Файл: Билет 1 Процесс обучя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИЛЕТ №18 1)Формы воспитат. работы. Массовые: коллективные труд. дела; праздники, вечера, утренники; смотры худож. творч-ва; выставки; спортивные, труд. соревнования и турниры. Групповые: труд. объединения; художественно-творческие объед-я; клубы по интересам, предмет. кружки; детские общест-е объед-я, и организации. Индивид-е: индивид. научно-познав-я, творч. и трудовая деят-ть; общест-ые поруч-я. Под методами воспитания следует понимать способы проф. взаимод-я педагога и уч-ся с целью решения образовательно-восп. задач. Классификация: методы формир-я сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации деят-ти, и формир-я опыта общест-го повед-ия; методы стимулир-я и мотивации деят-ти, и повед-ия личности; методы контроля, самоконтроля и самооценки в восп-ии.

2)Воспит. система – это система взаимосвяз. компонентов, обеспеч-ая эффективность развития личности. Осн-е компоненты СВ. ВС состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов СВ школьников можно отнести след. компоненты: · Индивидуально-групповой; · Ценностно-ориентационный; · Функционально-деятельностный; · Диагностико-результативный; · Отношенческо-коммуникативный. Принципы построения ВС: 1) Принцип природосообразности - учитывать психические и возрастные особенности детей. 2) Принцип культуросообразности – закл-ся в знакомстве детей с культурой, нац. традициями. 3) Принцип гуманности - любовь к ребёнку, развитие его творч-го потенциала. 4) Личностно-ориентированное обучение – способствует становлению духовно-нравст. ценностей. 5) Пед. сотрудничество – взаимод-е взрослых и детей. Организация ВС предусм-т реализацию теорет-й концепции в учебно-воспит. процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соотв-х условий, направленных на рез-т.



БИЛЕТ № 3. 1) (ФГОС) – это совок-ть треб-й, обяз-х при реализации осн-х обр-х программ нач., общего, осн-го общего, сред. (полн.) общего, нач. проф-го, сред. проф. и высш. проф. обр-я обр-ми учреж-ми, имеющими гос. аккредитацию.ФГОС и фед. гос. треб-я обеспеч-т: 1) ед-во обр-го простр-ва РФ; 2) преемственность осн-х обр-х программ; 3) вариативность содерж-я обр-х программ соотв-го уровня обр-я, возможность формир-я образ-х программ различных ур-ня сложности и направл-ти с учетом образ. потребностей и способностей обуч-ся; 4) гос. гарантии уровня и кач-ва обр-я на основе единства обяз-х треб-ий к условиям реализации основных обр-х программ и рез-м их освоения. Стандарт включ. в себя треб-я: 1) к рез-м освоения основной обр-ой программы сред. (полн.) общего обр-я; 2) к структуре основной обр-ой программы сред. (полного) общего обр-я, в том числе треб-я к соотнош-ю частей основной обр-й программы и их объёму, а также к соотн-ю обяз-ой части основной обр-ой программы и части, формируемой уч-ками обр. процесса; 3) к условиям реализ. основной обр-й прогр-мы сред.(полн.) общего образ-я, в том числе кадровым, финанс. и др. условиям. Треб-я к рез-м, структуре и условиям освоения основной обр-й прогр-мы сред. (полн.) общего обр-я учит-т возр-е и индивид. особ-ти обуч-ся на ступени сред. (полн.) общего обр-я, включая обр-е потреб-ти обуч-ся с огр-ми возмож-ми здоровья и инвалидов, а также значим-ть данной ступени общего обр-я, позволя-го обуч-ся получить подготовку, необх-ю и достаточную для продолж-я обуч-я в учреж-х проф. образ-ия, проф. деят-ти и успеш. соц-зации.

