Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Оценка предприятия и анализ конкурентоспособности
АО «Тандер»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Компания АО «Тандер» была основана в 1994 году в Краснодаре. Бизнес начинался с оптовых продаж небольшого ассортимента парфюмерии, косметики и бытовой химии. В 1998 году в магазинах компании началась розничная торговля продуктов питания. Открытие первого продуктового магазина, магазины объединены в розничную сеть «Магнит».
Сеть магазинов «Магнит» это:
В настоящее время, в соответствии с Уставом, основными видами деятельности АО «Тандер» являются:
– оптовая торговля продуктами питания;
– оптовая торговля безалкогольными и алкогольными напитками;
– оптовая торговля чистящими средствами, парфюмерными и косметическими товарами;
– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
– прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
– осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
– осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам).
Компания АО «Тандер» известна на рынке как серьезный и надежный партнер, отличающийся прекрасной организацией работы и нацеленностью на долгосрочное сотрудничество. Сеть супермаркетов «МАГНИТ» занимает сегодня третье место среди ритейлеров в России, а также является крупнейшей национальной сетью. Также необходимо отметить, что данная организация является одним из крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации.
Миссией компании АО «Тандер» является работа для повышения благосостояния своих покупателей, сокращая их расходы на покупку товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании: обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
Органы управления общества: общее собрание акционеров и генеральный директор. Общее собрание акционеров решает основные вопросы: внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация или ликвидация общества, и прочее. К компетенции генерального директора относят: оперативное руководство деятельностью, право первой подписи финансовой документации, открытие банковских счетов, и т.д.
В АО «Тандер» линейная организационная структура управления. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.
Рис.2.Организационная структура предприятия
Линейно-функциональная структура - это микс линейного и функционального управления. Функциональные звенья теряют возможность принятия решений и прямого руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, оказывают помощь линейному руководителю в исполнении отдельных функций управления. Так, например, отдел по закупкам занимается поиском поставщиков, подготовкой, разработкой и заключением договоров поставки, которые в свою очередь затем подписываются директором. Основной задачей бухгалтерии является подготовка финансовой отчетности, также утверждаемой директором. Долголетний опыт пользования линейно-функциональными структурами управления показал, что они наиболее рациональны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи, и с помощью жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.
Главные конкуренты сети – супермаркеты «Пятерочка», отстают по темпу роста от «Магнита», хотя и превосходит по обороту. Это происходит потому, что «Пятерочка» работает в крупных городах и на столичных рынках, а сеть «Магнит» ориентированна на средние города и имеет более демократичную ценовую политику.
Другими конкурентами Группы является такие магазины-дискаунтеры розничной торговли «Пятерочка», «Дикси», группа компаний «Виктория», «Копейка».
Основные факторы конкурентоспособности: оптимальные цены на продукцию, которые обеспечиваются за счет эффекта масштаба и увеличения эффективности логистики и бюджетного контроля затрат; широкий ассортимент товаров; удобное местоположение магазинов в соответствии с их форматом; контроль качества продукции и обслуживания.
Высокий уровень обслуживания, достигнут за счет:
Рассмотрим показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2015год. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Экономические показатели деятельности предприятия, тыс. руб.
Для того, чтобы объективно проанализировать технико-экономические показатели АО «Тандер», воспользуемся таблицей 1. В процессе анализа все показатели рассматриваются в движении за 3 анализируемых периода 2013-2015 г.г.
Из таблицы видно, что на предприятии АО «Тандер» при росте себестоимости товаров на 41% в 2014г. и 35% в 2015 г. наблюдается пропорциональный рост выручки на 45% в 2014 г. по отношению к 2013 г. и на 35 % в 2015г. по отношению к 2014 г. Причем рост себестоимости оправдывается ростом валового дохода, так как темпы роста валового дохода опережают темпы роста товарооборота и себестоимости товаров, отсюда можно сделать вывод, что вложения средств в себестоимость товаров принесли определенную отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров. Причинами увеличения выручки послужили следующие аспекты: эффективная рекламная компания, грамотная товарная политика, увеличение работников торгово-оперативного персонала, гибкая система скидок. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том , что ситуация на АО «Тандер» по такому показателю как товарооборот, заслуживает положительной оценки, так как оборот розничной торговли имеет положительную динамику и максимизируется к 2015 г.
