Файл: Г. В. Рудианов устройство и эксплуатация пзрк 9К38 Боевые средства пзрк 9К38.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 822

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Бат аре я
Аз от
Фоториемник
ОК
Антенна
НРЗ
НАКОЛ
ИСХ
ОДН
Оптическая система с ротором- гироскопом
НРЗ
1Л14
АРП
Система охлаждения
Рулевая машинка
ПУД
ПАД
БИП
Пусковой крючок
АР
РП
РР
Н
А
К
О
Л
Фотоприемник
ВК
ПМ
Неиспр
БЧ
Двигательная установка
0,8 с
ПИМ
ПТ
Рис. 2. Структурная схема боевых средств ПЗРК «Игла»
При принятии решения на обстрел визуально наблюдаемой цели стрелок- зенитчик путем поворота рычага накола НБП в положение НАКОЛ приводит в действие НБП 9Б238. Хладагент с баллона поступает в охлаждающее устройство
ТГСН и в механизм накола батареи, которая выходит на режим и запитывает напряжением элементы трубы, электронный блок ПМ и ТГСН. Происходит раз- гон ротора гироскопа и его арретирование на 5°, которое заключается в наклоне оптической оси следящего координатора на 5° ниже оси трубы (или, что то же самое, на 5° выше линии прицеливания) – для запоминания уровня фона.
Стрельба ПЗРК возможна в режимах «Автомат» и «Ручной». Тот или иной режим выбирается нажатием пускового крючка, который имеет три положения: исходное положение – арретированное (АР), среднее положение – разрешено разарретирование (РР), положение до упора – разрешен пуск (РП).
После нажатия пускового крючка (до любого положения) происходит арре- тирование на 10° (на 10° ниже оси трубы), т.е. оптическая ось следящего коор- динатора совмещается с линией прицеливания.
В режиме «Автомат» после прицеливания пусковой крючок ПМ нажимает- ся сразу до упора. Ротор гироскопа разарретируется и появляется световая (лам- па на задней стойке прицела) и звуковая (телефон в ПМ) индикация.

13
Пуск ракеты в режиме «Автомат» возможен, если в течение 0,8 с после нажатия на пусковой крючок будут выполнены следующие условия:
 сигнал от цели и фона превышает сигнал от фона не менее чем в четыре раза;
 ТГСН надежно удерживает в поле зрения цель, имеющую угловую ско- рость не менее 4 град/с;
 угол между оптической осью гироскопа и линией прицеливания трубы не превышает 2°;
 угловая скорость линии визирования не превышает 12 град/с;
 цель не отвечает на запрос НРЗ.
При выполнении этих условий АРП выдает сигнал на электровоспламени- тель ПАД. Через 0,72 с (время выхода на режим бортовых источников энергии) напряжение подается на электровоспламенитель стартового двигателя, который срабатывает и выбрасывает ракету из трубы со скоростью 28 м/с, придавая ей вращение относительно продольной оси до 20 об/с.
При движении ракеты по трубе происходит срезание трубки подвода хлада- гента к ТГСН, расстыковка ракеты с вилкой бортразъема трубы и обрыв прово- дов контактной сети двигательной установки.
Стартовый двигатель заканчивает работу в трубе и останавливается в ней с помощью улавливающей втулки и разжимного кольца. Форсом пламени старто- вого двигателя поджигается лучевой воспламенитель замедленного действия, установленный в маршевом двигателе.
При вылете ракеты из трубы происходит раскрытие рулей, пластин деста- билизаторов и крыльевого блока.
Режим «Ручной» включается переводом пускового крючка в среднее поло- жение. При этом ротор гироскопа разарретируется, при наличии сигнала от цели появляются световая и звуковая индикация. Автомат разарретирования и пуска
(АРП) в течение 0,6 с производит анализ сигнала от цели: сигнал от цели и фона больше сигнала от фона не менее чем в четыре раза;
СКЦ надежно удерживает цель, имеющую скорость не менее 4 град/с; угол между оптической осью гироскопа и линией прицеливания трубы должен быть не более 2°; угловая скорость линии визирования меньше 12 град/с.
При положительных результатах анализа выдается сигнал на НРЗ, который производит опознавание цели. Если цель не отвечает на запрос НРЗ ("чужой"), через 0,2 с информация об этом поступает с НРЗ на АРП.
При нажатии на пусковой крючок до упора АРП выдает напряжение посту- пает на электровоспламенитель ПАД и далее процесс протекает аналогично ре- жиму «Автомат».
В случае потери цели ротор гироскопа ТГСН автоматически арретируется в обоих режимах пуска.


