Файл: Теоретические основы оценки конкурентоспособности организаций в современных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить общие недостатки представленных методов.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого предприятия и конкурентов. Путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:

K= KrKI, (1)

где Kконкурентоспособность исследуемого предприятия,

Kr - коэффициент операционной эффективности,

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.

Универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме:

r =В/З,           (2)

где r - операционная эффективность предприятия,

В - выручка от реализации продукции,

З - затраты на производство и реализацию продукции.

Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке:

R =ВS/ЗS,          (3)

где R - операционная эффективность по выборке,

ВS - выручка от реализации продукции по выборке,

ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым предприятием. Выборка может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли.

Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке:


Kr = r/R,  (4)

где Kr - коэффициент операционной эффективности,

r - операционная эффективность предприятия,

R - операционная эффективность по выборке.

Стратегическое позиционирование обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.

Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:

Д =В / V,        (5)

где Д- доля рынка предприятия,

В - выручка от реализации продукции предприятия,

V- объем рынка.

Доля рынка по выборке запишется так:

ДS = ВSV,           (6)

где ДS - доля рынка по выборке,

ВS - выручка от реализации продукции по выборке,

V- объем рынка.

Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле:

ΔД = (BV) * (V0 / В0),          (7)

где ΔД -изменение доли рынка предприятия,

В0 - выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде,

V0- объем рынка в предшествующем периоде.

Изменение доли рынка по выборке:

ΔДS = (ВS / V) * (V0 / В0S),    (8)

где ΔДS - изменение доли рынка по выборке,

В0S- объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде,

V0- объем рынка в предшествующем периоде.

Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого предприятия соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получаем:

(ΔД/ ΔДS) = (В / В0) * (В0S / ВS),     (9)

Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки:

(ΔД/ ΔДS) = (I / IS) ,          (10)



где I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия,

IS- индекс изменения объемов выручки по выборке.

При этом:

I = (В / В0),           (11)

IS = (ВS / В0S),         (12)

Однако объемы выручки по природе своей совершают большие колебания, чем показатели операционной эффективности. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

,          (13)

Тогда с учетом выражений (1.4) и (1.13) получаем:

,    (14)

Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.

В качестве главного преимущества предлагаемой методики, оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности - прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов, в отличие от пофактовой оценки конкурентоспособности [21].
1.3. Проблемы конкурентоспособности организации

В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией, в настоящее время проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной.

Конкурентоспособность предприятия — один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [12].


Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов [13]:

 ресурсного фактора – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;

 ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;

 «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности.

Их можно разделить на три группы факторов [10]:

 технико-экономические;

 коммерческие;

-нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое (tm) продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают [8]:

 конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

 предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

 рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

 имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.


Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т.д.)

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

 Меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации).

 Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов).

- Деятельность общественных и негосударственных институтов.

 Деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы [16].