Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить общие недостатки представленных методов.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого предприятия и конкурентов. Путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:
K= Kr* KI, (1)
где K- конкурентоспособность исследуемого предприятия,
Kr - коэффициент операционной эффективности,
KI - коэффициент стратегического позиционирования.
Операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.
Универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме:
r =В/З, (2)
где r - операционная эффективность предприятия,
В - выручка от реализации продукции,
З - затраты на производство и реализацию продукции.
Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке:
R =ВS/ЗS, (3)
где R - операционная эффективность по выборке,
ВS - выручка от реализации продукции по выборке,
ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.
Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым предприятием. Выборка может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли.
Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке:
Kr = r/R, (4)
где Kr - коэффициент операционной эффективности,
r - операционная эффективность предприятия,
R - операционная эффективность по выборке.
Стратегическое позиционирование обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.
Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:
Д =В / V, (5)
где Д- доля рынка предприятия,
В - выручка от реализации продукции предприятия,
V- объем рынка.
Доля рынка по выборке запишется так:
ДS = ВS/ V, (6)
где ДS - доля рынка по выборке,
ВS - выручка от реализации продукции по выборке,
V- объем рынка.
Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле:
ΔД = (B/ V) * (V0 / В0), (7)
где ΔД -изменение доли рынка предприятия,
В0 - выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде,
V0- объем рынка в предшествующем периоде.
Изменение доли рынка по выборке:
ΔДS = (ВS / V) * (V0 / В0S), (8)
где ΔДS - изменение доли рынка по выборке,
В0S- объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде,
V0- объем рынка в предшествующем периоде.
Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получаем:
(ΔД/ ΔДS) = (В / В0) * (В0S / ВS), (9)
Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки:
(ΔД/ ΔДS) = (I / IS) , (10)
где I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия,
IS- индекс изменения объемов выручки по выборке.
При этом:
I = (В / В0), (11)
IS = (ВS / В0S), (12)
Однако объемы выручки по природе своей совершают большие колебания, чем показатели операционной эффективности. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:
, (13)
Тогда с учетом выражений (1.4) и (1.13) получаем:
, (14)
Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.
В качестве главного преимущества предлагаемой методики, оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности - прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов, в отличие от пофактовой оценки конкурентоспособности [21].
1.3. Проблемы конкурентоспособности организации
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией, в настоящее время проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной.
Конкурентоспособность предприятия — один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [12].
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов [13]:
- ресурсного фактора – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
- ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
- «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности.
Их можно разделить на три группы факторов [10]:
- технико-экономические;
- коммерческие;
-нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое (tm) продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают [8]:
- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
- рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
- имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т.д.)
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами следует понимать:
- Меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации).
- Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов).
- Деятельность общественных и негосударственных институтов.
- Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы [16].
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить общие недостатки представленных методов.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого предприятия и конкурентов. Путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:
K= Kr* KI, (1)
где K- конкурентоспособность исследуемого предприятия,
Kr - коэффициент операционной эффективности,
KI - коэффициент стратегического позиционирования.
Операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.
Универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме:
r =В/З, (2)
где r - операционная эффективность предприятия,
В - выручка от реализации продукции,
З - затраты на производство и реализацию продукции.
Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке:
R =ВS/ЗS, (3)
где R - операционная эффективность по выборке,
ВS - выручка от реализации продукции по выборке,
ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.
Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым предприятием. Выборка может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли.
Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке:
Kr = r/R, (4)
где Kr - коэффициент операционной эффективности,
r - операционная эффективность предприятия,
R - операционная эффективность по выборке.
Стратегическое позиционирование обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.
Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:
Д =В / V, (5)
где Д- доля рынка предприятия,
В - выручка от реализации продукции предприятия,
V- объем рынка.
Доля рынка по выборке запишется так:
ДS = ВS/ V, (6)
где ДS - доля рынка по выборке,
ВS - выручка от реализации продукции по выборке,
V- объем рынка.
Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле:
ΔД = (B/ V) * (V0 / В0), (7)
где ΔД -изменение доли рынка предприятия,
В0 - выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде,
V0- объем рынка в предшествующем периоде.
Изменение доли рынка по выборке:
ΔДS = (ВS / V) * (V0 / В0S), (8)
где ΔДS - изменение доли рынка по выборке,
В0S- объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде,
V0- объем рынка в предшествующем периоде.
Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получаем:
(ΔД/ ΔДS) = (В / В0) * (В0S / ВS), (9)
Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки:
(ΔД/ ΔДS) = (I / IS) , (10)
где I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия,
IS- индекс изменения объемов выручки по выборке.
При этом:
I = (В / В0), (11)
IS = (ВS / В0S), (12)
Однако объемы выручки по природе своей совершают большие колебания, чем показатели операционной эффективности. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:
, (13)
Тогда с учетом выражений (1.4) и (1.13) получаем:
, (14)
Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.
В качестве главного преимущества предлагаемой методики, оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности - прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов, в отличие от пофактовой оценки конкурентоспособности [21].
1.3. Проблемы конкурентоспособности организации
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией, в настоящее время проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной.
Конкурентоспособность предприятия — один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [12].
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов [13]:
- ресурсного фактора – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
- ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
- «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности.
Их можно разделить на три группы факторов [10]:
- технико-экономические;
- коммерческие;
-нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое (tm) продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают [8]:
- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
- рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
- имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т.д.)
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами следует понимать:
- Меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации).
- Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов).
- Деятельность общественных и негосударственных институтов.
- Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы [16].