Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогика и методика начального образования (340) спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования (340) СПО
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО
Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности
Выполнил:
слушатель Кокая Дарья Бадриевна
Преподаватель:
Буншафт Елена Николаевна
г. Москва - 2023
Задание 1.
Познакомьтесь в лекциях с анализом художественных произведений разных родов и жанров в начальной школе.
Разработайте беседу для учащихся начальной школы с целью анализа изобразительно-выразительных средств языка стихотворения (можно выбрать любое стихотворение из круга детского чтения в начальной школе):
Учитель начальной школы
Класс 2 «В»
Москва - 2023 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
Задачи:
Воспитательные: помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух; воспитывать любовь к родной природе средствами изобразительного искусства.
Образовательные: использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать объяснять детям основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением, обучать детей технике речи.
Развивающие: продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; развивать продуктивную деятельность детей.
Форма работы: коллективная (дети, учитель-воспитатель).
Методы и приемы: словесный: беседа, объяснение, вопросы, художественное слово; наглядный: рассматривание, наблюдение; игровой.
Представительная работа:
наблюдение за березкой на участке ДОУ, рассматривание иллюстраций к стихотворению, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. А. Есенина, портрет С. А. Есенина, словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза» (подберезовик (гриб), березняк (берёзовый лес, роща), березовый (сок).
Активизация словаря: кайма, кисти, серебро, бахрома, чувство, поэт.
Индивидуальная работа: совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки при чтении стихотворения.
Наглядный материал: пейзаж с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, значки-символы (солнышко, тучка), снежинка.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Вступительная беседа
Учитель:
-- Какое сейчас время года? (зима)
– Правильно — зима.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.)
Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная,зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра).
- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).
- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)
Воспитатель предлагает детям оценить свое настроение и обозначить его значком-символом. (солнышко или тучка) (Значки - символы индивидуально для каждого дошкольника в группе)
Учитель проводит словесную игру «Снежинка»
- Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?
- На что он похож?
- Какими красивыми словами о нем можно сказать? (белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).
Учитель: - Пушистый, белый, ватный.
Какой бывает снег?
Холодный, но приятный.
Какой бывает снег?
Колючий и скрипящий.
Какой бывает снег?
Бывает Настоящий!
2. Практическая часть
Учитель: О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.
- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.
Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России!
Первичное чтение
Сергей Есенин «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Словарная работа (уточнение лексического значения слов).
- Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? (Да.)
- Как вы догадались? (Поэт изобразил лес сказочным, таинственным, деревья покрыты снегом, как будто шубами, лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный)
- Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно?
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(принакрылась снегом, как человек накрывается пуховым платком).
- Как вы думаете, почему поэт воспевает красоту березы? (Береза очень красивое дерево; у березы кора белого цвета и поэты часто говорят о том, что береза оделась в белые одежды, еще у березы очень нежные и тонкие ветви, и когда ветер дует, они колышутся очень красиво, словно машут нам).
- Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни, олицетворение (как невеста).
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении? Какими словами?
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Кайма, кисти, бахрома.)
- Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.
Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
И стоит береза
В сонной тишине, (все замерло.)
И горят снежинки
В золотом огне.
-Как вы думаете, почему поэт пишет, что снежинки горят?
-Разве снег горит? (это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки.)
А заря, лениво
Обходя кругом,
Осыпает ветки
Новым серебром.
- Вам понравилось это стихотворение? ( Да, очень.)
- И прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, давайте превратимся в березок)
Физкультминутка «Березка».
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов),
И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).
Разойдемся в круг большой (руки в стороны),
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох),
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам),
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).
(Дети садятся на места и приступают к заучиванию стихотворения)
Учитель читает первое четверостишие:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Учитель читает второе четверостишие:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Учитель читает третье четверостишие:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Учитель читает четвертое четверостишие:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Повторяют все стихотворение вместе.
Затем девочки рассказывают стихотворение, а мальчики слушают и наоборот.
Учитель предлагает детям сыграть в словесную игру «Не ошибись!». Дети по очереди по цепочке рассказывает строчку из стихотворения. Игра проводится 3 раза.
3. Заключительная часть.
Учитель: Дети, в начале занятия мы вспомнили и назвали много красивых слов о снеге. В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне.
- Я предлагаю одной группе обсудить и рассказать нам, как вы понимаете эти слова? Что значит горят? Как сказать по-другому? (Блестят, блещут, сверкают, искрятся, серебрятся, светятся.)
- Вторая группа подумает и расскажет, в какую погоду любовался березкой поэт? (Поэт любовался березкой в ясную солнечную зимнюю погоду)
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)
- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)
Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз. Чтение сопровождается показом иллюстрациий зимней берёзы.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять!
- Понравилась ли вам наша беседа?
-Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (Нежность, любовь к русской природе, любование ей).
- Как называется стихотворение, которое мы выучили? (Белая береза)
- Кто автор этого стихотворения? (С. А. Есенин)
- Покажите с помощью значков-символов, каким стало ваше настроение?
- Что помогло создать это настроение?
- Хотелось бы вам поделиться этим настроением?
-. С кем?
- Чем именно хотели бы вы поделиться? ( Ответы детей)
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- О чем еще хотели узнать? ( Ответы детей)
- Ребята, вы сегодня молодцы! Похлопаем себе! (Ребята встают и хлопают в ладоши)
- На этом наше занятие подошло к концу, благодарю вас за внимание.
Задание 2.
Разработайте тематику проектных заданий для внеурочной работы по литературному чтению для учащихся 4 класса сроком на 1 учебный год из расчета 1 тема в месяц:
Программа курса внеурочной деятельности