2)Инновация (нововведение) – рассматр-ся с нескольких сторон: во-первых, как некоторый законченный общий процесс получ-я, освоения, приспос-я к новшеству, трансформации и выгод-го использ-я новшества; во-вторых, как часть процесса, огранич-ая рамками фирмы, рамками потреб-ля, который осущ-т свои операции трансформации и выгодного использования новшества; в-третьих, как ряд результатов процесса получ-я и использ-я новации Инноватор – это лицо, принявшеен. к потреблению, то есть к дальнейшему преобр-ю или использ-ю. После принятия н. к потреб-ю инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юр. и физ. лицом. Фирма (либо человек) стан-ся инноватором при соблюдении как минимум 2 условий: (1) после приобр-я н. (2) при опред-й работе с нововведением. Новация (новшество) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творч. деят-ти, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобр-я и использ-я. Н. может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характ-ся заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является рез-м творческой или интелл-ой деят-ти, и то, что является новым для потребителя. 2. Новатор – создатель нового. Новаторами могут быть физ. и юр. лица. Физ. лица: люди любой профессии, создавшие в рез-те интел-ой деят-ти что-то новое. Юр. лица: фирмы (организации) компании, корпорации, учрежд-я, которые также в рез-те творч. деят-ти своих сотрудн-в создали что-то новое. Сущность инновации раскр-ся в нескольких аспектах: 1) инновация отожд-ся с нововведением, новшеством; 2) инновация рассмат-ся как процесс созд-я новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и упр-я производством; 3) инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога. Таким образом, новацию можно считать инновацией лишь при соблюдении двух условий: 1) новшество должно быть принято данным потребителем; 2) новшество должно обладать признаком новизны для данного потреб-ля.




БИЛЕТ №19 1) Под проектир-м поним-ся процесс создания объекта предстоящей деят-ти.Под учебно-воспит. ситуацией поним-ся совок-ть обстоятельств учеб. взаимод-я и взаимоотношений, обуч-х и обучаемых, которые требуют принятия реш-я и соотв-х действий или поступков со стороны участников. Основными эл-ми учебно-воспит. ситуации являются: 1) цели восп-я; 2) объекты восп-го воздействия; 3) субъекты воспит-го воздействия, которые приводят в движ-е пед. ситуацию, переводя ее в пед. задачу и решая ее. Форма взаимод-я в воспи-и: 1) сотруд-во –взаимод-е в учебно-восп. ситуации, при котором 1 чел-к способен уловить сост-е другого. В основе сотруд-ва лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения.; 2) конфронтация, открытое (скрытое) неприятие позиций прот-х сторон по причинам объективно-субъективного характера, позитивное разреш-е ситуации. Формы организации и проявл-я воспит-го процесса: ситуации стимулир-я; сит. успеха; конфликт. ситуации; ситуации риска; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказ-я;

2)Закономерности восп-я – это объективные, постоянные связи, сущест-е между явлениями и процессами восп-я. К основным законом. восп-я относят след.: 1. Единство целей, содержания и методов восп-я. 2. Единство обучения и воспитания в целостном пед. процессе. 3. Восп-е личности происходит только в процессе включения ее в деят-ть. 4. В процессе восп-я необх. проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требоват-ю. 5. В проц. восп-я необх. открывать перед уч-ся перспективы их роста, помогать им добив-ся радости успехов. 6. В процессе восп-я необходимо выявлять полож-е кач-ва учащихся и опир-ся на них. Принципы восп-я – это исходные начала, основные требования, на основе которых строится процесс восп-я, его содержание и организация. К основным из них можно отнести след.: •принцип народности – единства общечел-го и нац-го; любви к родному краю, его истории, традициям; •принцип природосообразности восп-я (учета природы чел-ка, его возр-х, физиолог-х, особенностей); •принцип гуманизации, демократизации восп-я; •принцип непрер-ти восп-я; •принцип послед-ти, систематичности форм и методов восп-я; •принцип связи восп-я с жизнью и практикой.





БИЛЕТ №15 1) КомпетенцияСоотв-е треб-м, предъявляемым при устройстве на работу «Компетентный» в своем деле человек, означает «осведомленный, явл-ся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, полноправный, облад-й кругом полномочий, способный» Компет-ть – рез-т овлад-я компетенц-ми; компетент-ть чел-ка может быть боле или менее высокой, в завис-ти от того, сколькими компетенциями он владеет и каков ур-нь влад-я ими. Пед. процесс - процесс обуч-я и восп-я личности. Компетент. подход – совок-ть общих принципов опред-ия целей образ-ия, отбора содерж-я образ-я, организации образ-го процесса. К числу таких принципов относятся след. положения: - смысл обр-я закл-ся в развитии у обуч-х способ-ти самост-но решать проблемы в различных сферах и видах деят-ти на основе использ-я соц. опыта. - смысл организации образ. процесса закл-ся в создании условий формир-я у обучаемых опыта самост-го решения познав-х, нравст, и иных проблем, состав-х содерж-е обр-я.