14
Если по запросу НРЗ цель отвечает правильным кодом ("свой"), то в обоих режимах АРП выдает запрет на пуск, о чем свидетельствует прерывание сигна- лов звуковой и световой индикации с частотой 12,5 Гц, которое продолжается до возвращения пускового крючка в исходное положение.
Через 0,33-0,5 с после срабатывания стартового двигателя (на удалении не менее 5,5 м от стрелки-зенитчика) срабатывает маршевый двигатель, ракета раз- гоняется до маршевой скорости, которая поддерживается в полете за счет второ- го режима (горение топлива по меньшей площади) работы двигателя.
Поддержание скорости вращения ракеты относительно продольной оси обеспечивается за счет наклона пластин крыльев и дестабилизаторов относи- тельно продольной оси ракеты.
При вылете ракеты из трубы раскрываются рули, подается напряжение на электровоспламенители порохового управляющего двигателя и взрывательного устройства. При срабатывании электровоспламенителя взрывательного устрой- ства вступает в работу предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ), ступени которого последовательно снимаются в процессе полета и ПИМ взво- дится на удалении около 180 м от стрелки-зенитчика.
При срабатывании ЭВ порохового управляющего двигателя (ПУД) воспла- меняется заряд ПУД, пороховые газы которого осуществляют управление раке- той на начальном участке траектории полета и разворот ракеты для придания ей необходимых углов упреждения и возвышения.
В процессе слежения за целью ТГСН вырабатывает сигнал управления, ко- торый поступает на рулевую машинку, обеспечивающую управление ракетой в полете.
При встрече ракеты с целью срабатывают контактные датчики цели взрыва- тельного устройства, от которых срабатывает боевая часть. Детонационный им- пульс через трубку взрывателя передается к заряду взрывного генератора, от которого происходит подрыв остатков топлива двигательной установки.
При промахе ракеты (по истечении 14-17 с) происходит ее самоликвидация.
Средства связи и целеуказания комплекса 9К38 предназначены для боево- го обеспечения боевых средств ПЗРК. Средством целеуказания является пере- носной электронный планшет 1Л15 (рис. 2). Связь организуется при помощи радиостанций Р-147, Р-147П, Р-162-01, Р-163-0,5Р.

15
Рис. 3. Средства приема целеуказания и связи комплекса 9К38
В состав СОСН 9С520 входят:
• приборы ночного видения (ПНВ) 1ПН72;
• переносной электронный планшет (ПЭП) 1Л110–1;
• индивидуальные средства целеуказания (ИСЦ) 9С520.01.
Целераспределение стрелкам-зенитчикам производит командир отделения на основе анализа воздушной обстановки, наблюдая её на экране индикатора
ПЭП и выдавая адресное целеуказание посредством набора данных (№ стрелка- зенитчика, № цели) на клавишной панели ПЭП 1Л110–1.
Рис. 4. Средства обеспечения стрельбы ночью (СОСН) 9С520


16
Средства технического обслуживания комплекса 9К38 «Игла» предназна- чены для текущего обслуживания и регламентных работ с боевыми средствами
ПЗРК. Средства технического обслуживания комплекса включают подвижный контрольный пункт (ПКП) 9В866 (рис. 5) и контрольно-проверочную аппарату- ру 9Ф719.
Рис. 5. Подвижный контрольный пункт (ПКП) 9В866 и контрольно- проверочная аппаратура (КПА) 9Ф719
Учебно-тренировочные средства (рис. 6) комплекса 9К38 «Игла» предна- значены для обучения стрелков-зенитчиков правилам боевой работы на ПЗРК и приобретения практических навыков в обращении с ним. Они включают в себя: полевой тренажер 9Ф635, учебно-тренировочный комплект 9Ф663 и унифици- рованный тренажер 9Ф624.
Рис. 6. Учебно-тренировочные средства
В походном положении боевые средства комплекса переносятся на плече- вом ремне за спиной.
Пуск ракеты производится с плеча из положения стоя или с колена с откры- той позиции, обеспечивающей обзор воздушного пространства.
Комплекс также позволяет производить пуски из окопа, с позиции занима- емой на воде и болотистой местности, с бронетанковой техники и автомобилей,