Негативным показателем, который повлиял на снижение прибыли от продаж является большая доля коммерческих расходов которые увеличиваются на 71% в 2014 г. и на 36% в 2015 г. для минимизации издержек необходимо проводить мероприятия по снижению доли коммерческих расходов, возможно за счет развития собственного импорта: увеличения доли прямых поставок например свежих овощей и фруктов.
Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах численностью до 5000 тысяч человек, приводит к стабильному ежегодному увеличению рабочих мест. На данный момент в компании работает 200 000 сотрудников.
Проанализировав данные показатели, мы видим, что в среднесписочной численности, четко просматривается тенденция к привлечению все больших трудовых ресурсов на 41 % в 2014г. и на 35% в 2015г. это связано с увеличением числа торговых точек.
За счет роста товарооборота наблюдается рост среднемесячной заработной платы рабочих на 25% в 2014г. по отношению к 2013 г. и на 20% в 2015г. по отношению к 2014г., темпы роста заработной платы не превышают темпы роста товарооборота, это свидетельствует о рациональном использовании фонда заработной платы предприятия.
Качественным показателем использования кадров является производительность труда – размер выручки на одного работника. Производительность труда в 2014 г. увеличилась на 69 тыс.руб., т.е. на 3% больше чем в 2013г. и на 19 тыс.руб. т.е. на 1% выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. Рост производительности труда оценивается положительно. Однако есть и отрицательный момент, темп роста заработной платы опережает темпы роста производительности труда, это может привести к снижению валовой прибыли, увеличению времени обращения оборотных средств и снижению скорости оборачиваемости.
Основные производственные фонды занимают важное место в ресурсах предприятия. Без их наличия торговое предприятие не сможет выполнять свои функции по обслуживанию покупателей и реализации товаров. Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 52% в 2014 г. по сравнению с 2013г. и на 30% в 2015г. по сравнению с 2014г. Это говорит о том, что предприятие АО «Тандер» приобрело за анализируемый период дополнительно часть основных средств.
Прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства.
Валовая прибыль увеличилась на 40% в 2014г. по сравнению с 2013г. и на 62% в 2015г. по сравнению с 2014г. за счет увеличения выручки от продаж. Балансовая прибыль в 2014г. снизилась на (-) 7% по сравнению с 2013 г., но в 2015г. балансовая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Снижение прибыли в 2014г. обусловлено ростом коммерческих расходов на 62% по сравнению с 2013г. сохранить положительный результат балансовой прибыли помогли прочие доходы, которые составляют основную долю в величине балансовой прибыли, также е следует учесть, что 30% из балансовой прибыли идет на уплату налога на прибыль. Чистая прибыль в 2014г. снизилась на (-)14% по сравнению с 2013 г., в 2015г. чистая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Проанализировав показатели прибыли можно сделать вывод, что предприятие АО «Тандер» окупает свои расходы и способно самостоятельно финансировать дальнейшее развитие.
АО «Тандер»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Компания АО «Тандер» была основана в 1994 году в Краснодаре. Бизнес начинался с оптовых продаж небольшого ассортимента парфюмерии, косметики и бытовой химии. В 1998 году в магазинах компании началась розничная торговля продуктов питания. Открытие первого продуктового магазина, магазины объединены в розничную сеть «Магнит».
Сеть магазинов «Магнит» это:
-
лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России – 64 филиала, 1 представительство, более 5000 магазинов формата «у дома» и 93 гипермаркета и 210 магазинов косметики в более чем 1389 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц; -
более 140000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам; -
новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя; -
сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины; -
предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России; -
около 640 наименований товаров под частной маркой.
В настоящее время, в соответствии с Уставом, основными видами деятельности АО «Тандер» являются:
– оптовая торговля продуктами питания;
– оптовая торговля безалкогольными и алкогольными напитками;
– оптовая торговля чистящими средствами, парфюмерными и косметическими товарами;
– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
– прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
– осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
– осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам).
Компания АО «Тандер» известна на рынке как серьезный и надежный партнер, отличающийся прекрасной организацией работы и нацеленностью на долгосрочное сотрудничество. Сеть супермаркетов «МАГНИТ» занимает сегодня третье место среди ритейлеров в России, а также является крупнейшей национальной сетью. Также необходимо отметить, что данная организация является одним из крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации.
Миссией компании АО «Тандер» является работа для повышения благосостояния своих покупателей, сокращая их расходы на покупку товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании: обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
Органы управления общества: общее собрание акционеров и генеральный директор. Общее собрание акционеров решает основные вопросы: внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация или ликвидация общества, и прочее. К компетенции генерального директора относят: оперативное руководство деятельностью, право первой подписи финансовой документации, открытие банковских счетов, и т.д.