2) Гражданское восп-е - это соц.-пед. процесс, формир-й личность, хорошо разбирающуюся в системе экономических, правовых и политических отношений. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотич. восп-е – целенапр-я деят-ть органов гос. власти и общест-х организаций по формир-ю у граждан высокого патриотич. сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Цель Патриотич. воспитания– повлиять на рациональную и эмоц-ю сферу человека, выполняющего или готовящего вып-ть конкретные соц. роли в обществе. Патриотизм, как и гражданственность характ-ся осознанной законопослушностью и преданностью Родине. Патриотич. восп-е тесно связано с гражданским воспитанием, в задачи которого входит формир-е гражданина свободного демократ-го гос-ва, облад-го общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответст-ю, уваж-м прав и обязанностей демокр-го гос-ва, уважением к его законам.


БИЛЕТ №16 1)Современный восп-й процесс основ-ся на теориях, которые формир-сь и эволюционировали в течение многих веков.  Ж.-Ж. Руссо сформировал теориюсвободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формир-ии личности ребёнка, в развитии его природных задатков. Теория И. Гербарта теория авторитарного воспитания ставит целью формир-е у ребёнка послушания, посредством угроз, надзора, запретов. К.Роджерс теория гуманистич. Восп-я опир-ся прежде всего на учет личностных и индив-х особенностей воспитанника. Бихевиоризм – психолого-пед. теория восп-я. Согласно этой теории, восп-е должно основ-ся на новейших достиж-х наук о человеке. Прагматическая теория восп-я и развития личности основ-ся на философии, прагматизма которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу.Неопозитивизм утверждает христианские и общечел-е ценности в воспитании (восп-е доброты, гуманизма, честности.)

2) Проект - это совок-ть опред-х действий, документов, замысел для созд-я реального объекта, предмета, созд-я разного рода теорет-го продукта. При создании коллектива нужно начинать с постановки ясных целей, которые предст-т собой довольно мощное объединяющее ср-во. Процесс формир-я коллектива состоит в прохождении послед-но неск-х стадий развития. Процесс упр-я коллективом со стороны рук-ля закл-ся в грамотном переводе его из одной стадии развития в другую, более высокую. К стадиям формир-я коллектива относятся:1) возник-е;2) формир-е;3) стабилизация;4) совершенст-е или распад. Стадия возник-я характ-ся этапом созд-я организ-ии или приходом нового начальника. На этой стадии задаются целевые установки, проек-ся формаль. структура труд. коллек-ва, органы управ-я, сист. отчетности. Стадия формир-я предпол-т образ-е неформал. малых групп, когда внешние воздействия замен-ся внутр-ми импульсами, а также формир-ся общест-е мнение коллектива. Для стадии стабилиз-ии характерно достиж-е сост-я зрелости коллектива. В рез-те действия внеш. и внутр. факторов коллектив может перейти в стадию соверш-я или распада. Распад коллектива совсем необяз-но означает его ликвидацию. При выпол-ии условий, необх-х для возник-я коллектива он способен трансф-ся в новый эффективно развив-ся коллектив.





БИЛЕТ №14 1) Мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распростр-я инф-ии о деят-ти пед. системы, обесп-я непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозир-е ее развития. Кач-во обр-я - со­вок-ть показателей, характ-х эф­фективность деят-ти образ. учреж-я в целях развития личности уч-­ка и уч-ля и включ. в себя: -  качество условий (управленческих, психолог-х, санитарно-гигиени­ческих); -  качество образ. процесса - качество содерж-я (инвариантный уровень, вариативный ур., личностный ур.); -  качество образ. технологий (раскрытие потенциала уч-ка, владение клю­ч-ми компетенциями); -  качество конечных рез-в (образ-ть ученика на основе его обученности). В рамках комп-го подхода в совр-ом образ. пространстве необх-мо овлад-е ключ-ми компетенциями. Это основа для формир-я межкультурной компетентной личности, которая должна обладать след. качествами: -  способ-ть увидеть возможность взаи­моотношения между разными культурами; -  способ-ть быть посредником, интер­претировать одну культуру в терминах другой; -  критическое и аналитическое поним-е собст-й и иной культуры; Межкультурная компетенция - мощный стимул для развития личности, повышения качества обр-я.