17
движущихся по ровной местности со скоростью не более 20 км/ч, пуск ракеты может производиться стрелком-зенитчиком в индивидуальных средствах проти- вохимической защиты.
Обслуживание комплекса с помощью ПКП 9В866 осуществляется силами специализированного расчета.

Глава 2. УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ СРЕДСТВ
ПЗРК 9К38
2.1. УСТРОЙСТВО ЗУР 9М39 1. НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ, ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗУР 9М39
Зенитная управляемая ракета 9М39 предназначена для поражения воздуш- ной цели.
Функционально ЗУР состоит из:
 планера;
 реактивного двигателя;
 аппаратуры наведения;
 автопилота;
 бортового источника электропитания;
 взрывателя;
 боевой части.
Планер зенитной управляемой ракеты 9М39 предназначен для создания управляющей аэродинамической силы, размещения бортовой аппаратуры управ- ления, боевого снаряжения, а также двигательной установки ракеты.
Планер ЗУР 9М39 (рис. 1) включает следующие элементы:
 аэродинамический насадок;
 рули;
 дестабилизаторы;
 корпус ракеты;
 крыльевой блок.
1
4
3
2
5
Рис. 1. Планер ЗУР 9М39:
1 – аэродинамический насадок; 2 – рули; 3 – дестабилизаторы; 4 – корпус раке- ты; 5 – крыльевой блок

18
Корпус ракеты состоит из скрепленных между собой отсеков, является не- сущей конструкцией планера и принимает на себя всю силовую нагрузку в поле- те.
Рули представляют собой две подвижные симметрично расположенные на корпусе ЗУР аэродинамические поверхности, обеспечивающие управление по- летом ракеты.
Дестабилизаторы состоят из двух неподвижных профильных металличе- ских пластин, расположенных симметрично корпуса ракеты перпендикулярно рулям. Дестабилизаторы обеспечивают быстродействие и создание управляюще- го момента.
Крыльевой блок предназначен для аэродинамической стабилизации ракеты в полете, создания подъемной силы при наличии углов атаки и поддержания требуемой скорости вращения ЗУР на траектории.
Аэродинамический насадок предназначен для снижения сопротивления набегающего потока воздуха и представляет собой заостренный стержень с внешней винтовой канавкой, укрепленный на обтекателе в головной части ОГС.
Конструкция планера выполнена по аэродинамической схеме «утка», в ко- торой рули и дестабилизаторы расположены впереди центра тяжести, а крылья в хвостовой части ракеты. Подъемная сила рулей и крыльев добавляется к подъ- емной силе корпуса ракеты, создаваемой за счет угла атаки. Наряду с аэродина- мическими силами на ракету в полете действует сила тяги двигателя, который перемещает ЗУР к цели и участвует в создании управляющих сил и моментов.
Конструктивно зенитная ракета 9М39 состоит из скрепленных между со- бой отсеков (рис. 2).
Рис. 2. Состав ЗУР:
1 – оптическая головка самонаведения; 2 – рулевой отсек; 3 – боевое снаряже- ние; 4 – маршевая двигательная установка с крыльевым блоком; 5 – стартовая двигательная установка
ОГСН предназначена для захвата и автосопровождения целей, а также формирования сигналов управления ракетой.
В ОГСН размещены:
 координатор со следящей системой;
 автопилот.
Рулевой отсек обеспечивает газо-аэродинамическое управление ракетой и электропитанием бортовой аппаратуры, боевого снаряжения и других систем
ЗУР в полете.