В АО «Тандер» линейная организационная структура управления. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.
Рис.2.Организационная структура предприятия
Линейно-функциональная структура - это микс линейного и функционального управления. Функциональные звенья теряют возможность принятия решений и прямого руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, оказывают помощь линейному руководителю в исполнении отдельных функций управления. Так, например, отдел по закупкам занимается поиском поставщиков, подготовкой, разработкой и заключением договоров поставки, которые в свою очередь затем подписываются директором. Основной задачей бухгалтерии является подготовка финансовой отчетности, также утверждаемой директором. Долголетний опыт пользования линейно-функциональными структурами управления показал, что они наиболее рациональны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи, и с помощью жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.
Главные конкуренты сети – супермаркеты «Пятерочка», отстают по темпу роста от «Магнита», хотя и превосходит по обороту. Это происходит потому, что «Пятерочка» работает в крупных городах и на столичных рынках, а сеть «Магнит» ориентированна на средние города и имеет более демократичную ценовую политику.
Другими конкурентами Группы является такие магазины-дискаунтеры розничной торговли «Пятерочка», «Дикси», группа компаний «Виктория», «Копейка».
Основные факторы конкурентоспособности: оптимальные цены на продукцию, которые обеспечиваются за счет эффекта масштаба и увеличения эффективности логистики и бюджетного контроля затрат; широкий ассортимент товаров; удобное местоположение магазинов в соответствии с их форматом; контроль качества продукции и обслуживания.
Высокий уровень обслуживания, достигнут за счет:
-
построения ассортиментной политики, на основании постоянного изучения существующего спроса и будущих потребностей целевых покупателей, быстрого реагирования на изменение конъектуры рынка; -
закупочной силы, позволяющей закупать лучшие товары у лучших производителей по лучшим ценам; -
применения инновационных торговых технологий; -
размещения магазинов в лучших местах регионов присутствия.
Рассмотрим показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2015год. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Экономические показатели деятельности предприятия, тыс. руб.
Показатели | 2015 г. | 2014г. | 2013г. | Абсолютное изменение (+/-) | Темп роста | ||
2015 / 2014 | 2014/ 2013 | 2015/ 2014 | 2014/ 2013 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка (товарооборот) | 477 464 779 | 350 577 244 | 241 427 782 | 126 887 535 | 109 149 462 | 36% | 45% |
себестоимость | 360 045 031 | 266 947 272 | 189 837 212 | 93 097 759 | 77 110 060 | 35% | 41% |
валовая прибыль | 117 419 748 | 83 629 972 | 51 590 570 | 33 789 776 | 32 039 402 | 40% | 62% |
уровень валового дохода % | 25 | 24 | 21 | 1 | 2 | 3% | 12% |
коммерческие расходы | 108 905 748 | 80 032 327 | 46 938 747 | 28 873 421 | 33 093 580 | 36% | 71% |
прибыль от продаж | 18 514 000 | 13 597 645 | 14 651 823 | 4 916 355 | -1 054 178 | 137% | -23% |
прочие доходы | 33 658 073 | 21 195 048 | 14 869 052 | 12 463 025 | 6 325 996 | 59% | 43% |
прочие расходы | 12 089 939 | 11 855 264 | 8 326 452 | 234 675 | 3 528 812 | 2% | 42% |
прибыль до налогообложения | 24 502 852 | 8 915 069 | 9 599 996 | 15 587 783 | -684 927 | 175% | -7% |
чистая прибыль | 18 878 772 | 5 994 668 | 6 974 621 | 12 884 104 | -979 953 | 215% | -14% |
Среднесписоч численность сотрудников | 200 000 | 148 000 | 105 000 | 52 000 | 43 000 | 35% | 41% |
Производительность труда | 2 387 | 2 369 | 2 299 | 19 | 69 | 1% | 3% |
среднемесячна заработная плата | 18,000 | 15,000 | 12,000 | 3 | 3 | 20% | 25% |
среднегодовая стоимость ОПФ ( раз. I баланса) | 120 594 904 | 92 473 466 | 60 822 295 | 28 121 438 | 31 651 171 | 30% | 52% |
Сред.величина собственного капитала (раз. III баланса) | 36 117 324 | 24 025 752 | 20 403 084 | 12 091 572 | 3 622 668 | 50% | 18% |
общие активы (I + II раз. баланс) | 210 310 325 | 164 329 763 | 103 223 910 | 45 980 562 | 61 105 853 | 28% | 59% |
Показатель рентабельности продаж | 3,87 | 3,87 | 6,06 | 0 | -2,19 | 1% | 0,63% |
Для того, чтобы объективно проанализировать технико-экономические показатели АО «Тандер», воспользуемся таблицей 1. В процессе анализа все показатели рассматриваются в движении за 3 анализируемых периода 2013-2015 г.г.
