Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогика и методика начального образования (340) спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Мир чтения»

4 класс

Оглавление





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13

1.1.Общая характеристика программы 13

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. 13

1.2.Цель и задачи программы 14

1.3.Учебно-методические пособия 15

Образовательные Интернет-ресурсы(при наличии) 15

Учебное оборудование(при наличии) 15

1.1. Общая характеристика программы.................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы................................................................................................4

Образовательные Интернет-ресурсы.........................................................................................5

Учебное оборудование................................................................................................................6

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА .........................................................................................................7

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………….......…………………....11


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Общая характеристика программы

Программа курса внеурочной деятельности «Мир чтения» по направлению обще интеллектуальное предназначена для учащихся 4 класса.
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа курса внеурочной деятельности является надпредметной.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 34. На

реализацию курса отводится 1 час в неделю. В классе занятия проводятся 1 раз в

неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.


Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению “Мир чтения” состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.


  1. Цель и задачи программы

Цель: продолжить проводить работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка; формировать нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, милосердие, честность; способствовать формированию читательского интереса.



Задачи:

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию;

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса к чтению;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;

- формирование через литературу основных моральных качеств человека;

- воспитание нравственности на примере биографий писателей, их литературных героев;

- воспитание любви к чтению;

- развитие интереса к творчеству писателей;

- развивать речь, мышление, память. воображение ребёнка;

- умение работать в коллективе;

- формировать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту.


  1. Учебно-методические пособия


1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. “Чтение с увлечением. 4 класс. Развивающие задания для школьников” Волгоград, ООО “Планета” 2019

2.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

3. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

4. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

5. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999..

6. Русские писатели XX в. Биографии. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. — М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия»

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

  2. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 2000

  3. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  4. Хрестоматия. 4 класс. Москва, 2015


Образовательные Интернет-ресурсы(при наличии)

1. Сайт Инфоурок https://www.google.com

2. Интернет ресурсы
Учебное оборудование(при наличии)

Мультимедийное оборудование


Электронные образовательные ресурсы (программное обеспечение) (при наличии)

Презентации по изучаемым темам
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих образовательных результатов:


Личностные результаты:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Метапредметные результаты:

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

Предметные результаты:

- дать знания о работе с книгой, её составных частях

- способствовать усвоению знаний о писателях, литературных жанрах, произведениях

- расширять читательский кругозор, читательское пространство

- развивать умение работать с книгой, с текстом

- развитие памяти, внимания, воображения

- воспитывать заинтересованного ученика-читателя

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;


- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


      1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Здравствуй, книга! (1 ч.)

Тема 1. Правила работы с книгой. Структура книги (1ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Повторение правил пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам.

Раздел 2.Введение в тематику занятий «Живые страницы истории» (1ч.)

Тема 2. Наша Родина – Россия. Государственные символы России. (1ч.)

Общее знакомство с произведениями, направленными на формирование патриотизма. Обобщение полученных ранее знаний о государственных символах России.

Раздел 3. Из героической истории XIIIXVII веков (4ч.)

Тема 3. Олег Тихомиров«Александр Невский» (1ч.)

Биография О.Тихомирова. Знакомство с рассказом. Беседа о значимых сражениях. Анализ поступков героев. Работа с пословицами.

Тема 4. Георгий Шторм «На поле Куликовом» (1ч.)

Биография Г.Шторма. Знакомство с рассказом. О качествах главного героя. Анализ поступков героев. Рассуждения о смелости. Работа с кроссвордом.

Тема 5. Кирилл Кочегаров «Минин и Пожарский» (1ч.)

Биография К.Кочегарова. Сопоставление исторических героев с их качествами. Толкование трудных слов. Рассуждения о храбрости, о любви к Родине, об умении народа сплачиваться в трудные времена. Работа с анаграммами.

Тема 6. Сергей Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе» (1ч.)

Биография С.Алексеева. Знакомство с рассказом. Толкование непонятных слов. Сопоставление иллюстрации с содержанием. Соотнесение картинки с отрывком из произведения.

Раздел 4. Из героической истории XVIIIXIX веков (6ч.)

Тема 7. Сергей Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени» (1ч.)

Знакомство с произведением. Анализ содержания. Описание портрета царя Петра I. Рассуждение о смелости. Подбор своих заголовков к рассказам - по иллюстрациям.

Тема 8. Анатолий Митяев «Сражение при Гангуте» (1ч.)

Биография А.Митяева. Знакомство с произведением. Объяснение непонятных слов. Восстановление текста с помощью слов для справок. Соединение частей предложений для восстановления военного плана Гангутского сражения.