2) Поликультурное восп-е— это процесс, напр-й на подготовку совр-х россиян в многонац-м пространстве, который способ-т приобщению к родным языкам, культурам через понимание особенностей других этносов. Задачей поликульт. пед-ки является восп-е россиянина- гражданина, способного к эффективной жизнед-ти в многонац-й и поликультурной среде. Главные цели поликульт. восп-я представлены такими понятиями, как «плюрализм», «равенство», «объединение», которые как нельзя лучше способствуют воспитанию гражданина демократ-го гос-ва с присущей ему культурой. Понятие тол-ти опред-ся как: Уважение к разнообразию различ. мировых культур, цивилизаций. Готовность к пониманию и сотруд-ву с людьми, различ-ся по внешности, языку, убеждениям, верованиям; Конфессиональная толер-ть - это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других Этническая тол-ть – признание согласия между религиями и народами. Критериями толерантности являются: 1. Равноправие (равный доступ к благам, независимо от их нац-ти, религии); 2. Взаимоуваж-е членов группы или общества, доброж-ть к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); 3.  Возможность следовать своим традициям для всех культур, представ-х в данном обществе; 4.  Свобода вероисп-я при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 5. Сотруд-во и солидарность в решение общих проблем;





БИЛЕТ №111) Образ-е – овладение сист. умений и навыков, формир-е личности развития её творческих способ-й, подготовки к общественной жизни, к труду. Цели образования опред-ся соц. строем общества и имеют опред-ю структуру. Глобальной целью обр-я явл-ся всестороннее развитие личности. Целью совр-го обр-я явл-ся развитие качеств личности, необх-х ей и обществу для включения в соц. значимую деят-ть В совр-й отеч-й пед-ке фиксир-ся след. цели образования: - развитие духовных сил, способностей и умений, позвол-х чел-ку преодолевать жизненные препятствия; - обеспеч-е возможностей для личностного и проф. роста и для осущ-я самореализации; - овлад-е чел-ком средствами, необх-ми для достиж-я интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; Восп-е - процесс целенапр-го формир-я личности в соотв-ии с действующими в обществе нормами. Целью восп-я принято считать то, что бы мы хотели видеть в конечном итоге (к чему стремимся). Основные цели восп-я: умственное, физ-е, нравст-е, эстет-е, трудовое, проф. и духовное развитие человека. С взрослением ребенка восп-х целей становится все больше.

2)  Социализация - процесс усвоения индивидом образцов повед-я, психолог-х установок, соц. норм и ценностей. Стадии соц-зации: 1.пассивная соц-зация, характерно пассивное повед-е. 2.Нормативная соц-зация. На первый план выходит взаимод-е с окруж-ми. 3.Рефлексивная соц-зация. Предпол. осознание окруж. соц. действ-ти и своего места в ней. 4.Субъективная соц. Главным явл-ся осознание окр-й среды как целостности, прояв-ие субъек-ых свойств. Агенты социализацииАгентами соц-зации явл-ся люди, в непосредст-м взаимод-ии с которыми протекает жизнь человека. Таковыми выступают родители, братья и сестры, родств-ки, сверстники, учителя. Ср-ва соц-зации: 1) Язык - с его помощью человек принимает, анализ-т и передает инф-ю;2) Ценности - идеальные предст-я, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки; 3) Нормы - усвоенный личностью образ мышления, повед-я, общения.; 4) Навыки и умения - образцы деят-ти. Факторы социализации. 4 группы1.Мегафакторы – космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на соц-зацию. 2. Макрофакторы – страна, этнос, общ-во, гос-во, которые влияют на соци-цию всех живущих в опр-х странах. 3. Мезофакторы – условия соци-ции больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения. 4. Микрофакторы – факторы, непос-но влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют. Механизмы социализации. Импринтинг (запечатление) – фиксир-е человеком особенностей воздейст-х на него. Экзистенциальный нажим – овлад-е языком и неосознавае­мое усв-е норм соц. повед-я. Подражание – след-е какому-либо примеру, образцу. Идентификация - процесс неосозн-го отождеств-ия чел-ком себя с другим человеком, группой, образцом.