19
В корпусе рулевого отсека размещены: рулевая машинка с рулями (РМ); бортовой источник питания (БИП); датчик угловых скоростей (ДУС); усилитель (УДУС); пороховой аккумулятор давления (ПАД); пороховой управляющий двигатель (ПУД); розетка с блоком взведения (РБВз); дестабилизатор.
Боевое снаряжение ракеты (БСН) предназначено для поражения воздушных целей.
БСН включает: боевую часть (БЧ); взрыватель (ВЗ); взрывной генератор (ВГ).
БСН конструктивно выполнена в виде неразъемного соединения.
Боевая часть является несущим отсеком ракеты, в котором размещены все составные части боевого снаряжения.
Двухрежимная однокамерная маршевая двигательная установка предназна- чена для разгона ракеты до маршевой скорости и поддержания этой скорости в полете.
В отсеке МДУ размещены: маршевый заряд; воспламенитель маршевого заряда; лучевой воспламенитель.
Крыльевой блок предназначен для аэродинамической стабилизации ракеты в полете, создания подъемной силы при наличии углов атаки и поддержания требуемой скорости вращения ракеты на траектории.
Стартовая двигательная установка (СДУ) предназначена для выброса раке- ты из пусковой трубы и придания ей необходимой угловой скорости вращения.
В отсеке СДУ размещены: стартовый заряд; воспламенитель стартового заряда.
На внешней поверхности соплового блока маршевого двигателя закреплен крыльевой блок с четырьмя складывающимися крыльями.
В процессе эксплуатации ракета находится в пусковой трубе и "покидает" ее только при пуске.
Пусковая труба 9П39 является укупоркой при хранении и направляющей при пуске. Передний и задний торцы трубы закрыты легкосъемными резиновы- ми крышками. На трубе закреплены передняя и задняя стойки прицела, меха- низмы бортразъема, крепления НБП и ПМ, электрический разъем для подсоеди- нения ПМ.

20
Пусковой механизм предназначен для подготовки к пуску и осуществления пуска ракеты. В корпусе ПМ установлены: электронный блок, телефон, стопор- ное устройство, вилка разъема, пусковой крючок и контактная группа. К нижней крышке ПМ крепится НРЗ 1Л14-1, выполненный в виде отдельного блока. На корпусе НРЗ имеется светодиод, сигнализирующий о неисправности НРЗ.
Под крышкой НРЗ расположены переключатели кодов АМИ (амплитудно- модулированных импульсов) и ГИ (гладких импульсов), устанавливаемые в по- ложения, соответствующие действующему расписанию.
ЗУР 9М39 обладает следующими основными ТТХ:
Дальность поражения, м
5200
Максимальная высота поражения, м
3500
Минимальная высота поражения, м
10
Масса снаряженной ракеты, кг
10,7
Масса боевой части, кг
1,27
Калибр, мм
72
Средняя скорость полета на марше, м/с
560
Располагаемые перегрузки ракеты, ед. п.
10,2
Обеспечивается управляемый полет при падении скорости, м/с до 340
Угол зрения ОГС, град
2
Угол пеленга ОГС, град
±38
Скорость вращения относительно продольной оси, об/с
12-20
В качестве метода наведения ЗУР применен метод пропорционального сближения.
Система управления ЗУР – одноканальная.
Общее устройство бортовой аппаратуры ЗУР 9М39
Функционально элементы ОГСН и рулевого отсека объединены в бортовую аппаратуру ЗУР.
Бортовая аппаратура (БА) ЗУР 9М39 представляет собой совокупность тех- нических устройств, работа которых обеспечивает решение задач одноканальной системы управления полетом ракеты и боевого снаряжения.
Состав бортовой аппаратуры управления полетом ЗУР: оптическая головка самонаведения 9Э410; автопилот ракеты (АП).
ОГСН решает задачи измерения координат и параметров относительного движения ракеты, а также формирования команд управления ее полетом.
АП исполняет команды управления для требуемого маневра, а также стаби- лизации динамических свойств движущейся ракеты в широком диапазоне изме- нения условий ее полета.
ОГСН включает в себя: координатор цели (КЦ);