Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогика и методика начального образования (340) спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Педагогика и методика начального образования (340) СПО

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО

Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности


Выполнил:

слушатель Кокая Дарья Бадриевна

Преподаватель:

Буншафт Елена Николаевна

г. Москва - 2023
Задание 1.

Познакомьтесь в лекциях с анализом художественных произведений разных родов и жанров в начальной школе.

Разработайте беседу для учащихся начальной школы с целью анализа изобразительно-выразительных средств языка стихотворения (можно выбрать любое стихотворение из круга детского чтения в начальной школе):
Учитель начальной школы

Класс 2 «В»
Москва - 2023 г.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Задачи:

Воспитательные: помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух; воспитывать любовь к родной природе средствами изобразительного искусства.

Образовательные: использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать объяснять детям основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, обучать детей технике речи.

Развивающие: продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; развивать продуктивную деятельность детей.

Форма работы: коллективная (дети, учитель-воспитатель).

Методы и приемы: словесный: беседа, объяснение, вопросы, художественное слово; наглядный: рассматривание, наблюдение; игровой.

Представительная работа:
наблюдение за березкой на участке ДОУ, рассматривание иллюстраций к стихотворению, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. А. Есенина, портрет С. А. Есенина, словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза» (подберезовик (гриб), березняк (берёзовый лес, роща), березовый (сок).

Активизация словаря: кайма, кисти, серебро, бахрома, чувство, поэт.

Индивидуальная работа: совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки при чтении стихотворения.

Наглядный материал: пейзаж с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, значки-символы (солнышко, тучка), снежинка.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Вступительная беседа

Учитель:

-- Какое сейчас время года? (зима)

– Правильно — зима.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.)

Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная,зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра).

- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).

- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)

Воспитатель предлагает детям оценить свое настроение и обозначить его значком-символом. (солнышко или тучка) (Значки - символы индивидуально для каждого дошкольника в группе)

Учитель проводит словесную игру «Снежинка»

- Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?

- На что он похож?

- Какими красивыми словами о нем можно сказать? (белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).

Учитель: - Пушистый, белый, ватный.

Какой бывает снег?

Холодный, но приятный.

Какой бывает снег?

Колючий и скрипящий.



Какой бывает снег?

Бывает Настоящий!

2. Практическая часть

Учитель: О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.

- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.

Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России!

Первичное чтение

Сергей Есенин «Береза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Словарная работа (уточнение лексического значения слов).

- Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? (Да.)

- Как вы догадались? (Поэт изобразил лес сказочным, таинственным, деревья покрыты снегом, как будто шубами, лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный)

- Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(принакрылась снегом, как человек накрывается пуховым платком).

- Как вы думаете, почему поэт воспевает красоту березы? (Береза очень красивое дерево; у березы кора белого цвета и поэты часто говорят о том, что береза оделась в белые одежды, еще у березы очень нежные и тонкие ветви, и когда ветер дует, они колышутся очень красиво, словно машут нам).

- Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни, олицетворение (как невеста).

- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении? Какими словами?

На пушистых ветках

Снежною каймой


Распустились кисти

Белой бахромой. (Кайма, кисти, бахрома.)

- Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.

Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

И стоит береза

В сонной тишине, (все замерло.)

И горят снежинки

В золотом огне.

-Как вы думаете, почему поэт пишет, что снежинки горят?

-Разве снег горит? (это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки.)

А заря, лениво

Обходя кругом,

Осыпает ветки

Новым серебром.

- Вам понравилось это стихотворение? ( Да, очень.)

- И прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, давайте превратимся в березок)

Физкультминутка «Березка».

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов),

И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).

Разойдемся в круг большой (руки в стороны),

И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох-выдох),

И садятся птицы (приседают).

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам),

Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).

(Дети садятся на места и приступают к заучиванию стихотворения)

Учитель читает первое четверостишие:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Учитель читает второе четверостишие:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Учитель читает третье четверостишие:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Учитель читает четвертое четверостишие:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.

Повторяют все стихотворение вместе.

Затем девочки рассказывают стихотворение, а мальчики слушают и наоборот.


Учитель предлагает детям сыграть в словесную игру «Не ошибись!». Дети по очереди по цепочке рассказывает строчку из стихотворения. Игра проводится 3 раза.

3. Заключительная часть.

Учитель: Дети, в начале занятия мы вспомнили и назвали много красивых слов о снеге. В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне.

- Я предлагаю одной группе обсудить и рассказать нам, как вы понимаете эти слова? Что значит горят? Как сказать по-другому? (Блестят, блещут, сверкают, искрятся, серебрятся, светятся.)

- Вторая группа подумает и расскажет, в какую погоду любовался березкой поэт? (Поэт любовался березкой в ясную солнечную зимнюю погоду)

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)

- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз. Чтение сопровождается показом иллюстрациий зимней берёзы.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

- Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять!

- Понравилась ли вам наша беседа?

-Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (Нежность, любовь к русской природе, любование ей).

- Как называется стихотворение, которое мы выучили? (Белая береза)

- Кто автор этого стихотворения? (С. А. Есенин)

- Покажите с помощью значков-символов, каким стало ваше настроение?

- Что помогло создать это настроение?

- Хотелось бы вам поделиться этим настроением?

-. С кем?

- Чем именно хотели бы вы поделиться? ( Ответы детей)

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- О чем еще хотели узнать? ( Ответы детей)

- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе! (Ребята встают и хлопают в ладоши)

- На этом наше занятие подошло к концу, благодарю вас за внимание.

Задание 2.

Разработайте тематику проектных заданий для внеурочной работы по литературному чтению для учащихся 4 класса сроком на 1 учебный год из расчета 1 тема в месяц:

Программа курса внеурочной деятельности