Из таблицы видно, что на предприятии АО «Тандер» при росте себестоимости товаров на 41% в 2014г. и 35% в 2015 г. наблюдается пропорциональный рост выручки на 45% в 2014 г. по отношению к 2013 г. и на 35 % в 2015г. по отношению к 2014 г. Причем рост себестоимости оправдывается ростом валового дохода, так как темпы роста валового дохода опережают темпы роста товарооборота и себестоимости товаров, отсюда можно сделать вывод, что вложения средств в себестоимость товаров принесли определенную отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров. Причинами увеличения выручки послужили следующие аспекты: эффективная рекламная компания, грамотная товарная политика, увеличение работников торгово-оперативного персонала, гибкая система скидок. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том , что ситуация на АО «Тандер» по такому показателю как товарооборот, заслуживает положительной оценки, так как оборот розничной торговли имеет положительную динамику и максимизируется к 2015 г.
Негативным показателем, который повлиял на снижение прибыли от продаж является большая доля коммерческих расходов которые увеличиваются на 71% в 2014 г. и на 36% в 2015 г. для минимизации издержек необходимо проводить мероприятия по снижению доли коммерческих расходов, возможно за счет развития собственного импорта: увеличения доли прямых поставок например свежих овощей и фруктов.
Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах численностью до 5000 тысяч человек, приводит к стабильному ежегодному увеличению рабочих мест. На данный момент в компании работает 200 000 сотрудников.
Проанализировав данные показатели, мы видим, что в среднесписочной численности, четко просматривается тенденция к привлечению все больших трудовых ресурсов на 41 % в 2014г. и на 35% в 2015г. это связано с увеличением числа торговых точек.
За счет роста товарооборота наблюдается рост среднемесячной заработной платы рабочих на 25% в 2014г. по отношению к 2013 г. и на 20% в 2015г. по отношению к 2014г., темпы роста заработной платы не превышают темпы роста товарооборота, это свидетельствует о рациональном использовании фонда заработной платы предприятия.
Качественным показателем использования кадров является производительность труда – размер выручки на одного работника. Производительность труда в 2014 г. увеличилась на 69 тыс.руб., т.е. на 3% больше чем в 2013г. и на 19 тыс.руб. т.е. на 1% выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. Рост производительности труда оценивается положительно. Однако есть и отрицательный момент, темп роста заработной платы опережает темпы роста производительности труда, это может привести к снижению валовой прибыли, увеличению времени обращения оборотных средств и снижению скорости оборачиваемости.
Основные производственные фонды занимают важное место в ресурсах предприятия. Без их наличия торговое предприятие не сможет выполнять свои функции по обслуживанию покупателей и реализации товаров. Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 52% в 2014 г. по сравнению с 2013г. и на 30% в 2015г. по сравнению с 2014г. Это говорит о том, что предприятие АО «Тандер» приобрело за анализируемый период дополнительно часть основных средств.
Прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства.
Валовая прибыль увеличилась на 40% в 2014г. по сравнению с 2013г. и на 62% в 2015г. по сравнению с 2014г. за счет увеличения выручки от продаж. Балансовая прибыль в 2014г. снизилась на (-) 7% по сравнению с 2013 г., но в 2015г. балансовая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Снижение прибыли в 2014г. обусловлено ростом коммерческих расходов на 62% по сравнению с 2013г. сохранить положительный результат балансовой прибыли помогли прочие доходы, которые составляют основную долю в величине балансовой прибыли, также е следует учесть, что 30% из балансовой прибыли идет на уплату налога на прибыль. Чистая прибыль в 2014г. снизилась на (-)14% по сравнению с 2013 г., в 2015г. чистая прибыль выросла на 175% по сравнению с 2014г. Проанализировав показатели прибыли можно сделать вывод, что предприятие АО «Тандер» окупает свои расходы и способно самостоятельно финансировать дальнейшее развитие.