста товарооборота и себестоимости товаров, отсюда можно сделать вывод, что вложения средств в себестоимость товаров принесли определенную отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров. Причинами увеличения выручки послужили следующие аспекты: эффективная рекламная компания, грамотная товарная политика, увеличение работников торгово-оперативного персонала, гибкая система скидок. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том , что ситуация на АО «Тандер» по такому показателю как товарооборот, заслуживает положительной оценки, так как оборот розничной торговли имеет положительную динамику и максимизируется к 2015 г.

Негативным показателем, который повлиял на снижение прибыли от продаж является большая доля коммерческих расходов которые увеличиваются на 71% в 2014 г. и на 36% в 2015 г. для минимизации издержек необходимо проводить мероприятия по снижению доли коммерческих расходов, возможно за счет развития собственного импорта: увеличения доли прямых поставок например свежих овощей и фруктов.

Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах численностью до 5000 тысяч человек, приводит к стабильному ежегодному увеличению рабочих мест. На данный момент в компании работает 200 000 сотрудников.

Проанализировав данные показатели, мы видим, что в среднесписочной численности, четко просматривается тенденция к привлечению все больших трудовых ресурсов на 41 % в 2014г. и на 35% в 2015г. это связано с увеличением числа торговых точек.

За счет роста товарооборота наблюдается рост среднемесячной заработной платы рабочих на 25% в 2014г. по отношению к 2013 г. и на 20% в 2015г. по отношению к 2014г., темпы роста заработной платы не превышают темпы роста товарооборота, это свидетельствует о рациональном использовании фонда заработной платы предприятия.


Качественным показателем использования кадров является производительность труда – размер выручки на одного работника. Производительность труда в 2014 г. увеличилась на 69 тыс.руб., т.е. на 3% больше чем в 2013г. и на 19 тыс.руб. т.е. на 1% выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. Рост производительности труда оценивается положительно. Однако есть и отрицательный момент, темп роста заработной платы опережает темпы роста производительности труда, это может привести к снижению валовой прибыли, увеличению времени обращения оборотных средств и снижению скорости оборачиваемости.

Основные производственные фонды занимают важное место в ресурсах предприятия. Без их наличия торговое предприятие не сможет выполнять свои функции по обслуживанию покупателей и реализации товаров. Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 52% в 2014 г. по сравнению с 2013г. и на 30% в 2015г. по сравнению с 2014г. Это говорит о том, что предприятие АО «Тандер» приобрело за анализируемый период дополнительно часть основных средств.

Прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства.

Валовая прибыль увеличилась на 40% в 2014г. по сравнению с 2013г. и на 62% в 2015г. по сравнению с 2014г. за счет увеличения выручки от продаж. Балансовая прибыль в 2014г. снизилась на (-) 7% по сравнению с 2013 г., но в 2015г. балансовая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Снижение прибыли в 2014г. обусловлено ростом коммерческих расходов на 62% по сравнению с 2013г. сохранить положительный результат балансовой прибыли помогли прочие доходы, которые составляют основную долю в величине балансовой прибыли, также е следует учесть, что 30% из балансовой прибыли идет на уплату налога на прибыль. Чистая прибыль в 2014г. снизилась на (-)14% по сравнению с 2013 г., в 2015г. чистая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Проанализировав показатели прибыли можно сделать вывод, что предприятие АО «Тандер» окупает свои расходы и способно самостоятельно финансировать дальнейшее развитие.